Ведута
В переводе с итальянского «ведута» означает – «вид». Это картина, рисунок или гравюра, где в подробностях изображен городской пейзаж. По сути, ведута – прообраз фотографии, золотое правило этого жанра – большая точность. Поэтому тот, кто заказывал художнику городской пейзаж, действительно увозил домой воспоминания о своем путешествии.
Истоки этого жанра следует искать у «малых голландцев» - именно нидерландские художники XVII века привили европейцам интерес к изображениям городов, которым раньше уделялось не так много внимания. «Высоким» стилем в живописи считались картины на библейские и исторические сюжеты, и пейзаж, в том числе и городской, выступал лишь в роли фона, «вида из окна». Одной из первых картин в жанре ведуты и, без сомнения, одной из самых знаменитых, стал «Вид Дельфта» Яна Вермеера 1661 года.
С развитием техники живописи, с оттачиванием навыков перспективы художники стали все чаще обращаться к изображению природы и вообще какой-либо местности, так возник новый самостоятельный жанр – пейзаж, а с ним и одна из его вариаций – городской пейзаж, или ведута. Последний стал основным направлением творчества для многих талантливых художников XVII века – таких, как Джованни Антонио Каналь, или Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Джованни Паоло Панини. Все они были мастерами, работавшими в XVIII веке в Италии – именно тогда и там ведута достигла небывалого расцвета как жанр изобразительного искусства.
Само собой, одним из самых живописных итальянских городов в те времена, как, впрочем, и сейчас, была Венеция, поэтому неудивительно, что на ее улицах и набережных чаще, чем в других уголках страны, можно было встретить пишущего пейзаж художника-ведутиста. Каналетто, считающийся величайшим мастером ведуты, был новатором и в технике создания пейзажа – вначале он имел обыкновение делать наброски карандашом.
Работа художников на пленэре стала проще и удобнее после появления в 1841 году оловянного тюбика для масляных красок, изобретателем стал американский художник Джон Ренд. Но в XIX веке интерес к жанру стал угасать – это было связано и с разгоравшимися на Апеннинском полуострове вооруженными и военными конфликтами, и с новыми веяниями в живописи и искусстве вообще, где на первый план постепенно выходил модерн.
Каприччио
Схожий с ведутой, но все же иной жанр пейзажа – каприччио – появился как художественный способ выражения фантазий художника – собственно, это понятно и из названия, «каприччио» в переводе с итальянского – «каприз, причуда». Так в 1617 году – «Каприччи» – назвал свою серию офортов французский художник Жак Калло. И Франсиско Гойя выпустил в 1799 году свои «Капричос». Но в истории искусства за этим термином все же стоит совсем другое.
Каприччио - это пейзаж, на котором художник изображает руины античных храмов и других сооружений – как реальные, так и вымышленные. Немудрено, что наибольшее признание ждало каприччио тоже в Италии – прежде всего благодаря огромному количеству древнеримских развалин и следов античного искусства на всей территории страны. К тому же в Европе XVIII века после обнаружения городов Помпеи и Геркуланума, погибших в результате извержения Везувия в 79 году, интерес к древностям был невероятно велик.
Произведения, выполненные в этом жанре, оказались удивительно востребованными, да и художникам было куда проще получить заказ у любящего старину состоятельного туриста, чем искать покупателей на жанровые и исторические полотна. В картинах-каприччио воплощалось стремление мастера к совершенству – не имело значения, насколько достоверно изображенное на холсте. Для большего эффекта добавляли стаффаж – маленькие фигурки людей и животных; случалось, их изображали не сами пейзажисты, а другие художники.
Каприччио отличались беззаботностью, легкостью, романтическим настроением. Мастерами этого жанра были все тот же Каналетто, Марко Риччи, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини.
Ведута и каприччио в России
В Российской империи в жанре ведуты работали Федор Яковлевич Алексеев, которого называли «русским Каналетто», Михаил Иванович Махаев, Василий Семенович Садовников, а также некоторые выходцы из Италии, нашедшие свое призвание на российской земле – Джакомо Кваренги, Луиджи Премацци. Они создавали детальные изображения русских городов, прежде всего, старой и новой столиц, ездили «для снятия видов» в дальние губернии. Ведуты русских художников увековечивали красоту повседневной жизни, а спустя годы стали и важным историческим материалом благодаря точности в изображении деталей.
В отечественном искусстве в XIX – XX веках городскому пейзажу все больше отводилась роль вспомогательная, позволяющая художнику точнее выразить свой замысел – лирического произведения, картины на сказочную тему или романтического сюжета. В советский период куда более востребованным видом пейзажа становится пейзаж индустриальный.
Произведения, написанные в жанрах ведуты и каприччио, способны помочь зрителю совершить мысленное путешествие не только в другую страну, но и в другое время, а еще – заглянуть в мир художника, создавшего картину. Возможно, в этом один из секретов особой притягательности этих пейзажей, которую можно ощутить, например, в Третьяковской галерее.