Генезис славян
0
3
1,813
просмотров
Современные славянские народы формировались на протяжении долгого времени. У них было множество предков. К ним можно отнести собственно славян и их соседей, заметно повлиявших на быт, культуру и религию этих племен, когда они еще жили согласно устоям родоплеменной общины.

До сих пор историки и археологи выдвигают самые разные теории о том, кем могли быть предки-славяне. Этногенез этого народа происходил в эпоху, от которой почти не осталось письменных источников. Специалистам приходилось восстанавливать раннюю историю славян по мельчайшим крупицам. Большую ценность заключают в себе византийские летописи. Именно Восточной Римской империи пришлось испытать на себе давление племен, которые в итоге образовали славянскую народность.

Первые свидетельства о них относятся к VI веку. Предки-славяне в византийских источниках назывались антами. О них писал знаменитый историк Прокопий Кесарийский. Поначалу анты жили в междуречье Днестра и Днепра на территории современной Украины. В период своего расцвета они жили в степях от Дона до Балкан.

Если анты принадлежали к восточной группе славян, то к западу от них жили родственные им склавины. Первое упоминание о них осталось в книге Иордана «Гетика», написанной в середине VI столетия. Иногда склавинов также называли венетами. Эти племена жили на территории современной Чехии.

Жители Византии считали, что предки-славяне – не знавшие цивилизации варвары. Это действительно было так. И склавины, и анты жили при народовластии. У них не было единого правителя и государственности. Раннеславянское общество состояло из множества общин, стержнем каждой из которых был определенный род. Такие описания встречаются в византийских источниках и подтверждаются находками современных археологов. Поселения состояли из больших жилищ, в которых жили большими семьями. В одном населенном пункте могло быть около 20 домов. У склавинов был распространен очаг, у антов - печь. На севере славяне строили срубы.

Обычаи соответствовали жестоким патриархальным нравам. К примеру, практиковались ритуальные убийства жен на могиле супруга. Предки-славяне занимались земледелием, которое было основным источником пропитания. Выращивалась пшеница, просо, ячмень, овес, рожь. Разводился крупный рогатый скот: овцы, свиньи, утки, куры. Ремесло было развито слабо по сравнению с той же Византией. В основном оно обслуживало домашние бытовые нужды.

Постепенно в общине выделился социальный слой воинов. Они часто организовывали набеги на Византию и другие соседние страны. Цель всегда была одной и той же – грабеж и рабы. Древнеславянские дружины могли включать по несколько тысяч человек. Именно в военной среде появились воеводы и князья. Первые предки славян сражались копьями (реже мечами). Также было распространено метательное оружие – сулица. Его использовали не только в бою, но и на охоте.

Доподлинно известно, что у антов было распространено рабство. Количество невольников могло достигать десятков тысяч человек. В основном это были пленники, захваченные на войне. Именно поэтому среди антских рабов было много византийцев. Как правило, анты содержали невольников, чтобы получить за них выкуп. Впрочем, некоторые из них были заняты в хозяйстве и ремеслах.

В середине VI века земли антов оказались под ударом аваров. Это были кочевые племена, правители которых носили титул кагана. Их этническая принадлежность остается предметом споров: кто-то считает их тюрками, кто-то - носителями иранских языков. Предки древних славян хоть и оказались в подвластном положении, заметно теснили аваров по своему количеству. Такое соотношение приводило к путанице. Византийцы (например, Иоанн Эфесский и Константин Багрянородный) и вовсе отождествляли славян и аваров, хотя такая оценка была ошибкой.

Нашествие с востока привело к значительной миграции населения, прежде долгое время жившего на одном месте. Вместе с аварами анты сначала переселились в Паннонию (современную Венгрию), а позже стали вторгаться на Балканы, принадлежавшие Византии.

Славяне стали основой армии каганата. Самым известным эпизодом их противостояния с империей стала осада Константинополя в 626 году. История древних славян известна по кратким эпизодам их взаимодействия с греками. Осада Константинополя стала именно таким примером. Несмотря на штурм, славянам и аварам так и не удалось взять город.

Тем не менее натиск язычников продолжался и в дальнейшем. Еще в 602 году лангобардский король отправил к славянам своих мастеров по кораблестроению. Они осели в Дубровнике. В этом порту появились первые славянские корабли (моноксилы). Они приняли участие в уже упомянутой осаде Константинополя. А в конце VI столетия славяне впервые осадили Фессалоники. Вскоре тысячи язычников переселились во Фракию. Тогда же славяне появились на территории современной Хорватии и Сербии.

Неудачная осада Константинополя в 626 году подорвала силы Аварского каганата. Славяне повсеместно стали избавляться от ига чужаков. В Моравии восстание поднял Само. Он стал первым известным по имени славянским князем. Тогда же его соплеменники начали свою экспансию на восток. В VII веке колонизаторы стали соседями хазар. Им удалось проникнуть даже в Крым и добраться до Кавказа. Там, где жили предки славян и основывались их поселения, обязательно была река или озеро, а также пригодная для возделывания земля.

На Днепре появился город Киев, названный в честь князя Кия. Здесь образовался новый племенной союз полян, который в числе еще нескольких таких союзов пришел на смену антам. В VII–VIII веке окончательно сформировались три группы славянских народов, существующие и сегодня (западные, южные и восточные). Последние поселились на территории современной Украины, Белоруссии, а в междуречье Волги и Оки их поселения оказались в пределах границ России.

В Византии часто отождествляли славян и скифов. Это было серьезным греческим заблуждением. Скифы принадлежали к иранским племенам и говорили на иранских языках. В период своего расцвета они заселяли в том числе и днепровские степи, а также Крым. Когда туда добралась славянская колонизация, между новыми соседями начались регулярные конфликты. Серьезную опасность представляла конница, которой владели скифы. Предки славян на протяжении многих лет сдерживали их нашествия, пока, наконец, кочевники не были сметены готами.

На северо-востоке соседями славян стали многочисленные финно-угорские племена, в том числе весь и меря. Здесь появились поселения Ростов, Белоозеро и Старая Ладога. Другой город Новгород стал важным политическим центром. В 862 году в нем начал княжить варяг Рюрик. Это событие стало началом русской государственности.

Города восточных славян появлялись в основном в местах, где пролегал Путь из варяг в греки. Эта торговая артерия вела из Балтийского моря в Византию. По пути купцы перевозили ценные товары: амбру, китовую кожу, янтарь, меха куниц и соболей, мед, воск и т. д. Товары доставлялись на ладьях. Путь кораблей пролегал по рекам. Часть маршрута пролегала по земле. На этих участках ладьи транспортировали волоком, вследствие чего на местах переволок появились города Торопец и Смоленск.

Восточнославянские племена долгое время жили обособленно друг от друга, а часто вовсе враждовали и воевали между собой. Это делало их уязвимыми перед соседями. По этой причине в начале IX века некоторые восточнославянские племенные союзы стали платить дань хазарам. Другие сильно зависели от варягов. «Повесть временных лет» упоминает дюжину таких племенных союзов: бужан, волынян, дреговичей, древлян, кривичей, полян, полочан, северян, радимичей, тиверцев, белых хорватов и уличей. Единая славянская письменность и культура у всех них сложилась только в XI–XII вв. после образования Киевской Руси и принятия христианства. Позже данный этнос разделился на русских, белорусов и украинцев. Это ответ на вопрос о том, чьими предками являются восточные славяне.

Славяне, которые заселили Балканы, постепенно обособились от других своих соплеменников и составили южнославянские племена. Сегодня их потомками являются сербы, болгары, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы и словенцы. Если предки восточных славян заселяли в основном пустующие земли, то их южным собратьям достался край, в котором было множество поселений, основанных еще римлянами. От античной цивилизации остались и дороги, по которым язычники быстро передвигались по Балканам. До них полуостровом владела Византия. Однако империи пришлось уступить край чужакам из-за постоянных войн на востоке с персами и внутренних неурядиц.

На новых землях предки южных славян перемешались с автохтонным (местным) греческим населением. В горах колонизаторам пришлось столкнуться с сопротивлением влахов, а также албанцев. Также чужаки конфликтовали с греками-христианами. Переселение славян на Балканы завершилось в 620-е гг.

Соседство с христианами и регулярные контакты с ними оказали большое влияние на новых хозяев Балкан. Язычество славян в этом регионе было искоренено быстрее всего. Христианизация была как естественной, так и поощряемой Византией. Сначала греки, пытаясь понять, кто такие славяне, отправляли к ним посольства, а затем за ними последовали проповедники. Императоры регулярно отправляли к опасным соседям миссионеров, надеясь таким образом усилить свое влияние на варваров. Так, например, крещение сербов началось при Ираклии, правившем в 610-641 гг. Процесс шел постепенно. Новая религия утвердилась среди южных славян во второй половине IX столетия. Тогда крестились князья Рашки, после этого обратившие в христианскую веру своих подданных.

Интересно, что если сербы стали паствой восточной церкви в Константинополе, то их братья хорваты обратили свой взор на запад. Связано это было с тем, что в 812 году франкский император Карл Великий заключил договор с царем Византии Михаилом I Рангаве, согласно которому, часть адриатического побережья Балкан оказалась в зависимом положения от франков. Они были католиками и за время своего недолгого владычества в регионе крестили хорватов по своему западному обычаю. И хотя в IX веке христианская церковь все еще считалась единой, великий раскол 1054 года заметно отдалил друг от друга католиков и православных.

Западная группа славянских племен заселила обширные территории от Эльбы до Карпат. Она положила начало польскому, чешскому и словацкому народу. Западнее всего жили бодричи, лютичи, лужичане и поморяне. В VI веке эта полабская группа славян занимала около трети территории современной Германии. Конфликты между разными по этнической принадлежности племенами были постоянными. Новые колонизаторы потеснили с берегов Балтийского моря лангобардов, варинов и ругов (говоривших на германских языках).

Любопытным свидетельством присутствия славян на нынешней немецкой земле является название Берлина. Лингвисты выяснили природу происхождения этого слова. В языке полабских славян «бурлин» означало запруду. Их много на северо-востоке Германии. Вот насколько далеко проникли предки славян. Еще в 623 году эти же колонисты присоединились к князю Само в его восстании против аваров. Периодически при преемниках Карла Великого полабские славяне вступали в союз с франками в их походах на каганат.

Немецкие феодалы начали наступление на чужаков в IX веке. Постепенно славяне, жившие на берегах Эльбы, подчинились им. Сегодня от них остались лишь небольшие изолированные группки, включающие в себя по несколько тысяч человек, сохранивших собственное уникальное наречие, непохожее даже на польское. В Средние века немцы называли всех соседних западных славян вендами.

Чтобы понять, кто такие славяне, лучше всего обратиться к истории их языка. Когда-то, когда этот народ еще был единым, у него было одно наречие. Оно получило название праславянского языка. Никаких письменных памятников от него не осталось. Известно только то, что он принадлежал к обширной индоевропейской семье языков, что роднит его с множеством других языков: германских, романских и т. д. Некоторые лингвисты и историки выдвигают и дополнительные теории о его происхождении. Согласно одной из гипотез, праславянский язык на каком-то этапе своего развития был частью прабалтославянского языка, пока балтийские языки не обособились в собственную группу.

Постепенно у каждого народа появлялось собственное наречие. На основе одного из таких диалектов, на котором говорили славяне, жившие в окрестностях города Солуни, братья Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянскую христианскую письменность. Просветители сделали это по указу византийского императора. Письменность была необходима для перевода христианских книг и проповедей среди язычников. Со временем она стала известна как кириллица. Данный алфавит сегодня является основой белорусского, болгарского, македонского, русского, сербского, украинского и черногорского языков. Остальные славяне, принявшие католичество, используют латиницу.

В XX столетии археологи стали находить множество артефактов, ставших памятниками древней кириллической письменности. Ключевым местом для этих раскопок стал Новгород. Благодаря находкам в его окрестностях, специалисты узнали много нового о том, что представляла собой древняя славянская письменность и культура.

К примеру, древнейшим восточнославянским текстом на кириллице считается так называемая Гнездовская надпись, сделанная на кувшине из глины в середине X века. Артефакт был найден в 1949 году археологом Даниилом Авдусиным. За тысячу километров оттуда еще в 1912-м в древней киевской церкви обнаружили свинцовую печать с кириллической надписью. Археологи, расшифровавшие ее, решили, что она означает имя князя Святослава, правившего в 945-972 гг. Интересно, что тогда на Руси главной религией оставалось язычество, хотя христианство и та же кириллица уже были в Болгарии. Славянские имена в таких древних надписях помогают точнее идентифицировать артефакт.

Вопрос о том, была ли у славян своя письменность до принятия христианства, остается открытым. Отрывочные упоминания о ней встречаются у некоторых авторов той эпохи, однако этих неточных свидетельств недостаточно для составления полноценной картины. Возможно, славяне для передачи информации с помощью изображений использовали резы и черты. Такие письмена могли носить ритуальный характер и использоваться при гаданиях.

Дохристианское язычество славян развивалось на протяжении нескольких столетий и обрело самостоятельные уникальные черты. Эта вера состояла из одухотворения природы, анимизма, аниматизма, культа сверхъестественных сил, почитания предков и магии. Оригинальные мифологические тексты, которые помогли бы приподнять завесу тайны над славянским язычеством, до наших дней не сохранились. Историки могут судить об этой вере только по летописям, хроникам, свидетельствам иностранцев и другим второстепенным источникам.

В мифологии славян прослеживаются черты, присущие другим индоевропейским культам. Например, в пантеоне есть бог грозы и войны (Перун), бог потустороннего мира и скота (Велес), божество с образом Отца-Неба (Стрибог). Все это в той или иной форме также есть в иранской, балтийской и немецкой мифологии.

Боги для славян были высшими сакральными существами. От их благодуший зависела судьба любого человека. В самые важные, ответственные и опасные минуты каждое племя обращалось к своим сверхъестественным покровителям. У славян были распространены скульптуры богов (идолы). Их делали из дерева и камня. Самый известный эпизод, связанный с идолами, упоминался в летописях в связи с Крещением Руси. Князь Владимир в знак принятия новой веры повелел выбросить идолы старых богов в Днепр. Этот поступок стал наглядной демонстрацией начала новой эпохи. Даже несмотря на христианизацию, начавшуюся в конце X столетия, язычество продолжало жить, особенно в глухих и медвежьих углах Руси. Некоторые его черты смешались с православием и сохранились в виде народных обычаев (например, календарных праздников). Интересно, что славянские имена часто появлялись как отсылки к религиозным взглядам (например, Богдан – «богом дан» и т. д.).

Для поклонения языческим духам существовали специальные святилища, которые назывались капищами. Жизнь предков славян была тесно связана с этими сакральными местами. Храмовые помещения существовали только у западных племен (поляков, чехов), в то время как у их восточных собратьев таких построек не было. Древнерусские святилища представляли собой открытые рощи. На капищах устраивали обряды поклонения богам.

Помимо идолов, у славян, как и у балтийских племен, были священные камни-валуны. Возможно, этот обычай был перенят у финно-угров. Культ предков был связан со славянским погребальным обрядом. Во время похорон устраивались ритуальные пляски и песнопения (тризна). Тело покойника не предавали земле, а сжигали на костре. Прах и оставшиеся кости собирали в специальный сосуд, который оставляли у столба на дороге.

История древних славян была бы совершенно другой, если бы все племена так и не приняли бы христианство. И православие, и католичество включило их в единую европейскую средневековую цивилизацию.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится