Шлем Александра Македонского: легенды и мифы
Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.
Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.
Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.
Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская
В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.
После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.
Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.
В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.
Траурная колесница в описаниях прошлого
В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.
А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.
Саркофаг: история и вымысел
По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.
На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.
Могила в пустыне?
Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.
В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.
Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.
Копия легендарного шлема
История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого – медь и цинк. Толщина листа – 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.
Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.
Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.
Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.