«Суда Камбиса» Герарда Давида: как поступали с продажными судьями в эпоху Ренессанса
0
0
1
1,630
просмотров
Герард Давид (1460-1523) был ранним нидерландским художником и мастером иллюминированных рукописей (лицевых рукописей), известным своим блестящим использованием цвета.

До наших дней сохранился лишь один краткий очерк о его жизни, и небольшое число произведений, в основном религиозного характера, но наибольший интерес представляют вовсе не они, а так называемым «Суд Камбиса», созданный мастером в конце XV века и дающий вполне яркое представление о том, как поступали с продажными судьями в эпоху Ренессанса.

Но какой же тайный смысл скрывает в себе это произведение?

Диптих «Суд Камбиса».

Следует отметить, что Герард Давид был очень успешным художником на протяжении всей своей карьеры и, вероятно, управлял двумя мастерскими: в Антверпене и Брюгге.

Но вскоре после смерти оказался абсолютно забыт вплоть до начала 1860х годов, когда исследования британского искусствоведа Уильяма Генри Джеймса Уила, проведенные им в архивах Брюгге вновь не возродили интерес публики к работам мастера.

Автопортрет мастера (фрагмент картины «Дева среди дев»).

О религиозных произведениях Давида можно говорить достаточно долго, но одним из самых любопытных (и странных) творений художника предстает вовсе не картина по библейским мотивам, а диптих (произведение, состоящее из двух частей) «Суд Камбиса», выполненный мастером по заказу олдермена для Ратуши Брюгге в 1498 году.

На панелях изображена относительно осовремененная история персидского судьи Сисамнеса. Сам сюжет основан на событиях, описанных в книге «История» греческого историка Геродота (считающейся первым из полностью сохранившееся исторических и прозаических произведений европейской литературы).

Фрагмент с получением взятки и арест судьи.

Сисамнес был одним из самых уважаемых царских судей, но будучи подкупленным вынес совершенно несправедливый приговор, узнав о котором царь Камбис II (правивший в 530—522 годах до н. э.) велел по всей строгости наказать виновного.

Надзирательные изображения были очень популярны в Европе конца XV века, погрязшей в коррупции и остро нуждающейся в реально беспристрастных судьях.

Несмотря на то, что долгое время мечты о беспристрастных судьях оставались лишь утопией, Давид вполне ярко смог показать, каким должно быть наказание коррупционеров по мнению его современников.

На левой части диптиха изображено собственно получение взятки и арест неправедного судьи Сисамнеса.

А на правой панели судьба Сисамнеса, ожидавшая его уже после вынесения приговора.

Но особо примечательно, что на заднем плане второго произведения Давид изобразил еще одну сцену, представляющую собой продолжение истории.

Наказание Сисамнеса и фрагмент е его сыном.

Даже после наказания несправедливого и алчного судьи, на судейском троне, место него уже восседает его сын... Что вполне ярко намекает на то, что даже несмотря на суровость наказания победить коррупцию и несправедливость так и не представляется возможным.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится