Действительно ли осетинов можно считать потомками скифов, и как они стали частью России
0
0
1
664
просмотров
Осетины — один из самых загадочных этносов Кавказа. Ученые называли их потомками древних половцев, выдвигали теории о германском и финно-угорском происхождении. Подобное разночтение связано с тем, что путешествующие по Кавказу в XVIII–XIX веках ученые плохо знали историю и этнографическую родословную региона. Впоследствии они пришли к общему знаменателю, согласившись с теорией Генриха Юлиуса Клапрота об аланском происхождении осетин. Позднее эта была подкреплена академиком Всеволодом Миллером.

Выдающемуся кавказоведу и слависту в своих трудах удалось подтвердить гипотезу о том, что осетины являются потомками скифо-сармато-аланских племен. Историк собрал археологические, этнографические и фольклорные данные, которые неопровержимо доказывали, что осетины заселяли всю равнинную полосу Северного Кавказа. А в узкие географические рамки гор Центрального Кавказа они лишь в недавнем прошлом были оттеснены татаро-монголами.

Скифские корни в эпосе и языке осетин

Языковед и этимолог Василий Иванович Абаев дополнил труды Всеволода Миллера. В своих исследованиях он доказал, что современный осетинский язык, религия и культура имеют тесную связь с носителями Кобанской культуры.

Примерно так выглядели скифы

По его мнению, на то, что скифы являются этногенетическими предками народа, явно указывает язык и эпос. Василий Абаев нашел в современном осетинском языке более 200 совпадений со скифским: общие корни в словах, в именах Роксана и Зарина, а также в названиях Днепра, Дона, Дуная и некоторых других рек. Многие скифо-сарматские слова легко идентифицируются в современном осетинском языке. Это легко отследить по трудам античных авторов и многочисленным надписям, оставшимся в местах древних скифских городов-колоний.

Отражен в нартских сюжетах и скифский эпос. Сказания осетин и других народов Кавказа во многих деталях совпадают с описаниями быта и обычаев скифов, замеченными у античных авторов, например, у Геродота. Показательно выглядят этнографические параллели в похоронных обрядах и традициях домашнего очага, семибожном культе, культуре почетного бокала.

Аланская конница идет в наступление.

Религиозные верования осетин. Уклад жизни

Поразительное сходство со скифскими обрядами сохранилось на протяжении тысячелетий, перейдя в осетинский быт. Часть народа вплоть до нашего времени придерживается традиционных языческих верований (согласно опросам 2012 года, их количество среди осетин составляет 29%). Горный народ почитает бога войны Уастырджи и бога-громовержца Уацилла, которые являются прототипами Георгия и пророка Ильи. Часть осетин исповедуют ислам, который они переняли от кабардинцев в XVII–XVIII веках. К православным христианам относится подавляющее большинство — 57%.

Осетинские православные монахи.

Как и положено по христианским законам, осетины преимущественно придерживалась моногамии. Среди зажиточных представителей населения ранее в известной мере бытовала полигамия, однако христианское духовенство вело с ней жесткую борьбу. Некоторые поблажки делали только в одном случае — если первая жена была бездетна.

На женщин традиционно ложилась вся домашняя работа: уборка дома, приготовление еды и хлопоты по хозяйству. Мужчины занимались земледелием и скотоводством. Народ славился качественными шерстяными изделиями, сырами и маслом. Также была хорошо развита ковка металла, резьба по камню и дереву, вышивка и другое прикладное искусство.

Так выглядят осетинские дома.

Долгое время дома осетин (хадзары) разделялись на две половины: женскую и мужскую. И если на стороне главы дома размещались красивые предметы, музыкальные инструменты, оружие и турьи рога, то на женской стороне находилась вся домашняя утварь.

Роль Российской империи в развитии Осетии

Роль Российской империи в развитии Осетии Осетинская семья.

В XVIII веке упадок сельского хозяйства в Осетии достиг своего апогея. В непростых горных условиях любые попытки заниматься земледелием и животноводством изначально были обречены на неудачу. Ситуацию усугублял вопрос с серьезным перенаселением страны. Осетинские князья видели два выхода из ситуации: согласиться стать вассалами грузинской или кабардинской знати и получить доступ на Северокавказскую равнину или же войти в состав Российской империи.

Не получив достаточных гарантий о политической и экономической стабильности, осетинское сообщество отказалась от сотрудничества с грузинами и приняло решение установить дипломатические отношения с Российской империей. Официальное разрешение на вхождение под подданство Осетия получила в 1774 году при правлении Екатерины II. Но фактически народ был под покровительством еще с 1743 года, сразу после того, как представители направили императрице свою просьбу.

Осетины обсуждают условия объединения.

Слияние Осетии и Российской империи создало благоприятную почву для возрождения горного народа. Начались выгодные крестьянские реформы, массовое переселение осетин на равнину и расширение внешних связей.

В годы становления Советской власти край вновь познал экономический и культурный спад. Многие зажиточные осетины воевали за Белое движение, крестьяне — за красных. На конфликт наложилась упорная борьба с Грузией, которая обернулась сожжением сел и изгнанием осетин с родных территорий. Кровавые события закончились миром во времена СССР. Тогда административно разделили Осетию на две части: Южная попала под юрисдикцию Грузинской ССР, Северная отошла РСФСР.

В девяностых годах прошлого века начался отсчет нового исторического периода. Распад СССР привел к серьезным территориальным спорам. Юго-Осетинская АО потребовала признать ее независимость от Грузии. Конфликт интересов привел к окончательному разделению Осетии. Южная Осетия получила статус частично признанного государства, Северная осталась в составе Российской Федерации.

Ваша реакция?