Из-за чего в Средние века в Страсбурге началась «танцевальная чума»?
0
0
767
просмотров
Летом 1518 года в Страсбурге началась странная эпидемия. Днем и ночью в центре города отчаянно отплясывали больше 400 человек. Безумные танцы продолжались несколько дней. Некоторые падали замертво, не выдержав нагрузки. По одной из версий, несчастные отравились грибком, паразитирующим на злаках.

«Танцевальная чума» — именно так впоследствии назвали события в Страсбурге. Начало всеобщей пляски не выглядело странным: в центре города выделывала па девушка по фамилии Троффеа, вскоре к ней присоединились несколько женщин. К вечеру плясали уже десятки человек, а вот на следующий день — 400 горожан (эти события документированы). Танец выглядел неистовым: прыжки, отрывистые движения, крики. Происходящее напоминало, вероятно, массовый психоз. Танцующие двигались с одной улицы на другую; прохожие наблюдали за пляской, затем присоединялись. В танцевальном хаосе люди находили свою смерть — не у всех выдерживало сердце. Остановиться добровольно поверженные этой «чумой» не могли. Иногда мужчины и женщины падали в изнеможении и мгновенно засыпали.

Женщины, охваченные «танцевальной чумой».

Танцевальное безумие наблюдалось в разных уголках Европы во время эпидемий чумы. По одной из версий, таким образом люди справлялись с пережитым ужасом и потерей близких. Вместе с тем, подобное поведение может быть связано с поражением мозга бактериальными и вирусными агентами. Как бы там ни было, до эпидемий чумы сумасшедшие пляски встречались редко. Это явление получило название хореомании. Иногда пляшущие толпы переходили из города в город и заражали своим безумием других. В бельгийской хронике второй половины XIV века указано: «В Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Некоторые участники безумных танцев потом всю жизнь страдали от тремора и других неврологических симптомов. Городские власти (как это произошло в Страсбурге) поощряли танцующих и приглашали музыкантов, надеясь, что так безумцы скорее выбьются из сил.

Жертвы «танцевального психоза».

Танцевальное наваждение в Средние века приписывали дьяволу. Ряд исследователей связывает с этим феноменом возникновение легенды о Гамельнском крысолове. В соответствии с ней, музыкант увел из города детей с помощью колдовства.

Эпидемия «черной смерти» также привела к возникновению секты бичующихся, искавших спасения от божьей кары. Массовый танец в Страсбурге, по одной из версий, был вызван отравлением грибком, паразитирующим на злаках. Психоз мог быть вызван и отравлением другими веществами.

Владимир Михайлович Бехтерев писал: «Не менее поразительны и эпидемии конвульсионерок. Вот, например, небольшая выдержка о средневековых конвульсионерках из Луи-Дебоннера: «Представьте себе девушек, которые в определенные дни, а иногда после нескольких предчувствий, внезапно впадают в трепет, дрожь; судороги и зевоту; они падают на землю и им подкладывают при этом заранее приготовленные тюфяки и подушки. Тогда с ними начинаются большие волнения: они катаются по полу, терзают и бьют себя; их голова вращается с крайней быстротой, их глаза то закатываются, то закрываются, их язык то выходит наружу, то втягивается внутрь, заполняя глотку. Желудок и нижняя часть живота вздуваются, они лают, как собаки, или поют, как петухи; страдая от удушья, эти несчастные стонут, кричат и свистят; по всем членам у них пробегают судороги; они вдруг устремляются в одну сторону, затем бросаются в другую; начинают кувыркаться и производят движения, оскорбляющие скромность, принимают циничные позы, растягиваются, деревенеют и остаются в таком положении по часам и даже целыми днями; они на время становятся слепыми, немыми: параличными и ничего не чувствуют. Есть между ними и такие, у которых конвульсии носят характер свободных действий, а не бессознательных движений».

Картина Питера Брейгеля Старшего «Свадебный танец».

Еще один случай массовой истерии произошел в Танганьике в 1962 году. В женской школе смеялись 95 девочек, некоторые из них не могли остановиться больше 2 недель. Отголоски этой «эпидемии» продолжались в соседних школах на протяжении полутора лет.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится