Счастье для художника — вовремя найти щедрого и понимающего мецената. Виктор Васнецов, обосновавшись в 1878 году в Москве, следующей зимой познакомился там с богатым промышленником и железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым. Страстный ценитель искусства, Мамонтов окружил себя лучшими художниками и музыкантами; в эту компанию приняли и Васнецова. «Работая с ним, немудрено взвиться выше облака ходячего», — отзывался живописец о меценате.
В это время Васнецов вместо злободневной жанровой живописи заинтересовался историческими и сказочными сюжетами, за что его критиковали бывшие единомышленники. А Савве Ивановичу это, наоборот, нравилось. Он заказал художнику сразу три полотна, чтобы украсить кабинет правления Донецкой каменноугольной железной дороги — важной транспортной артерии, которую строили от шахт Донбасса к Мариупольскому порту. Мамонтов был председателем правления компании.
Сюжеты художник выбирал сам. «Все эти картины были созданы Васнецовым как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дорогой богатого Донецкого края…» — вспоминал сын Мамонтова Всеволод. Одно из полотен, невозможный с точки зрения исторической достоверности «Бой скифов со славянами», посвящалось прошлому региона. Второе, «Ковер-самолет», символизировало развитие транспорта. Третье, по мотивам сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» из сборника под редакцией Александра Афанасьева, раскрывало тему полезных ископаемых. Имелись в виду природные богатства Донецкого края, поэтому одна из «Трех царевен подземного царства» у Васнецова связана с золотом, а две другие не с серебром и медью, как было в сказке, а с драгоценными камнями и каменным углем.
Члены правления сказочную тему не оценили: сюжеты показались им недостаточно серьезными для крупной железнодорожной компании. Тогда Савва Мамонтов купил два из трех полотен для украшения своей столовой. «Трех царевен подземного царства» приобрел его брат Анатолий. Три года спустя Васнецов написал второй вариант этой картины — для киевского землевладельца и мецената Ивана Терещенко.
➀ Царевна «золото». Самая высокомерная из сестер, она вся, даже лицо и руки, написана в золотистых тонах, а горделивой статичной позой похожа на статую. Богатый наряд царевны стилизован под русский девичий костюм допетровской эпохи: поверх сорочки с длинными рукавами, собранными в складки, надета парчовая ферязь; грудь и плечи покрывает ожерелье — так в те времена назывался вышитый воротник; головной убор напоминает традиционный русский венец — коруну.
➁ Царевна «драгоценный камень». Наряд второй сестры тоже напоминает традиционный русский девичий костюм, но богаче расшит самоцветами, согласно ее «специализации».
➂ Царевна «каменный уголь». Младшая сестра стоит особняком и одета непохоже на старших. Она не просто выглядит скромнее — в допетровской Руси был немыслим наряд девушки, открывающий руки до плеч. Платье царевны, олицетворяющей каменный уголь, ассоциируется одновременно с восточными фантазиями и европейскими бальными нарядами 1870-х годов. Над головой девушки художник написал язык пламени. Если добыча золота и драгоценных камней — это традиционные отрасли, то каменный уголь — топливо, ставшее особенно значимым в век парового транспорта. Угольная промышленность служила развитию технологий, современных художнику и устремленных в будущее.
➃ Платки. Их держат только старшие сестры, руки царевны «каменный уголь» свободны. Девушка — символ быстро развивающейся отрасли, благодаря которой едут паровозы, — не белоручка, подчеркивает художник.
➄ Колодец. В нескольких вариантах сюжета русской народной сказки о трех царствах главный герой попадает туда, спустившись в глубокую дыру в земле. Там он спасает из плена мать и уводит с собой трех прекрасных царевен. Этот сюжет показался художнику и заказчику подходящим, чтобы раскрыть тему богатства земных недр. В волшебных сказках протагонист нередко отправляется в страну, расположенную под землей либо в другом труднодоступном месте: высоко в горах, за морем или за темным лесом, — по смыслу на «тот свет», в мир духов и умерших предков. И, пройдя испытания, возвращается оттуда с сокровищами, чудесными умениями или невестой (фольклористы видят в этом отражение древних ритуалов инициации).
➅ Веревка. По ней в сказке главный герой спускался в подземный мир, откуда и вызволил трех царевен. После того как девушки поднялись по веревке, его завистливые старшие братья обрезали ее, чтобы герой остался там. Поэтому младшая царевна, его невеста, так печальна.
➆ Пейзаж. Темные скалы контрастируют с насыщенными красками закатного неба. Яркий и довольно плоско написанный фон с силуэтами летучих мышей создает впечатление театрального задника, придавая декоративности картине, которая предназначена для украшения интерьера.
1848 — родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 — учился в Вятской духовной семинарии, где в том числе осваивал иконопись.
1868–1875 — учился в Академии художеств в Петербурге, подрабатывал иллюстратором.
1877 — женился на Александре Рязанцевой, девушке из купеческой семьи и выпускнице первых женских курсов Медико-хирургической академии. В браке родилось пятеро детей.
1878 — был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Переселился с женой в Москву.
1893–1894 — по собственному эскизу построил в Москве дом с мастерской.
1880 — написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», знаменующую смену интересов художника: вместо жанровой живописи Васнецов увлекся исторической и сказочной тематикой.
1882 — в усадьбе Мамонтовых Абрамцево возвел однокупольную церковь Спаса Нерукотворного.
1926 — умер от паралича сердца, похоронен на Введенском кладбище в Москве.