Улыбка Нефертити
Когда в 1912 году при раскопках города Ахетатона в Египте в доме древнего скульптора Тутмоса был обнаружен этот бюст, археологи были поражены его сохранностью. В отличие от парного к изображению Нефертити бюста фараона Эхнатона, получившего за время существования сильные повреждения, бюст царицы дошел до наших времен почти без потерь – пострадали только уши и отсутствовала вкладка левого глаза.
Научные исследования установили возраст находки – оказалось, что бюст появился в середине XIV века до нашей эры, во время так называемой амарнской эпохи в древнеегипетском искусстве, совпавшей с правлением Эхнатона и отличавшейся реалистичностью, вплоть до натурализма. Этот шедевр, созданный в мастерской прославленного скульптора той поры Тутмоса, как и ряд других скульптур, стал предвестником возникновения почти через тысячу лет особого явления в древнем искусстве – архаической улыбки.
Архаическая улыбка
Архаический период истории Древней Греции продолжался с VII до IV век до н.э. Тогда возникла и делала первые шаги философия, развивалось представление о мире и космосе, и человек начинал казаться сам себе существом, сравнимым с богами. Возможно, это была одна из причин для изображения художниками улыбающихся лиц. Статуи архаики – это фигуры юношей и девушек, молодых и сильных, и улыбки на их лицах – как свидетельство торжества жизни. Куросы (мужские статуи) и коры (женские) сохраняют это выражение лица и в сюжетах охоты, ранения – что порой выглядит неестественно.
По другой версии, выдвинутой искусствоведом Б.Р. Виппером, архаическая улыбка имеет вполне практическое объяснение: «Художник ставит своей задачей индивидуализировать образ, оживить, одухотворить его, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих архаических статуй выражение улыбки или удивления».
Способы высекания фигур из камня в Грецию пришли от скульпторов Древнего Египта, но если египетское искусство представляет область скорее тайн, нежели открытий, греческая архаика дает современному миру куда более определенный посыл – о всепобеждающей молодости, силе и красоте.
Улыбка Пэкче
Изображения Будды всегда улыбчивы, такова суть этой религии – гармония с реальностью, безусловная благожелательность к миру. Согласно учению, причины страданий заключены внутри человека, и освободившись от этих причин, можно стать счастливым. Теплая улыбка – одно из семи ежедневных пожертвований в буддизме.
Одним из знаковых произведений искусства в этом смысле признаются скульптуры Пэкче, которые были обнаружены в Корее и считаются ценным памятником древнего восточного искусства. На губах застывших в камне лиц блуждает загадочная, непостижимая улыбка, а сами статуи воплощают собой отрешенность от окружающего их мира.
Некоторые исследователи приписывают стиль фигур Пэкче влиянию южно-китайской культуры государства Лян. Так или иначе, холодные безмолвные камни, из которых сделаны скульптуры, благодаря особой улыбке Пэкче буквально излучают тепло. Художники Пэкче в свою очередь сильно повлияли на скульптурные традиции Японии, многие статуи японских мастеров созданы на основе наследия корейских предшественников.
Готическая улыбка
Средневековье надолго отучило художников изображать счастливые лица. Улыбка, как и смех, были в эти времена не в чести. Тем не менее один из самых главных соборов европейского католицизма славится «улыбающимися ангелами».
Собор Нотр-Дам в городе Реймсе был построен в XIII веке, а церковь на его месте существовала к тому времени уже около восьмисот лет. Это один из самых больших и красивых соборов Франции, имеющий к тому же славу места коронации почти всех французских королей. В 498 году в Реймсском соборе был крещен Хлодвиг I.
Фасады собора украшены бесчисленным количеством фигур ангелов, но два из них, окружающие Святого Никеза, изображены улыбающимися. Это был на тот момент революционный шаг в искусстве – как символ скорого Возрождения.
Статуи, расположенные в северной части восточного фасада собора на высоте 87 метров, были созданы примерно в 1240 году, а прославились после их повреждения при бомбежке в Первую мировую войну. Выражения лиц ангелов, возможно, призваны передать, что они знают что-то, что недоступно человеческому разуму.
Улыбка Возрождения
Символом улыбки эпохи Возрождения традиционно считается Джоконда да Винчи, но у гениального Леонардо, как и у других мастеров Ренессанса, достаточно и других произведений, завораживающих зрителя загадочностью облика человека на картине. Еще один ангел, как будто скрывающий за улыбкой знания о тайнах мироздания, изображен на картине «Мадонна в скалах».
Главная особенность произведений эпохи Возрождения – в новом умении человека смотреть на себя и себе подобных как на отдельный прекрасный мир, полный тайн и будущих открытий.
Рафаэль Санти изобразил на автопортрете улыбку, которая сравнима с загадочной усмешкой Моны Лизы – полуулыбка, заставляющая вглядываться в лицо человека на картине и видеть его изменчивое, непостоянное выражение