Понятие Атлантида представляет самые разные идеи: для некоторых она является объектом археологических изысканий, ожидающим своего открытия, потерянным источником сверхъестественного знания и силы или, возможно, не чем иным, как философским трактатом об опасности цивилизации в апогее своего развития. Была ли Атлантида на самом деле, или это просто выдумка Платона, вероятно, никогда не будет известно. Тем не менее идея о ее существовании продолжает вдохновлять и интриговать многих, вторя желанию достичь эпохи процветания или вернуться в нее.
Описание Атлантиды Платоном, которое считается первым, встречается в диалогах «Тимей» и «Критий», написанных в 360 г. до н. э. В сократическом стиле диалога автор передает свою историю через разговор политиков Крития и Гермократа, а также философов Сократа и Тимея. Об островном государстве говорит Критий, сначала в «Тимее», кратко описывая огромную империю «за Геркулесовыми столбами», разбитую афинянами после того, как она попыталась покорить Европу и Малую Азию. Затем Критий переходит к детальному описанию могущественной цивилизации. Политик утверждает, что его рассказы о древних Афинах и Атлантиде вытекают из визита в Египет афинского законотворца Солона в шестом веке до н. э. Там он встретил священника из Саиса, который перевел историю древних государств, записанную на папирусах египетскими иероглифами, на греческий язык.
История, рассказанная священниками, Солону была неизвестна. Согласно записям древнеегипетского храма, афиняне вели войну против правителей Атлантиды около девяти тысяч лет назад и выиграли ее.
Древние и могущественные цари мифического острова образовали конфедерацию, с помощью которой они управляли им и другими островами. Начав войну, правители направили войска в Европу и Азию. Чтобы противостоять этому нападению, афиняне образовали всегреческий союз. При первых трудностях он распался, и афиняне вели войну в одиночку. Вторжение было остановлено, а затем был освобожден Египет и другие страны, покоренные правителями Атлантиды.
Вскоре после победы, еще до возвращения афинян домой, островное государство претерпело катастрофические землетрясения и наводнения, пока не исчезло под водой. Согласно легенде, все храбрецы были поглощены в один день и ночь ужаса. Вот почему египтяне так и не отблагодарили афинян.
Кроме того, Платон описывает историю Атлантиды, которая показывает, как правители дошли до такого состояния, когда они захотели покорить весь мир. Рассказ был записан Солоном и передавался в его семье из поколения в поколение.
Согласно записям Солона, история мифического острова началась в начале времен. Именно тогда бессмертные боги разделили мир между собой и каждый управлял своей частью. Богу Посейдону досталась Атлантида. Где она находится, не уточнялось, но это был остров, размеры которого были больше, чем Ливии и Азии, вместе взятых. Он выбрал в жены смертную женщину Клейто и с ней основал династию правителей государства.
Посейдон построил дом на высоком холме, в самом центре острова. Строение возвышалось над плодородной равниной, окаймленной морем. Для защиты своей любимой жены Посейдон с легкостью и божественным искусством окружил ее дом пятью концентрическими кольцами воды и почвы. Горячие и холодные ключи били из-под земли. С развитием города его жители никогда не испытывали недостатка в воде.
Клейто родила Посейдону десять сыновей, пять пар близнецов. Атлант, первый сын первой пары, стал властелином огромной земли своего отца. Его братья были назначены архонтами, каждый из которых управлял большей частью этой территории. Ценнейшей частью царства являлся дом матери на вершине горы и земли вокруг него. У Атланта было много сыновей, и трон перешел самому старшему из них.
На протяжении многих поколений Атлантида оставалась мирной и процветала. Почти все потребности населения обеспечивались копями, полями и лесами острова. Все, что не производилось, импортировалось. Это стало возможным потому, что был построен канал, проходивший через все кольца от океана до центра царства, акрополя, где возле дома Посейдона и Клейто стоял царский дворец. Каждый последующий правитель пытался превзойти своего предшественника в создании большего царства. Наконец, великолепный Метрополис и внешний город распространились за большую внешнюю стену.
Посейдон установил законы Атлантиды, которые правители должны были соблюдать. Правящий орган должен был регулярно собираться. Он состоял из десяти представителей первых правителей – Атланта и его братьев, – которые обладали абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Собрания происходили в храме Посейдона, где первые правители начертали законы на орихалковом столпе. Прежде всего, в соответствии с требованиями древней церемонии, архонты обменивались дарами. Затем происходило жертвоприношение священного быка. Кровь смешивали с вином и выливали в огонь в качестве акта очищения. Правителям подавали вино в золотых кубках, они совершали возлияние над огнем и клялись выносить решение в соответствии с предписанными законами. Каждый пил вино и посвящал свою чашу храму. Затем следовал обед, для которого участники облачались в великолепные синие одежды. В них они разрешали вопросы, касающиеся царства, в соответствии с законами Посейдона.
До тех пор, пока правители судили и жили по законам Посейдона, государство процветало. Когда законы стали забываться, возникли неприятности. Правители начали жениться на смертных и вести себя, как неразумные люди. Их охватила гордыня, и они стали бороться за большую власть. Тогда Зевс увидел, что произошло: правители отказались от законов богов и стали действовать заодно с людьми. Он собрал всех богов Олимпа и собирался вынести решение об Атлантиде. На этом рассказ Платона завершается.
Было это сделано намеренно или нет, никто не знает. Так же, как никто не знает, верил Платон в реальное существование острова, или это был чистый вымысел. Многие убеждены, что автор, использовавший множество деталей в его описании, верил в него. Другие же отвергают это, утверждая, будто именно потому, что история является чистой выдумкой Платона, он смог придумать столько подробностей, сколько хотел. Также под вопросом ее датировка. Согласно Солону, остров существовал 9000 лет назад. Это соответствует раннему каменному веку. В этот период сложно представить существование сельского хозяйства, архитектуры и морского судоходства, описанных в рассказе. Одним из объяснений такой несогласованности является неправильное истолкование Солоном египетского символа 100 как 1000. Если это так, то Атлантида существовала за 900 лет до времени повествования. Это соответствует середине бронзового века, когда уже появились инструменты и оборудование, необходимые для достижения описанного уровня развития.
Многие древние философы рассматривали Атлантиду как вымысел, в том числе (по Страбону) и Аристотель. Тем не менее существовали и философы, географы, историки, принимавшие рассказ Платона за чистую монету. Одним из них был Крантор, ученик ученика Платона Ксенократа, который пытался найти доказательства существования Атлантиды. Его работа, комментарий «Тимея», утеряна, но еще один древний историк, Прокл, сообщает, что Крантор ездил в Египет и на самом деле нашел колонны с историей острова, написанной египетскими иероглифами. Как и во всех произведениях древности, здесь сложно оценить неоднозначные прокламации, так как других доказательств, кроме письменных, не сохранилось.
Споры о том, где находится Атлантида, до конца девятнадцатого века не были столь бурными, как после открытия в 1872 г. Генрихом Шлиманом потерянного города Трои. Сделал он это с помощью «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, поэтому стало ясно, что классические источники, ранее считавшиеся мифами, на самом деле содержат некоторые утраченные истины. Ученый Игнатиус Донелли в 1882 г. опубликовал книгу «Атлантида: допотопный мир», которая стимулировала интерес к легендарному острову. Автор воспринял упоминание Платона всерьез и попытался установить, что все известные древние цивилизации произошли от высокой неолитической культуры. Другие предложили более диковинные идеи, приписывая Атлантиде сверхъестественные аспекты, сочетая их с историями об иных потерянных континентах, таких как Му и Лемурия, популярных фигурах движения теософии, оккультизма и растущего феномена «Нью Эйдж».
Большинство ученых отбросило веру в Атлантиду как идею религии «нового века», считая наиболее правдоподобным объяснение, согласно которому остров был притчей Платона, или основывался на другой известной цивилизации – минойской. Тот факт, что греческий философ часто рассказывал нравоучительные истории под видом выдуманных, цитируется в поддержку этой точки зрения. «Пещера», пожалуй, является самым известным примером, в котором Платон иллюстрирует природу реальности. Ученые предупреждают, что буквальное понимание мифа является его извращением. Более вероятно, что Платон посылал предупреждение своим соплеменникам об опасностях имперской экспансии, политических амбиций, воспевая благородство и обращение знаний не для получения личной выгоды.
Правда о намерениях греческого философа останется известной только ему самому, но никто не может сомневаться в символической долговечности его истории. Если Атлантида не может быть физическим местом, то она, безусловно, обрела место в общечеловеческом воображении.
Выдвигались десятки, а может быть, и сотни предположений о том, где находится Атлантида, до того момента, пока название не превратилось в имя нарицательное, не относящееся к одному конкретному (возможно, даже подлинному) местонахождению. Это находит свое отражение в том, что многие предлагаемые места вообще не расположены в Атлантическом океане. Большинство из предложенных мест разделяют некоторые из особенностей истории мифического острова (вода, катастрофический конец, соответствующий период времени), но окончательно так и не было доказано, что это истинная Атлантида. Где находится наиболее вероятное место ее расположения, можно узнать из приведенного списка популярных вариантов. Некоторые из них являются научными или археологическими гипотезами, тогда как другие были созданы псевдонаучными средствами.
Где находится легендарный остров, гадали немало. Большая часть предложенных мест располагалась в пределах либо вблизи Средиземного моря, либо таких островов, как Сардиния, Крит, Санторини, Кипр или Мальта.
Извержение вулкана на Фере, датированное семнадцатым или пятнадцатым веком до нашей эры, вызвало массивное цунами, которое, согласно выдвинутой экспертами гипотезе, разрушило минойскую цивилизацию на близлежащем острове Крит. Эта катастрофа могла вдохновить появление мифа об Атлантиде. Сторонники идеи ссылаются на тот факт, что египтяне использовали лунный календарь, основанный на месяцах, а греки – солнечный, основанный на годах. Поэтому возможно, что время, интерпретируемое как девять тысяч лет, на самом деле соответствует 9000 месяцев, помещая гибель Атлантиды в пределы примерно 7 сотен лет.
Вулканические извержения на средиземноморском острове Санторини во времена минойской цивилизации, скорее всего, вызвали катаклизм, разрушивший Атлантиду. Основная критика этой гипотезы заключается в том, что древние греки были хорошо осведомлены о вулканах, и если там произошло извержение, было бы вероятным наличие упоминания об этом. Кроме того, фараон Аменхотеп III приказал своему эмиссару посетить города, окружающие Крит, и тот нашел их населенными там, где якобы все было полностью разрушено.
Другая гипотеза основана на воссоздании географии Средиземного моря в то время, когда еще существовала Атлантида. Где она была, указывает Платон – за пределами Геркулесовых столпов. Так называли Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Одиннадцать тысяч лет назад уровень моря был на 130 м ниже, и в проливе был ряд островов. Один из них, Спартел, и есть Атлантида, где она затонула, хотя существует ряд несоответствий с версией Платона.
В 2002 году итальянский журналист Сержио Фрау опубликовал книгу «Геркулесовы столпы» в которой он заявил, что до Эратосфена все древнегреческие писатели располагали их в сицилийском проливе, а поход Александра Великого на восток обязал Эратосфена в его описании мира переместить столбы в Гибралтар. Согласно его тезису, там была Атлантида, где находится сегодня Сардиния. Действительно, цунами произвело катастрофические разрушения на острове, уничтожив загадочную нурагийскую цивилизацию. Несколько выживших переселились на соседний италийский полуостров, основав этрусскую культуру, ставшую основой для более поздней римской, в то время как другие выжившие были частью «народов моря», нападавших на Египет.
За пределами Средиземного моря Антарктиду размещали во всех уголках мира - от Ирландии и Швеции до Индонезии и Японии. Многие из этих теорий опираются на малоубедительные доказательства. Двумя из наиболее обсуждаемых областей являются страны Карибского бассейна и Антарктида.
Где находится Бермудский треугольник, кажется, знают все. Часто связываемый с таинственными событиями Карибский бассейн привлек внимание к подводным сооружениям, называемым дорогой Бимини, обнаруженным пилотами в 1960-е годы. Дорога Бимини состоит из больших камней, расположенных двумя параллельными рядами на мелководье на протяжении нескольких километров от островов Бимини. Туда отправлялось множество экспедиций, чтобы попытаться доказать или опровергнуть техногенное происхождение этих образований и каким-то образом связать их с Атлантидой. Большинство ученых, в частности геологов, нашли доказательства неубедительными или пришли к выводу, что это естественное явление. Другие, однако, решительно утверждают, что горная порода слишком симметрична и преднамеренна, чтобы быть простым творением природы. В любом случае никаких других останков, которые бы подтверждали, что дорога ведет к затонувшему острову, обнаружено не было.
Теория о том, что Антарктида – это место, где Атлантида (фото) когда-то затонула, была особенно популярна в 1960-1970 годах. Она подогревалась новеллой Лавкрафта «Хребты Безумия», а также картой Пири Рейса, которая якобы показывает Антарктиду такой, какой бы она была безо льда, насколько позволяли знания того периода. Чарльз Берлиц, Эрих фон Даникен, и Питер Колосимо были среди популярных авторов, сделавших такое предположение. Тем не менее теория дрейфа континентов противоречит этой идее, потому что при жизни Платона Антарктида находилась в ее нынешнем месте и сохранила свой негостеприимный климат. Тем не менее романтика неисследованных регионов порождает множество идей, подобных Атлантиде, и по сей день.
Исследование и открытие давно потерянных городов и цивилизаций является темой, которая в народном воображении не связана пространством или временем. Атлантида стала тем мифическим островом, название которого оказалось знаковым для всех остальных потерянных городов. Упоминания о ней присутствуют во всех литературных жанрах, от работ эпохи Возрождения до современной научной фантастики, фэнтези, археологических и научных трудов, книг «Нью Эйдж». Телевидение и кино также воспользовались очарованием Атлантиды. Миф оказался настолько заманчивым, что один из крупнейших отелей на Багамах, Atlantis Paradise Island Resort, стал курортом на тему потерянного города.
В движении «Нью Эйдж» есть те, кто считает, что Атлантида, где была технологически высокоразвитая цивилизация, самоликвидировалась из-за быстрого прогресса, или что там использовалась внеземная технология. Подобные идеи приписывались и другим древним культурам, так как многие верующие «Нью Эйдж» стремятся объединить разные таинственные явления в одной идее. В конце концов продолжающиеся обсуждения того, что собой представляет Атлантида, где находится этот затонувший остров, – свидетельство бесконечного любопытства человечества и желания не довольствоваться текущим видением мира, а продолжать искать тайны и открывать потерянные миры нашего прошлого.