Все дело в иудейской религии. Как известно, до реформы Константина могущая империя была языческой державой. Римские солдаты и чиновники воспринимались в глазах «истинных единоверцев» наместниками Сатаны. Римско-иудейская война была лишь делом времени.
Возможно, конфликта можно было избежать. Но римская администрация постоянно пыталась «приучить» непокорных иудеев к своим порядкам. Справедливости ради хочется отметить, что порядки эти постоянно изменялись. Это также вызвало резонанс в консервативном восточном обществе. Так, например, Калигула пытался ввести культ римского императора как священной должности.
Положение дел усугубляло и социальными противоречиями, которые имели и национальный характер. Недовольство евреев вызывали выдвижения греческого и эллинизированного населения страны на руководящие должности в стране. Они были опорой Рима на месте и беспрекословно выполняли все распоряжения из центра. Все это, вместе с ростом налогов и пошлин, а также конфликтов на религиозной почве должно было привести к революционным событиям.
Описываемые события имеют мало исторических источников. Главным источником является роман Иосифа Флавия «Иудейская война», основанный на реальных событиях того времени. По словам автора, первыми идейными вдохновителями антиримского движения были Иехуда из Гамлы и фарисей Цадок. Они открыто призывали граждан к бойкотированию всех римских законов и распоряжений, считая политическую свободу Израиля священной. Так возникло движение зелотов, которые и стали впоследствии основной движущей силой антиримских выступлений.
Поводом к вооруженному восстанию, которое классифицируется в исторических трактатах как первая иудейская война, стал инцидент с прокуратором Флором. Он ограбил одну из храмовых сокровищниц. Конечно, религиозные иудеи стали волноваться. Тогда Флор ввел войска в Иерусалим и отдал его на разграбление своим легионерам. Многих жителей распяли как участников заговора. После усмирения граждан был отдан приказ встречать две когорты легионеров из столицы Кессарии. Масло в огонь подлило то, что солдаты не отреагировали на приветствия жителей, что считалось оскорблением того времени. Жители снова начали возмущаться, что послужило поводом учинить жестокую расправу в городе. Маховик революционных событий в Иудеи был запущен. Увидев, что начались массовые восстания, Флор спешно покинул город, пустив все на самотек. Иудейская война после распятия мирных жителей стала неизбежностью.
Местные власти хотели решить инцидент, не прибегая к помощи центра. Для этого царь Агриппа II прибыл в Иерусалим и попытался усмирить горожан. Но безрезультатно. В городе духовные лидеры отменили все обязательные жертвоприношения за здравия римского императора. Это подчеркивало агрессивную риторику иудеев. Но еврейское общество не было столь однородным. Нашлись и противники, которым так называемая иудейская война была не нужна. Это наиболее богатые, в основном эллинизированные слои общества. Им римская власть была выгодна. Среди противников восстания были и те люди, которые просто опасались за свою жизнь и жизнь своих родных. Они хорошо знали, что подобные восстания в теории обречены на поражения. Если о нем узнают в Риме, то никакие стены не защитят их от легионеров.
Итак, первая партия восставших захватила Верхний город Иерусалима. Но затем они были выбиты, а дома лидеров так называемой мирной партии были сожжены. С Иерусалима восстание перекинулось на все области и носило жестокий характер. В тех населенных пунктах, где преобладало еврейское население, было вырезано все эллинистическое сословие, и наоборот.
Цестия Галла, наместник Сирии, вмешался в процесс. Он выдвинул значительные силы из Антиохии. Взял Акко, Кесарию, еще несколько опорных населенных пунктов и остановился в 15 км от Иерусалима. После неудачной попытки, потеряв основные силы, Цестий повернул назад. На обратном пути, возле Бет-Херона, его войско было окружено и почти полностью уничтожено. Бросив весь провиант, Цестий с большими потерями избежал плена и убежал.
Победа над основными римскими силами в регионе окрылила восставших. Во главе встали представители аристократии и высшего духовенства. Они догадывались, что в скором времени неминуемо в регион прибудут большие экспедиционные силы римской армии. Командование всеми силами принял на себя первосвященник Иосиф бен Гориону. Оборона Галилеи, которая, по соображениям восставших, первая должна была принять удар римских войск, была поручена Иосифу бен Маттитьяху( Иосиф Флавий). Именно из его трудов так подробно мы знаем об этих событиях. Он укрепил главные города области и сформировал войско в сто тысяч человек.
Но для того чтобы иудейская война закончилась победой восставших, нужна была полная консолидация всех сил. Но среди сепаратистов этого не было. В обществе противостояли две партии. Революционеры-зелоты, которые хотели вести войну до полной независимости области, боролись с партией мира. Последние считали восстание авантюрой и хотели лишь автономии в религиозных делах. Сам Иосиф Флавий также относился к сторонникам мира. Но не потому, что боялся. Он получил образование в Риме и считал, что иудеям только на пользу такое положение дел. Римляне, по его мнению, намного развитее в плане военной организации, отношения к праву, в архитектуре и т. д. Единственное, где евреи имеют превосходство, так это только в религии.
Естественно, Флавий, как сторонник мира, не мог с яростным рвением защищать вверенную ему область. Это заметил один из вождей зелотов в Галилеи Иоханан Гисхальский, который ненавидел римлян и готов был сражаться с ними до последней капли крови. Он сообщил о странном поведении Флавия иерусалимскому Синедриону. Но Флавий убедил всех, что ему можно доверять как главнокомандующему.
Император Нерон, находясь в Греции на Олимпийских играх, узнал о восстании. В Иудею он отправил одного из лучших своих полководцев – Веспасиана. Командующий собрал все проримские силы на Востоке, включив в свою армию и отряды царя Агриппы. Всего римская армия насчитывала 60 тыс. отборных легионеров, не считая вспомогательных отрядов из местных, лояльных жителей.
Галилею охватил ужас от подобного нашествия мощных сил. Несмотря на инженерные сооружения, падал город за городом. Только крепость Иотапата, расположенная на скале смогла ненадолго остановить неприятеля. В городе засел и Иосиф Флавий с остатками войска. Несколько раз неприятель штурмовал город, но осаждающие грамотно оборонялись, уничтожая все орудия тарана неприятеля. Лишь одна из ночных вылазок оказалось удачной, и пока основные силы крепости отдыхали, легионеры захватили ворота и стены. Иотапата подверглась страшной резне. Флавия признали предателем и прокляли в народе. В Иерусалиме объявили траур.
Весть об уничтожении основных сил Флавия разлетелась по всей области. Восставших охватил ужас, и они стали укрываться в мощной крепости Иерусалим. В тот период истории, он не уступал по неприступности даже Риму. С трех сторон город окружали скалы. Кроме них, Иерусалим защищали искусственные валы. Единственная сторона, которую можно было штурмовать, была обнесена тремя рядами стен с мощными башнями. Но главная борьба сосредоточилась не на стенах, а в умах осажденных. Конфликт между зелотами и миролюбивцами вспыхнул с новой силой. Началась гражданская война между ними, которая обескровила город. Верх взяли зелоты, перебив всех политических противников. Но вскоре разделились и они на две враждующих группировки. Вместо консолидации сил иудеи просто уничтожили себя изнутри, обескровив свои силы, уничтожив запасы провизии.
В 69 году Веспасиан уехал в Рим, став новым императором, а командование поручил сыну Титу. В 70 году Иерусалим был взят с огромными потерями. Город был разграблен и разрушен. О том, что, победа римских войск далась с трудом, говорит специально выпущенная по этому поводу римская денежная монета.
После падения Иерусалима история иудейской войны не закончилась. В других городах еще сопротивлялись остатки зелотов. Последней пала крепость Масада.
Только убитыми древние историки насчитали около 600 тыс. человек. Палестина была разделена на участки и распродана новым владельцам. От Сирии ее теперь отделили, и она управлялась преторианским легатом императора. В Иерусалиме объявили подать построенному храму Юпитера Капитолийского.
Вторая иудейская война датирована 115-117 годами и связана с массовыми восстаниями восточных римских провинций против центра. Причиной второго восстания, как и первого, были религиозные притеснения и возвеличивание культа римских императоров. Воспользовавшись борьбой Рима с Парфянским царством, иудеи начали борьбу. Центром стала Кирена, где разрушили все религиозные языческие храмы. Восстание охватило Египет, Кипр. Более 220 тыс. греков были убиты с небывалой жестокостью в Кирене и более 240 тыс. в Египте. По словам историка Гиббона, евреи вырезали внутренности греков, разрезали их на куски, пили их кровь. Области восставших опустели до такой степени, что после этих событий понадобилась переселенческая политика, чтобы оживить их.
В 117 году Квинт Марк Турбон подавил мятеж, а император Троян покорил парфян. В каждом городе Парфянского царства была мощная еврейская община, которая всеми силами поддерживала антиримские выступления. Антиеврейские жестокие меры, принятые Трояном, навсегда усмирили непокорных иудеев.