Индульгенция: сколько стоило прощение грехов?
3,007
просмотров
Индульгенция – это поблажка, которая существовала в пенитенциарной системе в Западном средневековье. «Индульгенция» — значит освобождение от епитимии. Это относилось к римско-католической церкви, которая с помощью индульгенции частично или полностью отпускала грехи.

Индульгенции отпускались по двум поводам. В первую очередь, во время таинства покаяния должно быть чувство вины и грех прощается через отпущение. Но за него нужно было понести временное наказание, так как грешник оскорбил Бога своими деяниями или мыслями. Также индульгенциями можно было приобрести место в следующей жизни. За счёт них списывался долг грехов, накопленных в земной жизни. А вторым поводом послужило то, что на Востоке было православие, которое не признавало власть папы.

Появление индульгенций в XI веке

Во времена ранней церкви епископы уменьшали наказание или совсем от него отказывались. Но к XI появились индульгенции. В то время концепция чистилища широко распространилась, а папы заняли лидерство в реформаторской церкви. Они рвались к всё большему освоению бывших христианских земель, особенно в Иберии и на Святой земле. Для этого организовывались Крестовые походы. Они предлагали рыцарям-крестоносцам полное прощение грехов. Это были первые поблажки для вступления в католическую веру.

Но их обещания письменные и устные были довольно расплывчаты. Они вызывали много вопросов у верующих. Тогда учёные-богословы в XII – XIII веке полностью сформулировали теорию покаяния. Она состояла из трёх частей: раскаяния, признания и удовлетворения.

Они пришли к выводу, что прощение греха можно получить путём выполнения праведных дел в земной жизни. К таким делам относились паломничества, благотворительность и другие богоугодные деяния или страданиями в чистилище. Индульгенции может предоставить только папа, а иногда архиепископы и епископы, чтобы простые люди сумели уменьшить свой оставшийся грех. Но индульгенциями прощались только легкие незначительные грехи.

Полные индульгенции отменяли все существующие обязательства. А так называемые «частичные» индульгенции погашали только часть долга. Постепенно они стали привязываться к определённым периодам: дням, месяцам, годам. Например, заплатив определённую сумму, христианин получал «30 дней индульгенции» или «120 дней индульгенции». Но каждый человек должен был это делать самостоятельно и добровольно.

Христианство в Средневековье было, как огромная община, которая оказывала помощь через молитву и праведные дела. Она объединяла живых и мёртвых в церкви на земле, страдающих в чистилище, торжествующих на небесах. А добрые деяния Иисуса и Святых, а также богопослушных людей, служат для освобождения душ грешников из чистилища.

Об этом заявил в 1343 году папа Климент VI. Он сказал, что добрые дела, совершённые ими, стали Сокровищницей заслуг, и над ними папа имеет контроль. Это была очень сложная богословская система. Она стала средством, помогающим людям прийти к вечному спасению. Но эта система сразу же стала недоразумением и подверглась злоупотреблениям. Это началось ещё в XIII веке. Вместе с этим начался подъём индульгенций и Крестовых походов, а следом и реформации папства.

В Европе, начиная с XI века, началась эпоха Раннего Возрождения. Часть его стало и то, что любые услуги, товары, обязательства могут иметь денежную цену.

Люди, которые хотели отпущения грехов, отправлялись в паломничества по Святым землям и в Иерусалим. Но не все могли себе это позволить. Поэтому люди стали задумываться о том, какую полезную работу они могли бы выполнить взамен паломничества, например, поучаствовать пожертвованиями в строительстве храма, больницы или приюта. Священнослужители постарались не упустить такое рвение христиан.

Так процесс спасения души стал всё больше привязываться к деньгам. Папы всё больше стали поощрять продажу индульгенций. Индульгенция стала в какой-то степени амнистией грехов за деньги. Иногда индульгенцией стали заменять публичное покаяние.

Недовольство злоупотреблениями индульгенциями

Но в XIV – XV веках люди всё чаще стали жаловаться на продажу индульгенций. Недовольства этим было и с самой Церкви. Это был период ослабления папства. В многих странах были светские правительства. Они стали требовать от папства выделять им долю от продажи индульгенций. Иногда их требования достигали двух третей дохода.

Таким образом папство получало большую часть грехов, а князья и короли – большую часть выручки. Некоторые прихожане стали спрашивать, можно ли получить отпущение грехов умерших через индульгенцию, и нужно ли для этого исповедовать свои грехи? Эти вопросы стали возникать ещё в XIII веке. Только в XV веке на этот вопрос смог ответить папа Сикст IV. Он сказал, что чистилище от этих индульгенций за мёртвых тоже получит пользу. Но на вопрос об обязательности личного признания он так и не ответил. Эта его неопределённость могла полностью разрушить связь между исповеданием греха и спасением.

Разрушение системы

Эту систему окончательно разрушил Мартин Лютер. Он был против злоупотреблений индульгенциями. Он считал, что отпущение грехов таким образом не является наказанием. Его «Девяносто пять тезисов» окончательно снесли крышу устоявшейся системы. Он говорил, что спасение должно быть бесплатным. Позднее, пришедший на престол в 1563 году, папа Пий V отменил продажу индульгенций в 1567 году. Но остальная система оставалась прежней.

Индульгенции в Православии

Индульгенции существовали и в Православной Церкви. Их называли «синхорохартион» или «афесис». Это была такая грамота о прощении. Они были одобрены в противовес католической вере и папской власти на Западе. Эти грамоты выдавались патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Русская Православная Церковь такие грамоты об отпущении грехов не продавала.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится