Сказочные старухи из разных стран, которыми пугают детишек
910
просмотров
Почти в каждой стране есть своя легендарная ведьма или волшебница (и говорят, в очень-очень старые времена разницы между первыми и вторыми не было). Иногда учёные предполагают, что они произошли от старинных забытых всеми богинь. Сила, мудрость, хитрость и управление животными или силами природы — да, эти черты сказочных ведьм заставляют задуматься.

Баба Яга

Никто не знает точно, откуда происходит её имя, но ясно, что она была известна древним славянам ещё до принятия христианства. В сказках каждому, кто оказывается в её избушке, она угрожает, что сейчас его съест, но потом или даёт себя обмануть, или помогает герою. Она не подпоясывает одежду и не подвязывает волос, словно дикарка или сумасшедшая.

Баба Яга летает в огромной ступе, у неё неживая нога — костяная, глиняная или золотая, и иногда ещё дочери-волшебницы. Она может приказывать лесным зверям, у неё хранится множество магических вещей, и герою надо выманить их или выполнить ради них сложное задание. А иногда она просто их дарит!

Кадр из фильма «Василиса Прекрасная».

В сказке про Бабу Ягу и Василису Прекрасную девушку напрямую посылают к ведьме за огнём мачеха и сёстры, надеясь, что ведьма её съест. Баба Яга соглашается взять Василису в служанки (и, возможно, ученицы), а потом расплачивается с ней черепом, у которого горят глаза. Взгляд этих глаз сжигает и мачеху, и сестёр, и вот, что интересно — в других сказках персонажи под именем «Василисы» всегда волшебницы. Может быть, они представляют собой собирательный образ молодого поколения ведьм, выучившегося у своей праматери?

В Ярославской области есть музей Бабы Яги, и Русской Православной Церкви это очень не нравится. Но в России Баба Яга настолько популярна, что её не устают делать персонажем уже современных литературных и киносказок.

Сбежавшая из ада Баба Яга общается с чёртом в польской короткометражке цикла «Легенды Польши». Баба Яга в центре

Фрау Холле

Мы знаем фрау Холле как госпожу Метелицу из переводных немецких сказок. У братьев Гримм к ней на службу поступает девушка. Когда девушка вытряхивает перины своей хозяйки, на земле идёт снег. Выглядит фрау Холле как некрасивая старая женщина с длинными зубами. В немецких землях её очень любили, и каждая деревня, рядом с которой была гора, утверждала, что именно на этой-то горе их госпожа Метелица и живёт.

Некоторые исследователи считают, что «Холле» было прозвищем германской богини Фригг, покровительницы женщин. Другие возводят имя госпожи Метелицы к самой Хель, богини мира мёртвых — тем более, что попасть к фрау Холле можно упав в колодец. Такие выводы кажутся странными только тем, кто читал одну лишь сказку братьев Гримм.

Фрау Холле — добрый персонаж. Женщины искали покровительства этой волшебницы. Кадр из фильма «Бабушка Метелица».

Исследовательница Хейда Гёттнер-Абендрот нашла множество сюжетов с фрау Холле. В них она не только управляет снегом, но и прогоняет весной холод из земли, учит женщин прясть и ткать, помогает роженицам и уносит души некрещённых младенцев с собой, если дети умирают, не успев получить имени. Есть даже сказка, где у фрау Холле есть свой собственный источник с детскими душами — душами тех малышей, которым только ещё предстоит появиться на земле!

На Святки фрау Холле, совсем как Баба-Яга Пехтра из славянских земель Германии или фея Бефана в Италии, проверяет, кто себя хорошо вёл в прошедшем году, а кто плохо. Она также часто испытывает доброту людей, являясь к ним в виде нищей старушки. Добрых награждает, а злых наказывает. Например, сжигает.

Иногда фрау Холле убивает людей.

Ямауба

Это имя (хотя имя это или звание, непонятно) буквально означает «Горная ведьма», и живёт она в Японии. Как и Баба Яга, Ямауба некрасива, стара, ходит в неопрятной одежде и с распущенными седыми волосами. В одних сказках у неё огромный рот, от уха до уха, в других — два обычных рта рядышком друг с другом.

Ямауба ест людей, обычно случайных путников. Она может предстать перед ними в своём обычном облике, представившись беспомощной нищенкой, или обернуться красивой девушкой. Путник без страха идёт за старушкой или девушкой в хижину, и там Ямауба сковывает или связывает свою добычу, откармливает её и съедает.

Ямауба от Сууси Саваки.

Иногда она также нанимается проводницей по горам и скидывает нанимателя с кручи (наверное, так в её представлении выглядит хорошая отбивная). А в некоторых сказках её волосы превращаются в ядовитых змей, которые кусают добычу.

В диету Ямаубы входят и дети. Она выкрадывает их из-под носа у родителей. Так что японским родителям всегда есть, кем припугнуть расшалившегося малыша. Как и в Германии, во многих местах жители японских деревень утверждали, что именно на их горе и живёт Ямауба.

Но есть у ведьмы и свои слабые стороны. Например, она не может двигаться днём, а ещё её душа хранится в цветке. Если кто-то уничтожит этот цветок, ведьма погибнет.

Ямауба присматривает за будущим героем Кинтаро.

Ямауба умеет колдовать и варить зелья, она может поделиться тайным знанием, но цену назначит высокую: привести кого-нибудь на съедение. Но образ её не так уж однозначен. Можно встретить сюжет с Ямаубой, воспитывающей героя, а в более позднем осмыслении она олицетворяет силы природы и, возможно, просто защищает лес от назойливых людей. Впрочем, сочувствовать ей лучше со стороны.

Чёрная Аннис

Эта ведьма живёт в пещере возле английского города Лестер. Выглядит она как одноглазая старуха, с очень бледной кожей, длинными зубами и когтями. Когтями она и вырыла себе пещеру, а у входа выцарапала надпись: «Жилище Чёрной Аннис». Дуб, под которым вырыта пещера — последний из огромной старой рощи. Аннис вылезает из-под него только с наступлением темноты, чтобы подстеречь и поймать какого-нибудь одинокого путника. Больше всего ей, конечно, нравится нежное мясо детей. Родители раньше так и говорили детям: не болтайся на улице дотемна, Чёрная Аннис слопает.

Косплей Чёрной Аннис.

Раньше люди так боялись Аннис, что в домах возле её пещеры в стенах делали только одно крохотное оконце, и то завешивали его оберегами и волшебными травами, чтобы Аннис не засунула длинную свою руку и не подцепила младенца прямо из люльки. Когда Аннис долго не могла найти, кого съесть, она выла так громко и страшно, что крестьяне старались не отходить от очагов.

Надо сказать, что своих жертв Аннис не просто ест, но ещё и свежует. Кожу она потом вешает просушиться на дуб. Потом она носит детские шкурки как пояса. Странно, но настолько пугающий персонаж иногда возводят к кельтской богине-матери Дану. Впрочем, сейчас сомневаются, что такая богиня существовала.

Рисунок Клаудио Санчеса Вивероса.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится