Кто и зачем возвёл нетрадиционное святилище в Бельгии?
На первый взгляд, это обычная католическая церковь с остроконечным куполом. Но достаточно лишь изменить ракурс, происходит невероятное: стены словно раздвигаются, давая возможность солнечному свету проникнуть внутрь здания, заполонив его пространство. Впрочем, в этом нет ни капли волшебства. Здание – всего лишь результат смелого замысла и тщательного архитектурного расчёта.
«Читая между строк» — разработка студии Гийс Ван Ваеренберг, которую основали два начинающих бельгийских архитектора Петерьян Гийс и Арноут Ван Ваеренберг. Именно они спроектировали и построили эту необычную прозрачную церковь.
Это уникальное здание было возведено в рамках арт-проекта Z-OUT («Искусство в открытом пространстве»), организованного хассельтским арт-хаусом Z33. Цель проекта – акцентировать внимание на современной архитектуре, подчеркнув тесную взаимосвязь традиций и инноваций. Основной задачей проекта сами основатели видят продвижение архитектурного модерна в Бельгии.
Спецпроект с символическим названием «Читая между строк» был представлен борглонским жителям и лимбургскому муниципалитету 24 сентября 2011 года.
Внешний вид костела действительно вызвал восторг у местных жителей и опытных архитекторов. С одного ракурса постройка выглядит как типичная громоздкая католическая церковь с остроконечным куполом, и уже с другого — это воздушное и легкое здание, сливающееся с окружающей местностью благодаря уникальному хитросплетению строительных материалов.
Особенности инженерной и архитектурной мысли
Храм был спроектирован по образу традиционных местных святилищ, но благодаря творческому подходу к реализации сооружения классическая концепция превратилась в оригинальный объект современного искусства.
Название «Читая между строк» подчёркивает таинственный и неизведанный характер этого костёла.
Главным стройматериалом арт-объекта служат пластины из стали, которых насчитывается около 2 000 элементов. Все они распределены в сто слоёв. Конструкция высотой 10 метров весит 30 тонн, поэтому архитекторами было решено сделать основание прозрачной церкви из бронированного бетона.
Пустоты между пластинами, толщина которых составляет всего пару сантиметров, делают конструкцию «парящей», поэтому посетители могут буквально видеть сквозь стены, наслаждаясь красотами окружающей местности.
Ещё одним интересным аспектом церкви является игра света и тени, которая особенно ощутима для зрителя, когда он находится внутри здания. В течение дня интерьер строения меняется в зависимости от положения солнца и направления солнечных лучей по отношению к нему.
Наиболее впечатляюще церковь выглядит во время заката, когда помещение наполняется сочными красками уходящего за горизонт солнца. Снаружи в зависимости от угла обзора конструкция может казаться трехмерной и массивной, но чаще всего она «сливается» с окружающим пространством.
Храм, в котором не молятся
Эта необычная прозрачная церковь не выполняет классическую функцию для храма. За последние десять лет в ней не проводилось ни одно богослужение. Ее основная миссия заключается в том, чтобы стать архитектурным наследием, отражающим истинную природу церквей в этом регионе.
По словам архитекторов, число прихожан местных церквей ежегодно уменьшается, многие из них становятся покинутыми и заброшенными. Это означает, что будущее фламандских храмов вполне может оказаться в руках нескольких талантливых художников.
Прозрачная церковь в городке Борглон, что в провинции Лимбург, является одним из главных туристических объектов Бельгии. Она выглядит абсолютно по-разному в зависимости от времени года, суток, перспективы и погодных условий. Особенно фантастически и нереально церковь выглядит на закате и восходе.
Возможно, архитекторы руководствовались божественным провидением, ведь не зря же данное здание приняло форму костела. Глядя на такую красоту, невозможно не думать о божественном и благородном.
За последние годы архитекторы из стран Бенилюкса спроектировали ряд зданий, привлекающих внимание своей самобытностью. Например, одним из наиболее необычных пешеходных мостов в мире является «Мост Моисея» в Хальстерене, Нидерланды. Впрочем, даже тысячи лет назад люди умели создавать непревзойденные архитектурные памятки, строения которых вызывают неподдельный интерес. Например, многим современным инженерам и архитекторам невдомёк, зачем египтяне поднимали древние храмы на высоту 20-этажного небоскрёба и как они это сделали.