Кто такие семиты?
0
0
1,663
просмотров
Термин «семиты» появился в XVIII веке, когда европейские ученые назвали так в честь Сима этническую группу, в которую входили античные и современные народы Ближнего Востока. Тот факт, что они родственны по отношению друг к другу, подтверждается схожестью их языков. В дальнейшем термин расширили и модифицировали.

Археологический бум и раскопки на Ближнем Востоке показали, что раньше существовали и другие народы, которые можно отнести к этой группе. Древние семиты населяли территорию Аравии, Сирии, Палестины и Месопотамии. Во время набегов и военных компаний они покидали свою историческую родину. Некоторым семитам даже удалось закрепиться в Северной Африке. Задолго до появления христианства они мигрировали в современную Эфиопию. Колонистов привлекали природные богатства этого края. Так на побережье Красного моря появились торговые поселения, население которых позже создало государство Аксум.

Кроме уже упомянутых народов, семиты — это еще и финикийцы, обладавшие славой самых выдающихся колонизаторов и мореплавателей своего времени. Сеть их торговых постов и поселений покрыла все Средиземноморье. Колонии финикийцев появились в Испании, Африке и на Сицилии. Хотя позже этот народ пережил упадок и исчез, элементы его культуры сохранились во многих регионах Средиземноморья.

История семитов показательна на примере мальтийцев – коренных жителей небольшого острова Мальты. По всей видимости, они являются потомками финикийцев. Мальтийцы на протяжении долгого времени жили под властью других народов. Их островом владели римляне, византийцы и даже норманны. Затем Мальта стала собственностью католического Мальтийского орден, а в XIX веке оказалась колонией Великобританией. Независимое государство на небольшом клочке земли посреди Средиземного моря появилось только в 1964 году. И тем не менее, несмотря на длительную жизнь под чужим владычеством, мальтийцам удалось сохранить собственную самобытную культуру и язык.

Еще одним фактором распространения семитских языков и обычаев была еврейская миграция. Иудеи стали селиться в чужих странах еще до разрушения Иерусалима римлянами, а после этого события переселение приняло всеобщий характер.

Поведение и мировоззрение семитов сформировалось согласно тем природным условиям, в которых они жили и живут. Еще на заре цивилизации эти пастухи стали кочевниками. Так как условия пустынь за многие века почти не изменились, некоторые изолированные группы и сегодня продолжают вести этот архаичный образ жизни. Семиты – это кочевники, которые смогли приспособиться к существованию на Аравийском полуострове благодаря одомашниванию верблюдов. На краях пустыни эти народы пасли овец и ослов.

Основной ячейкой в их обществе была семья. Наследование шло по мужской линии, верховная власть принадлежала отцу. Семьи объединялись в коллективные организации – племена. Они могли включать сотни человек. Каждый древний семит, входивший в племя, был связан со своими сожителями кровью и общностью интересов. Среди этих античных жителей пустынь было сильно развито чувство солидарности. В случае нападения на любого члена племени, его товарищи обязательно мстили обидчикам. Именно у семитов появилось правило «зуб за зуб» и «око за око». Принцип кровной мести стал частью большинства законодательных сводов народов Ближнего Востока.

Амореи – один из самых древнейших семитских народов, появившийся в III тысячелетии до н. э. Эти племена никогда не отличались единством. Напротив, среди них постоянно возникали внутренние конфликты и междоусобицы, которые в итоге не позволили защититься от агрессивных соседей.

Главным аморейским городом считается Угарит. Его руины были обнаружены французскими археологами в 1929 году. Сегодня это территория Сирии. Здесь процветало скотоводство и земледелие. Амореи выращивали зерно, изготавливали оливковое масло и вино. Их древесина чрезвычайно ценилась в Египте и Месопотамии. Угарит стал одним из первых международных портов. Он являлся точкой пересечения торговых путей из Анатолии, Эгейского моря, Вавилона, Ближнего Востока и Египта. Аморейские города пришли в упадок в XVI веке до н. э. в результате разрушительных нашествий хеттов и касситов.

Другими коренными жителями Сирии были арамеи. Первые упоминания о них относятся к III тысячелетию до н. э. Арамеям удалось проникнуть на средний Евфрат и заселить почти весь Ближний Восток. К началу нашей эры их язык стал основным разговорным наречием в Палестине, Аравии и Месопотамии.

Крупнейшим арамейским центром являлся Дамаск. Вокруг этого города образовалось царство, существовавшее в X-VIII вв. до н. э. Дамасское государство было покорено Ассирией. Различные царства Ближнего Востока враждовали друг с другом даже несмотря на то, что всех их населяли семиты. Это была борьба за плодородные земли и другие важные ресурсы античности.

Если Аравия всегда была пустынной страной, то Месопотамия, Финикия и Нижний Египет, окружающие этот скудный полуостров, в античную эпоху стали главной сельскохозяйственной житницей человечества. Именно здесь в Плодородном полумесяце селились первые семиты. Фото этих мест демонстрируют развалины памятников, оставшихся от древних цивилизаций.

Одним из таких народов были евреи. Они появились во II тысячелетии до н. э. в Палестине в результате сложных этнологических процессов. Семиты-скотоводы, жившие на западе Плодородного полумесяца, перемешались с земледельцами сельскохозяйственных оазисов из числа амореев. Так зародилась новая цивилизация.

История происхождения евреев тесно переплетена с библейскими легендами, изложенными в Ветхом Завете. Уникальной особенностью этого народа стала его вера – древнейшая авраамическая религия иудаизм. Некоторые его черты много веков спустя повлияли на формирование христианства и ислама.

Евреи правили Палестиной вплоть до завоевания Иудеи Римом в I веке до н. э. Затем последовал длинный период изгнания. Евреи расселились по всей территории Римской империи, а после и возникших на ее обломках варварских государств. Долгое время они предавались гонениям и дискриминации как со стороны христиан, так и со стороны мусульман. Только после Второй мировой войны евреям удалось добиться воссоздания собственного национального государства в Палестине – Израиля.

Ассирийский народ сформировался во II тысячелетии до н. э. в Северной Месопотамии. Основой нового этноса стали общины амореев, харритов и субареев. Отличительной чертой народа был аккадский язык, над расшифровкой которого билось несколько поколений археологов Нового времени. Государство Ассирия считается первой империей в истории человечества. Сердцем ее территории оказалось среднее течение Тигра и долины Малого и Большого Заба. Здесь появились важнейшие города древности: Ашшур и Ниневия.

В период своего расцвета ассирийцы контролировали всю Месопотамию, соседнюю Палестину, современную Турцию, Сирию, Египет и даже Кипр. Как и полагается любой империи на просторах этого огромного государства жило множество покоренных народов. Именно поэтому ассирийская культура обратилась в калейдоскоп, составленный из обычаев соседних племен. Царство достигло вершины могущества в VIII веке до н. э. В 609 году до н. э. Ассирийская держава была разрушена вавилонянами.

В ассирийских анналах, относящихся к 878 году до н. э., историки обнаружили первое упоминание о еще одном семитском народе – халдеях. Они жили на побережье Персидского залива. Их родными местами были озера и болота нижнего течения Евфрата и Тигра. Халдейский народ отличался малочисленностью – известно лишь шесть его племен. Говорили они на повсеместно распространенном арамейском языке.

В VII-VI вв. до н. э. Халдейская династия правила Вавилоном (именно она основала Нововавилонское царство). Эти семиты были язычниками. Упоминания о них встречаются в Библии. Оттуда же распространился второй смысл слова «халдей» – так стали называть магов, колдунов, волхвов, астрологов и гадателей. Следы этого народа можно найти в самых неожиданных местах. Одна из версий теологов гласит, что волхвы, шедшие на поклон только что родившемуся Иисусу, были халдеями. Некоторые современные христиане Ближнего Востока продолжают относить себя к этой семитской народности.

Примерно в X веке до н. э. в пустынях Аравии и Месопотамии появилась новая отколовшаяся семитская народность. Это были арабы. Семиты данной группы создали Сабейское царство, которое образовалось на территории современного Йемена.

На севере своей страны арабы построили Пальмиру, Набатею, Лахм и Гассан. Это были богатые торговые города, руины которых стали известными символами античности. Между северными и южными арабами лежали пески аравийской пустыни. Кочевники поддерживали связь с помощью купеческих путей через Хиджаз.

В V веке арабская цивилизация пережила серьезный упадок. Казалось, что этот народ навсегда исчезнет под натиском своих агрессивных соседей – Персии и Византии. Однако в начале VII столетия в Аравии стала набирать популярность новая религия ислам. Ее проповедником был торговец из Мекки по имени Мухаммед. Он создал Исламский халифат, который в период своего расцвета контролировал весь Ближний Восток, Северную Африку и Испанию. По уровню экспансии это был самый серьезный политический успех, которого добились семиты.

Евреи, несмотря на общие этнические корни с арабами, стали их противниками. Конфликт между двумя народами заключался и заключается в разной религии. Сегодня противостояние между евреями и арабами является одним из взрывоопасных факторов на Ближнем Востоке.

Лингвистические особенности языков – это еще одна уникальная черта, которой отличаются семиты. Народы данной группы даже спустя много веков и сегодня имеют много общего в морфологии, синтаксисе, фонологии и словарном запасе. К примеру, когда арабы в Средние века вторглись в Испанию, местные евреи, давно не знавшие исторической родины, обнаружили, что их язык удивительно похож на язык чужаков.

Семитская фонология характеризуется большим количеством согласных звуков – горловых, гортанных, эмфатических и увулярных. В европейских языках нет ничего подобного или хотя бы близко похожего. Особенной самобытностью отличаются южные семитские языки – эфиопский и арабский. В них принят уникальный способ формирования множественного числа. Происхождение семитов и их дальнейшее членение на несколько народов привело к появлению вариаций прежде общего прасемитского языка.

Ваша реакция?