Можно сказать даже более – они почитают себя истинно православными в отличие от тех, кто принял реформу Никона, то есть – паству Русской православной церкви. Старообрядцы считают их отступниками от истинной веры, которой придерживались все русские святые от времен Крещения Руси.
Нельзя сказать, что отличия старообрядцев от никонианцев, то есть большинства современных российских православных, так уж велики. И те, и другие христиане, признают установленные первыми семью вселенскими церковными соборами догмы.
Различия упираются в основном в формальные стороны религиозной деятельности: в обрядовую систему, особенности богослужения, церковной одежды. Известные всем двоеперстие, хождение по солнцу на крестном ходе, произнесение прославления «аллилуйя» дважды, а не трижды, земные поклоны, а не поясные – отличают старообрядцев от никониан.
Более серьезные отличия (с богословской точки зрения) содержатся в духовной литературе, которую никониане подвергли исправлениям в соответствии с традициями греческих православных церквей XVII века. В рамках исправлений производилась замена написания ряда слов: «Исус» был заменен на «Иисуса», «вечное» на «бесконечное» и т.п.
Смысл здесь не менялся, но глубокое возмущение несогласных с реформой вызвало внесения изменений в текст Символа Веры, закрепленный решениями двух первых вселенских соборов. Из предложения, где Сын Божий рожден, а не сотворен, убран союз «а», то есть ликвидировано важнейшее противопоставление в определении сущности Иисуса.
В старом варианте о Царстве Божием говорилось, что ему нет конца, а в новом, что ему не будет конца. И наконец, из определения Святого Духа убран эпитет «истинный», что многими воспринималось как кощунство.
Однако данные разногласия носили поверхностный характер, и их вполне можно было бы преодолеть при наличии желания вести дискуссию. Но вот его-то как раз не было ни у одной из сторон. Впрочем, несогласные, хоть и непримиримые старообрядцы, готовы были доказывать свою правоту, но Никон и царь Алексей Михайлович, проводившие реформу, спорить не собирались, утверждая ее в качестве безусловного закона.
Решением церковного собора 1666 года реформа была принята к обязательному исполнению, а противники объявлялись еретиками-раскольниками. Именно гонения, обрушившиеся на старообрядцев после этого и продолжавшиеся больше ста лет, сделали старообрядцев непримиримыми по отношению к официальной Русской православной церкви.
Длительное обособленное существование при отсутствии единой церковной организации привело к разделению старообрядцев на множество течений и учений. По наличию или отсутствию духовенства они разделились на поповцев и беспоповцев, которые, в свою очередь составили много внутренних направлений. Первые имеют церковные организации, а вот вторые обходятся без нее.
Время противостояния с РПЦ не прошло бесследно, и потому никакого воссоединения не произошло и после прекращения преследования старообрядцев. Хотя прежней вражды нет, каждая из сторон по-прежнему считает другую заблуждающейся.
Правда есть точка зрения, что термин «староверы» относится к совершенно иному религиозному направлению, к христианству отношения не имеющему, что в корне неправильно. Тем не менее, термин употребляется в отношении верования, которое также называют неоязычеством или родноверием.
Современные его апологеты утверждают, что оно непрерывной линией идет от древнеславянского язычества и сохраняет веру в силы природы, древнеславянские божества Перуна, Макошь, Велеса и т.д. Однако на самом деле никакой преемственности с древним славянским язычеством здесь нет.
Это псевдоязычество возникает сравнительно недавно – в XIX веке, причем у западных славян – поляков. В России ее последователи появились чуть ли ни вчера – в конце существования СССР, сначала в виде псевдоязыческих общин последователей «родной веры» во главе с такими же псевдоволхвами. Их количество составляло в конце 1980-х уже несколько десятков. Можно вспомнить, что в то время каких только религиозных течений не появлялось.
Главные идеи родноверов заключали в себе мысль, что принятое князем Владимиром христианство разрушило высокую языческую духовную культуру, разорвало связь славян с природой. В начале 90-х гг. образуются уже более крупные родноверческие организации, вроде Московской славянской языческой общины.
Они устраивают языческие богослужения, проповедуют возрождение языческих обрядов и праздников. Эти псевдоязычники отмечают день Купалы вместо христианского праздника Иоанна Предтечи, языческую Масленницу вместо христианского начала Великого поста и т.п.
Одной из крупнейших организаций этого направления становится учрежденный в 1997 году «Союз славянских общин родной веры», включивший в свой состав целый ряд общин. Периодически созываются слеты подобных организаций.
Это движение с самого начала имело ярко националистическую окраску, пропагандируя идею о культурно-религиозной связи славян с Ариями. Попутно присутствует и антисемитская окраска, поскольку христианская религия трактуется как созданная и чуть ли не навязанная Руси евреями. Не имея настоящих знаний о славянском язычестве, родноверы по большей части фантазируют на эту тему, создавая, по сути, секты.
Родноверы как достижения дохристианской славянской культуры подают откровенные, давно определенные как подделки, текстовые произведения типа «Велесовой книги».
Встречаются разновидности родноверов, которые пытаются связать языческие традиции с христианскими, указывая на ранний период христианизации Руси, когда для русских было характерно двоеверие – вера в духов предков и силы природы сочетались с идеологией православия.
Подобные течения как правило воспринимаются как разновидность реконструкторских объединений, характерных и для Западной и Северной Европы, где отдельные персонажи устраивают почитание Одина и Тора. Правда в основном к высшей и наиболее духовной расе они себя не относят.
Хотя в России официально зарегистрировано около десятка родноверских организаций, общее число их сознательных участников невелико и на религиозную жизнь в стране они никакого влияния не оказывают.