Самой известной работой мастера считается «Овощной портрет» императора Священной Римской империи Рудольфа II или «Вертумн» созданный мастером около 1590 года.
Но что же послужило причиной создания столь безумного произведения искусства и в своем ли уме был художник?
Арчимбольдо считается одним из величайших представителей маньеризма XVI века.
Главной чертой маньеризма, в те времена, считалось создание тесных отношений между человеком и природой, и художник пытался максимально показать признательность к природе через свои творения.
Помимо столь известного портрета Рудольфа II художник создал множество схожих картин.
К примеру, так называемые «Четыре стихии».
И «Времена года», где каждый портрет составлен только цветов и растений свойственных определенному времени года.
С другой стороны, в зимнее время, портрет состоит в основном из корней деревьев.
Около 1562 года Арчимбольдо был приглашен императором Максимилианом II в Вену, а затем служил и его преемнику Рудольфу II.
Рудольф крайне интересовался культурой, наукой и искусством своего времени. Во многом он способствовал и художникам, а труды Арчимбольдо он особо ценил.
Художественная коллекции Рудольфа была столь масштабна, что считалась не только крупнейшей в те времена, но и впоследствии легла в основу Венского художественно-исторического музея.
Помимо прочего император также занимался астрологией, алхимией и другими оккультными практиками. Страсть Рудольф II к алхимии была столь велика, что его личная лаборатория считалось одной из лучших, а сам правитель имел хорошую репутацию среди алхимиков.
Когда около 1590 года Арчимбольдо создал свой знаменитый «Овощной портрет», изобразив правителя в облике Вертумна (древнеримского бога времен года), император пришел в такой восторг, что пожаловал художнику титул пфальцграфа.
На протяжении долгих веков исследователи и художественные критики спорят, является ли «Овощной портрет» продуктом больного разума художника.
Но большинство ученых придерживаются мнения, что, учитывая загадки, головоломки и откровенно странные традиции эпохи Ренессанса, картина создана вполне уравновешенным автором лишь следующим вкусам своего времени.