Забытый романтизм Каспара Давида Фридриха
0
0
902
просмотров
Сегодня Каспар Давид Фридрих (1774 - 1840) считается одним из наиболее значимых пейзажистов девятнадцатого века и ключевой фигурой немецкого романтического движения. Однако великолепные картины мастера известны разве что искушенным ценителям искусства.

Долгое время произведения Фридриха не пользовались особой популярностью, а сам художник был практически забыт.

Но чем же примечателен забытый романтизм Каспара Фридриха и почему именно к нему столь тяготел мастер?

«Клостерруайн Элдена». Каспар Давид Фридрих, 1825 год.

Фридрих наиболее известен своими поздними аллегорическими пейзажами, в которых созерцательные фигуры изображены на фоне ночного неба, туманов, мертвых деревьев и готических руин.

Принято считать, что его призванием, как мастера, было созерцание природы и стремление передать через свои символическое произведения духовные переживания реальной жизни.

«Двое мужчин, созерцающих луну». Каспар Давид Фридрих, 1820е.

Некоторые из современников художника приписывали явную меланхолию его творчества тяжелому детству (он вырос в строгом лютеранском вероучении, под пристальным надзором своего отца Адольфа Готтлиба, зажиточного свечника и мыловара).

Бледный и тихий Фридрих вполне соответствовал популярному понятию «молчаливый человек с севера».

«Восход луны у моря». Каспар Давид Фридрих, 1820е.

В 1790 году Фридрих начал изучать искусство вместе с Иоганном Готфридом Кисторпом в университете Грайфсвальда, а литературу и эстетику - со шведским профессором Томасом Торильдом. В 1794 году художник поступил в престижную академию Копенгагена, где учился у таких всемирно известных мастеров, как Кристиан Август Лоренцен и Йенс Юэль.

Портрет художника.

В своей автобиографии философ Готтхильф Генрих фон Шуберт писал о Фридрихе: «Он был действительно странной смесью темперамента... его настроение бывало столь разным: начиная от серьезнейшей серьезности, до самого веселого юмора ... но любой, кто знал только эту сторону личности Фридриха, а именно его глубокую меланхоличную серьезность, знал только половину человека. Я встречал мало людей, у которых есть такой дар рассказывать шутки и такое чувство юмора, как у него, но при условии, что он был в компании людей, которых любил...».

Хотя Фридрих был известен при жизни, во второй половине девятнадцатого века его картины не пользовались популярностью.

«Северное море в лунном свете».

По мере того, как Германия двигалась к модернизации, созерцательные изображения Фридриха о неподвижности рассматривались как продукты ушедшей эпохи.

Первая после смерти художника выставка его произведений состоялась лишь в 1906 году, когда в Берлине было представлено 32 картины и скульптуры.

В 1920е годы работы мастера были по достоинству оценены экспрессионистами, а после 1930х уже сюрреалисты и экзистенциалисты часто обращались к творчеству Фридриха.

«Пейзаж с Восходящим туманом».

Сегодня, после длительного забвения, Каспар Давид Фридрихон вновь рассматривается как икона немецкого романтизма и живописец мирового значения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится