Венский сецессион: протестное искусство Густава Климта и соратников
1,120
просмотров
Венский сецессион основал, бросив вызов традиционной школе, великий Густав Климт с соратниками.

Протест молодых художников

Венский сецессион — это не просто нарядное здание в центре австрийской столицы. Это целое объединение художников, которые в конце XIX века пошли против господствующего в искусстве диктата историзма и основали собственный кружок свободного искусства.

Австрийским искусством в те времена заправлял Дом художников. Это было первое выставочное объединение в немецкоязычном пространстве, созданное самими художниками. Задумывалось оно как «собрание молодых художников и академиков», но очень быстро потеряло свой изначальный запал. К концу XIX века Дом художников проповедовал исключительно строгие принципы историзма, а юные художники, состоявшие в кружке, жаждали новых форм и линий. После поражения на выборах объединения в 1896 молодые художники объявили о создании собственного кружка: «Объединения австрийских живописцев — венского концессиона». В то время их поступок выглядел настоящим бунтом.

К Венскому сецессиону примкнули все самые молодые и талантливые художники того времени. Именно поэтому, кстати, сецессион нередко называют также югендстилем. Альфред Роллер, например, считается одним и отцов-основателей австрийского модерна. Он был не только президентом сецессиона, но и главным художником Венской оперы и руководил Венской художественно-промышленной школой. Он же разработал и знаменитый сецессион-шрифт, который вы наверняка видели на венских плакатах эпохи модерна. Коломан Мозер выставлялся в Австрии и Германии, а до этого какое-то время преподовал живопись у детей австрийского эрцгерцога Карла Людвига, состоял в кружке Зибенер-Клуб, который был предшественником сецессиона. Йозеф Хоффман, ученик знаменитого Отто Вагнера, долгое время был главным архитектором Вены. Йозеф Мария Ольбрих был известным архитектором и построил то самое здание, где проходили выставки сецессиона. Макс Курцвайль выставлялся во французском Салоне. Самым известным из бунтарей был, конечно, Густав Климт, которого часто называют идейным вдохновителем сецессиона. Он был почетным членом университетов Мюнхена и Вены, а его картины сегодня стоят миллионы долларов.

Сецессион-шрифт, разработанный Альфредом Роллером.

Архитектура «практической полезности»

Но в 1897 успех у многих представителей сецессиона был впереди. В тот момент из объединили вовсе не премии и почет, а особый взгляд на то, как должны выглядеть живопись и архитектура. За теоретическую базу архитектурного стиля сецессиона отвечал Отто Вагнер. Многие из более молодых представителей кружба были его учениками. Вагнер вел курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности». Суть ее состояла в сочетании простых георметрических форм и орнаментов — именно поэтому архитектуру сецессиона иногда называют «квадратным стилем». Четкие формы сецессиона стали преддверием геометрических абстракций эпохи модерна.

В живописи представители сецессиона далеко не всегда использовали исключительно прямые линии. Но суть оставалась той же — искусство переставало жить лишь в стенах музеев и выходило в свет. Художники занимались «прикладным искусством», которое окружало простых людей. Например, Коломан Мозер занимался созданием дизайна почтовых марок, керамических изделий и даже мебели. Карл фон Хазенауэр помогал Отто Вагнеру проектировать Венскую железную дорогу. А Густав Климт создавал полотна для украшения актового зала в главном здании Венского университета, а также помогал декорировать залы для показов мод.

Дом сецессиона в Вене.

Живопись в стиле ар нуво

Ранние работы участников Венского сецессиона были в основном выдержаны в стиле ар нуво. На становление стиля также повлияло английское и восточное искусство. Создавая кружок, венские художники также вдохновлялись опытом Берлинского и Мюнхеского сецессионов. В Берлине несколько молодых художников, в том числе Франц Скарбина и Макс Либерман, создали отдельное обхединение еще в 1892 году. Причиной раздора был отказ комиссии Союза берлинских художников выставлять картины Эдварда Мунка. В том же году был создан и Мюнхенский сецессион. Вскоре Мюнхен превратился в столицу современного искусства, там работали Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Пауль Клее и Анри Матисс.

Бетховенский фриз

Свою первую выставку художники провели в 1898 году. Специально для нее Ольбрих построил выставочный зал, известный под именем Дома сецессиона. Белоснежное здание венчает купол из золоченых ягод и лавровых листьев. Такой же орнамент рассыпан и по фасаду здания. Золото, цвет, волны и обилие орнаментов были отличительными чертами югендстиля. Главный вход здания украшен лозунгом «Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit» («Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода»). Это фраза известного критика Людвига Хевеши, который одним из первых сообщил о создании сецессиона. Самой известной выставкой сецессиона стала 14 по счету, посвященная Бетховену. На ней в 1902 был впервые показан знаменитая фреска «Бетховенский фриз» работы Густава Климта. Эта фреска — один из лучших шедевров венского югендстиля.

Афиша первой выставки сецессиона работы Густава Климта.

Раскол кружка

В 1905 в Венском сецессионе произошел раскол. Группу покинул Густав Климт, а вместе с ним и несколько других художников, в том числе и Карл Молль. Но кружок не распался и продолжил свою работу. В поздние годы сецессион отошел от принципов ар нуво и находился под влиянием функционализма. Так Венский сецессион присоединился к идеям Ле Корбюзье и немецкого Баухауса, которые и по сей день определяют облик многих европейских городов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится