Немного из истории
Заканчивался 1813 год. Французы день за днем отступали пока не оказались на территории Франции. Наполеон, имея под рукой до семидесяти тысяч солдат, оказывал жесточайшее сопротивление, 200-тысячной армии союзников, в которую входили солдаты Пруссии, России, Австрии.
29 марта превосходящая в количестве армия союзников подошла вплотную к передовой линии обороны Парижа. Малочисленность французского войска частично компенсировалась высоким боевым духом защитников столицы.
Поэтому сражение за Париж стало одним из самых кровопролитных для союзнической армии, которая за один день сражений 30 марта потеряла более восьми тысяч солдат, из них более шести тысяч были русские.
Это было самое жесточайшее сражение Французской кампании 1814 года, определившее дальнейшую судьбу французской столицы и всей империи Наполеона, который после падения Парижа был вынужден отречься от трона.
Как помним из истории, французы находясь в России безбожно грабили местное население. Поэтому парижане, опасаясь мести со стороны "русских варваров", побаивались, что их постигнет та же участь. Однако войска союзников вошли вполне мирно.
Русские солдаты и донские казаки в Париже
Итак, 1 января 1814 года русская гвардия во главе с императором Александром вошла во Францию со стороны Швейцарии. А 31 марта с триумфом победителей - в Париж. С момента вступления на территорию Франции Александр отдал приказ своему войску:
"Обходиться с жителями как можно дружелюбнее и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России".
На следующий день после взятия Парижа открылись все правительственные учреждения, заработала почта, банки принимали вклады и выдавали деньги. Французам разрешалось беспрепятственно въезжать и выезжать из столицы.
Парижские события 1814 года глазами немецкого художника Георга Опица
О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них в литературе и живописи.
В те времена не было фотографов, которые могли запечатлеть события, происходящие в Париже, но были художники, оставившие рисунки и полотна, а также остались мемуары очевидцев. О том, как вели себя русские "оккупанты" в Париже остались свидетельства и иного рода: акварели художника Георга Эммануэля Опица.
Георг Эммануэль Опиц - немецкий художник работал в технике гравюры и акварели. В 1814 оказался в Париже и стал свидетелем парижских событий, создал массу натурных акварельных зарисовок, которые образовали некий художественный репортаж из собирательных образов русских казаков. Живость наблюдений и правдивость сделало акварели документальным свидетельством. Известно 40 работ из этой серии, 10 из которых хранятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Из воспоминаний И.Радожецкого:
"Парижане, воображая русских варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков - бородатыми циклопами, чрезвычайно удивлялись, увидев российскую гвардию и в ней красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования первейшим французским франтам".
В первые дни пребывания русских войск в Париже казаки раздавали горожанам листовки с напечатанной декларацией Александра I.
Изданная прокламация русского царя, в которой он обещал парижанам особое покровительство и защиту, вызвала большой ажиотаж и толпы кинулись к северо-восточной части столицы, дабы одним глазком взглянуть на русского императора.
Донской казак оторвался от своих войск в момент вступления в Париж и окружен любопытными парижанами, он отдает им честь.
На левой руке казаков белые повязки. Белый цвет - цвет роялистов, выступавших за реставрацию династии Бурбонов. Повязка на руку была введена во избежание путаницы между войсками союзников. Австрийцы, к примеру, носили зеленые ветви.
Казаки уже успели стать героями местных мастеров карикатуры, они сами с интересом рассматривают эти картинки и потешаются.
В записках Муравьева-Карского можно прочесть:
"Войска занялись несколько грабежом и достали славных вин, которых и мне довелось отведать; но сим более промышляли пруссаки. Русские не имели столько воли и занимались во всю ночь чисткою амуниции, дабы вступить на другой день в параде в город. К утру лагерь наш был наполнен парижанами, особливо парижанками, которые приходили продавать водку; boire la goutte, и промышляли...
Парижанки приходили продавать водку a boire la gotte... Наши солдаты скоро стали называть водку берлагутом, полагая, что это слово есть настоящий перевод сивухи на французском языке. Вино красное они называли вайном и говорили, что оно гораздо хуже нашего зелена вина. Любовные похождения назывались у них трик-трак, и с сим словом достигали они исполнения своих желаний".
Общаясь с французами у русских то и дело возникали языковые трудности. И.М. Казаков в своих мемуарах писал:
"Походы по Польше, Германии и Франции внесли путаницу в филологические познания наших солдат. Так например, научившись в Польше по-польски, когда вошли в Германию, стали требовать, что им нужно по-польски и удивлялись, что немцы не понимали их... Прийдя во Францию, они усвоили себе некоторые немецкие слова и требуют от французов... "
Во время своего пребывания в Париже казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих лошадей. «Водные процедуры» принимали в нижнем белье или совсем нагишом. Зрителей этого действа на набережной города всегда было немерено.
На протяжении всего военного времени у казаков введен был сухой закон. Вот после трех лет войны и отпраздновать было не грех, они устроили гульбище с плясками и выпивкой.
Из воспоминаний очевидцев:
"Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, только бы были деньги, а деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне, в размере двойного и тройного жалования за все три кампании 1812, 1813 и 1814 годов."
Гвардейские казаки пользовались большой популярностью у француженок, однако они оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Лувра.
Цитируя строки из книги «Русские в Париже в 1814 году»:
«Парижанам понравились казаки. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (только по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами – как на картинках во французских газетах. Дети бегали за казаками. Французские девушки быстро подружились с ними. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков» и ножи на широких ремнях, как у казаков».
Внимательно рассматривая работы художника Опица, можно обратить внимание на надписи с названиями улиц, что дает возможность найти эти места в нынешнее время и представить себе, как они выглядели тогда.
Известна история, которая привела к появлению во французском языке термина, относящегося к названию небольших заведений общественного питания - "Бистро". Когда русские казаки, живя в Париже, заходили в кафе и поторапливали разносчиков еды, говорили им «Быстро, быстро!».
Игра в рулетку еще не имела в те времена популярности в России, поэтому многие играли из любопытства и иногда проигрывали даже коней .