Как сын казака стал художником петербургской Академии
Николай Никанорович Дубовской появился на свет в 1859 году, в городе Новочеркасске, столице Области Войска Донского. Отец Николая Дубовского был потомственным казаком, и сыну поэтому тоже была уготована военная карьера. С десяти лет он был зачислен во Владимирский кадетский корпус (гимназию) в Киеве – учебное заведение, созданное для подготовки детей дворян к офицерской службе. К тому времени юный кадет уже вовсю рисовал. Это стало самым любимым его времяпрепровождением, Николай с удовольствием прислушивался к советам своего дяди-художника и черпал вдохновение на страницах иллюстрированных журналов.
Тем не менее, жизнь его оказалась подчинена военной дисциплине – кстати, в гимназии, где учился Дубовской, преподавал другой его дядя – Аркадий Андреевич. Но увлечения Николай не бросил, он рисовал и на уроках изобразительного искусства, и во внеклассное время. Утром Дубовской поднимался за два часа до общей побудки, чтобы иметь возможность порисовать.
Сам директор обратил внимание на увлечение мальчика и настойчиво рекомендовал его отцу дать Николаю возможность учиться живописи.
После окончания гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской отправился с благословения отца в Петербург, где стал вольнослушателем, а затем и учеником Императорской Академии художеств. Учителем Дубовского был, помимо прочих, Михаил Клодт, который возглавлял мастерскую пейзажной живописи. Уже тогда этот жанр, достаточно молодой, испытывавший на себе влияние модерна, стал основным в творчестве Николая Никаноровича. Как позже заметил его друг, художник Яков Минченков, в реальной жизни Дубовской искал вдохновение для своих произведений, а в живописи укрывался от тревог повседневной жизни, перешагивая грань, разделяющую реальность и мир, где царили мечты.
Дубовской - лучший пейзажист своего времени?
Когда группа, состоящая из четырнадцати художников, покинула стены Академии, выражая таким образом протест против правил проведения конкурса на большую золотую медаль, Дубовской был еще ребенком. Но в 1881 году он повторил этот «бунт», бросив это учебное заведение несмотря на серьезные достижения в обучении: за четыре года занятий Дубовской уже получил четыре малые серебряные медали за свои картины, мог претендовать на большую золотую медаль, как, впрочем, и на поездку в Италию по «пенсиону». Дальнейшие занятия живописью художник организовывал сам, учителем его стала сама природа.
Тогда на свет появились те пейзажи, с которых началась, пожалуй, история успеха и признания Дубовского как выдающегося пейзажиста – «Перед грозой», «После дождя». Эти работы художник отправил на выставку Общества поощрения художников, получив за них премии.
В 1884 году Дубовской впервые принял участие в выставке передвижников, представив на суд зрителей, помимо прочих своих картин, «Зиму».
Эта работа не могла остаться незамеченной: свежесть красок, точность передачи света, то настроение, которое создавала картина у стоявших перед ней зрителей, приковывали к ней внимание и критиков, и художников, и коллекционеров. Павел Третьяков, выразив намерение купить «Зиму» для своей коллекции, заплатил за нее Дубовскому пятьсот рублей – против семидесяти пяти, заявленных первоначально художником в качестве цены за работу.
В работах Дубовского критики усматривали не только влияние сильнейших мастеров пейзажа того времени – Алексея Саврасова, Архипа Куинджи – но и собственное тонкое восприятие художником природы, способность чувствовать ее связь с человеком, с его внутренними переживаниями.
Выставки передвижников станут для Дубовского главным способом общения с публикой, за свою жизнь он отправит на них сотни своих работ. Уже в восьмидесятых годах художник стал членов Товарищества передвижных художественных выставок, и в дальнейшем непростая и противоречивая история этой организации будет тесно связана с именем Дубовского, который исповедовал ее идеалы и принципы до самого конца жизни. Он стремился быть честным перед собой и искусством и служить народу – и это находило отклик в сердцах современников Дубовского, среди горячих поклонников его творчества был не только меценат Третьяков, но и многие художники, в первую очередь – Илья Репин.
На репинской даче под Петербургом Николай Дубовской проводил много времени за этюдами, работая на пленэре. Художника приглашал в свой дом в Кисловодске и один из руководителей Товарищества передвижников Николай Ярошенко. Дубовской много путешествовал, он побывал в разных уголках России и Европы, многократно посещал Италию, Грецию, Швейцарию и Францию, ездил в Турцию.
Важной, знаковой его работой стала картина под названием «Притихло», написанная в 1890 году. Художник создал ее по этюдам, которые написал у Белого моря. «Притихло» - это демонстрация одновременно величественного и тревожного великолепия природы, тишины, предшествующей разгулу надвигающейся стихии. Глядя на картину, трудно не испытывать чувство собственной незначительности, ничтожности перед лицом сил природы.
Эту работу сразу же на выставке приобрел император Александр III, отправив ее в Зимний дворец. Картина, таким образом, оказалась недоступна для широкой публики. Тогда Павел Третьяков заказал Дубовскому повторение, и вторая версия «Притихло» понравилась меценату даже больше, чем оригинальное произведение. Сейчас обе картины экспонируются соответственно в Русском музее в Санкт-Петербурге и в московской Третьяковской галерее.
Новые мотивы, появившиеся в картине «Притихло», стали основными и в последующих работах художника. Произведения Дубовского производили сильный эффект, несмотря на то, что их главным наполнением были тишина и даже пустота. «Тихий вечер», «На Волге», «Море. Парусники» – эти и другие картины написаны на простой сюжет, лаконичны, и все же задерживают взгляд на продолжительное время и находят отклик в душе зрителя.
Это и были те самые «пейзажи настроения», произведения, что позже будут выделены в отдельное направление пейзажной живописи. Дубовской точно подметил это свойство природы, когда взор человека воспринимает в первую очередь то, что оказывается близко его душевному состоянию. Такими он и создавал свои пейзажи – они становились словно зеркалом, в котором каждый мог увидеть свое, сокровенное.
Итоги творческой жизни и наследие Николая Дубовского
Дубовской был не просто предан принципам передвижников, он стал примиряющей стороной для разных групп и разных поколений художников. Жизненная философия позволяла ему, опираясь на наследие мастеров старшего поколения, искренне интересоваться новаторскими подходами молодежи, а потому на протяжении значительного периода времени он стал фактически организатором работы передвижных выставок.
С девяностых годов позапрошлого века его имя приобрело большое влияние и в кругах академических. После реформы, которую Академия художеств пережила в 1893-1894 годах, Дубовской был вхож в состав разных ее комитетов и комиссий. С 1911 года он наконец дал согласие на то, чтобы возглавить пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии – после смерти живописца Александра Киселева, прежнего руководителя. К своим ученикам он относился мягко, но требовательно, требуя от них разностороннего художественного развития, но не навязывая собственное восприятие.
Он много интересовался наукой и многими видами, направлениями искусства, считая, что все они находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга. В круг общения Дубовского, весьма обширный, входили не только художники, но и ученые. Тесную связь он поддерживал с Дмитрием Менделеевым, водил дружбу с Иваном Павловым. Дубовской был женат на художнице Фаине Николаевне, в девичестве Терской, женат, как считалось, счастливо, оба супруга, не придавая чрезмерного значения практической, «мещанской» стороне жизни, куда большее внимание уделяли не быту, а общению, творчеству, служению своим идеалам.
Николай Дубовской умер 28 февраля 1918 года в Петрограде, скоропостижно, от «паралича сердца». Он был полон идей и готов к работе, но рушившийся в то время жизненный уклад, как и переоценка роли и места изобразительного искусства, по-видимому, исчерпали его силы. Дубовской так и остался для следующих поколений мастером старого, дореволюционного искусства, а впрочем, спустя некоторое время его имя, поначалу просто используемое для обличения «бесполезных» направлений искусства, и вовсе забылось.
В годы советской власти большая часть картин и этюдов Дубовского оказалась разбросана по многим – более семидесяти – провинциальным музеям СССР. Это было сделано, как считалось, для того, чтобы «приблизить» периферию к предметам искусства двух столиц, фактически же наследие Дубовского было уведено из-под сферы внимания искусствоведов и вообще ценителей живописи. Даже коллекция его работ в Третьяковской галерее (а всего картин его авторства меценатом было приобретено десять) оказалась раздробленной, несмотря на волю самого Павла Третьякова.