Согласно самой распространенной из них, бог врачевания был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Другие источники называют матерью Арсиною, дочь Левкиппа. Нимфа Коронида была возлюбленной Аполлона, но, будучи беременной от бога, изменила ему со смертным человеком Исхием. На Олимпе решили покарать обоих. Исхия испепелило молнией. Изменщицу Корониду Аполлон поразил одной из своих солнечных стрел. Затем он сжег нимфу, предварительно выхватив из чрева младенца. Это и был бог врачевания Асклепий.
Аполлон отдал мальчика на воспитание кентавру Хирону. Он сильно отличался от большинства своих сородичей. Почти все кентавры были известны своим пьянством, буйством и нелюбовью к людям. Хирон же славился своей добротой и мудростью. Когда к нему на воспитание попал греческий бог врачевания, кентавр жил на Пелионе – горе на юго-востоке Фессалии.
Хотя Асклепий известен как бог врачевания в Древней Греции, при рождении он не обладал никакими сверхспособностями. Его патрон Хирон начал обучать мальчика медицине, и вскоре тот добился удивительных успехов. В какой-то момент Асклепий в своем мастерстве даже превзошел мудрого кентавра. Он стал путешествовать по Греции и лечить людей, а жителей острова Кос даже обучил некоторым своим секретам (об этом в «Анналах» упоминает Тацит).
Асклепию поддавались и смертельные заболевания. Оттачивая свое искусство, Асклепий (бог врачевания в Древней Греции) научился воскрешать людей. Благодаря его помощи обычные жители Эллады обрели бессмертие. Секрет уникальной способности Асклепия заключался в крови Горгоны. Лекарь получил ее от богини войны Афины. Ферекид (один из самых почитаемых древнегреческих семи мудрецов) в своих трудах упоминал, что Асклепий воскресил всех жителей Дельф, где располагался храм его отца Аполлона.
Когда Асклепий - бог врачевания у греков - начал массово воскрешать смертных, его ритуалы вызвали негодование у остальных богов. Живший на краю света Танатос, ставший для эллинов олицетворением смерти, отправился с жалобой на происходящее к главному олимпийцу Зевсу. Воскрешения нарушали мировой порядок. Получив бессмертие, обычные люди перестали отличаться от богов. Такой поворот событий не нравился большинству олимпийцев. Боги жаждали кары.
После некоторых раздумий Зевс решил наказать Асклепия. Древний бог врачевания был поражен молнией громовержца. Аполлон, узнав о гибели сына, пришел в ярость. Он не мог отомстить могущественному Зевсу и вместо этого атаковал циклопов, выковавших для того молнии. В результате все эти одноглазые существа были перебиты.
До сего момента Асклепий все еще считался смертным. Погибнув от молнии Зевса, он попал к духам судьбы мойрам. Именно они определяли момент рождения и смерти каждого человека. После гибели Асклепия они решили вернуть его к жизни. Так воскрешенный сын Аполлона стал богом. Позже общие биографические черты унаследовал римский аналог Асклепия – древнеримский бог врачевания Эскулапий.
В любой мифологии боги-покровители врачевания обладают собственными легко узнаваемыми символами. У Асклепия таким знаком стал его посох, обвитый змеей. От древних греков этот образ перешел к римлянам, а затем распространился на большую часть человеческой цивилизации. Сегодня посох Асклепия – международный медицинский символ.
Его история связана с одним из мифов о боге врачевания. Согласно легенде, Асклепий прибыл на Крит, чтобы воскресить сына знаменитого царя Миноса. Идя по дороге, он наткнулся на змею. Животное обвило посох, и Асклепий, не медля ни секунды, убил его. Тут же появилась вторая змея с травой во рту, с помощью которой она чудесным образом воскресила первую. Удивленный Асклепийи стал искать чудодейственное лекарство и через некоторое время нашел его. С тех пор бог врачевания у древних греков всегда имел под рукой снадобье, изготовленное из критской травы. Посох Асклепия традиционно изображается в виде обвитой змеей деревянной палки.
В современной медицине влияние эллинской мифологии отразилось не только в виде графических символов. Значительная часть врачебных терминов имеет корни, относящиеся к древнегреческому прошлому. Истоки традиционных врачебных приемов впервые появились в литературе, написанной именно на этом античном языке. Еще важнее для современной международной медицины латынь, однако большей частью своих знаний римляне были обязаны как раз грекам.
Как и любой другой древнегреческий культ, культ Асклепия был особенно популярен в определенном регионе страны. С наибольшим рвением это божество почитали в Эпидавре – городе, расположенном на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Сегодня на его месте остались лишь руины древнего театра и, что особенно важно, храмов Асклепия. Там же находились бассейны с целительными термальными водами. Они скрывались в подземелье храма, построенного в V веке до н. э. знаменитым архитектором Поликлетом Младшим. Святилища Асклепия чаще всего строились на месте минеральных источников и отличавшихся целебным воздухом кипарисовых рощ. На раскопках в Эпидавре были обнаружены руины колонн, на стелах которых были высечены описания счастливых случаев исцеления больных. Кроме того, святилище оказалось наполнено редкими артефактами – сделанными из золота, серебра и мрамора изображениями вылеченных частей тела (рук, ног, сердец, глаз и ушей). Они доставались храму в качестве платы за услуги.
Святилища Асклепия существовали согласно своду сакральных правил. К примеру, в них нельзя было умирать. Из-за этого неизлечимо больных (даже прибывших с другого конца страны) в храм не пускали. Не имели права войти внутрь и роженицы. Жрецы Асклепия руководились жесткими принципами. Для них лечение было не медицинской услугой, а, скорее, религиозным ритуалом, правила которого сложились согласно строго оговоренному каноническому обряду. В частности, правила предписывали исключать из святилища все, что связано с рождением и смертью. Другая важная особенность храма Асклепия – соблюдение кристальной чистоты. Каждый новоприбывший должен был в первую очередь помыться в источнике.
Первые святилища в честь Асклепия, асклепейдоны, появились в Греции в VI-IV вв. до н. э. Помимо Эпидавра и Коса, центром медицины была еще и фессалийская Трикка. Всего в источниках античных авторов историки обнаружили свидетельства о более чем 300 святилищах Асклепия, разбросанных по всей Древней Греции. По сравнению с современными медицинскими учреждениями, они были скорее лечебными санаториями, а не больницами. В храмах сочетались как магические, так и светские приемы лечения. В древнегреческой медицине эти две школы не противопоставлялись друг другу. Например, если в храм Асклепия попадал особенно тяжелый больной, жрецы могли проконсультироваться со своими светскими коллегами, не работавшими в святилищах.
Античный бог медицины и врачевания имел собственных жрецов, принимавших пациентов-соотечественников. За исцелением к ним люди прибывали со всех концов Эллады. Здоровье у древних греков ассоциировалось со спортом, поэтом все тот же Эпидавр славился своим стадионом, гимнасием и соревнованиями, посвященными Асклепию. Там же находились храмы его дочери Гигиеи, Афродиты, Артемиды и Фемиды. Обряды лечения сопровождались жертвоприношениями животных (чаще всего петухов), поэтому обязательным атрибутом любого святилища был крупный жертвенник.
Бог врачевания обзавелся своим культом приблизительно в VII веке до н. э. Историки считают, что у этого мифологического персонажа был реально существовавший прообраз – ставший легендарным во время Троянской войны врач с точно таким же именем – Асклепий. Более того, он являлся еще и царем Фессалии, а также создателем собственной семейной врачебной школы.
Древнегреческое медицинское образование имело некоторые общие черты с современным. Археологами и историками доказано, что настоящие врачебные школы имели место в Пергаме и на Косе. На службу в храм допускались давшие священную клятву и приобщившиеся к сообществу асклепиадов. Впервые этот термин появился в древнегреческой литературе в VI веке до н. э.
Врачевание в храмах сочетало магические и эмпирические приемы. Самыми распространенными средствами лечения стали лекарства, водные источники и гимнастические упражнения. Обряд священного врачевания каждый раз заканчивался ритуалом инкубации, проводившимся в длинной галерее вдоль стен храма, куда попасть можно было только со специального разрешения. Жрецы с помощью наркотических веществ и приемов гипноза вводили больных в состояние искусственного сна. Ритуал был знаменит театральными представлениями (явлением священных змей или даже самого бога).
В 430 году до н. э. Грецию поразила страшная чума, унесшая тысячи жизней. Традиционная медицина оказалась бессильной перед эпидемией, поэтому население стало все больше уделять внимание всевозможным магическим практикам. Тогда же священная змея Асклепия была перенесена из Эпидавра в Афины, где в Акрополе построили новый храм. Культ бога врачевания засиял с небывалой силой. Религиозные ритуалы приносили жрецам Асклепия колоссальные доходы. Античные храмы этого бога отличались выдающимся богатством своего убранства.
Любопытно, что далеко не все греки относились к инкубации и выдумкам жрецов с религиозным пиететом. В известной комедии «Плутос» (388 год до н. э.) автор Аристофан повествует о многочисленных горьких разочарованиях в эффективности ритуала магического сна.
Мифологический образ Асклепия со всеми его характерными атрибутами имеет определенные корни. Бог врачевания Греции часто ассоциировался с хтонической змеей-целительницей. Во всем древнем мире это животное почиталось как символ обновления, мудрости и могущества природных сил.
Другая сторона образа Асклепия – его принадлежность к поколению детей богов (героев), посягнувших на установление нового миропорядка. Целитель научился воскрешать мертвых, тем самым нарушив мировой баланс. Правила, установленные олимпийцами, оказались под угрозой, и именно за это Асклепий и поплатился. Бог врачевания своей судьбой напоминает других героев, бунтовавших против своих всесильных родителей.
У каждого бога древнегреческого пантеона было свое «хозяйство». Хотя с врачеванием ассоциируется именно Асклепий, некоторые его функции характерны и для других олимпийцев. Сестра Аполлона Артемида была не только владычицей зверей и покровительницей охоты, она почиталась еще и как защитница рожениц, детей и женского целомудрия. Супруга Зевса Гера заботилась о браке и хорошем самочувствии семьи. Приблизительно с этим же связана Гестия – богиня домашнего очага, счастья и здоровья. Нельзя не вспомнить и о Гипносе. Этот бог, живший на краю света, следил за полноценным и здоровым сном людей.
По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос Меропса. В античную эпоху это место превратилось в один из важнейших центров античной медицины.
У Асклепия было несколько детей, также ставших известными персонажами древнегреческих мифов. Бог врачевания являлся отцом Махаона – знаменитого врача и хирурга. Считается, что он даже участвовал в Троянской войне и привел за собой 20 кораблей. Махаон не только сражался на стороне греков (ахейцев), но и лечил раненых. Хирург помог знаменитому лучнику Филоктету, укушенному ядовитой змеей. Рана была ужасной, из ноги сочился гной. Осаждавшие Трою тем временем все никак не могли взять город. Они крайне нуждались в своем лучшем стрелке. Тогда греков выручили боги. Аполлон погрузил Троянский берег в магический сон, а его внук Махаон прооперировал Филоктета. Позже выздоровевший лучник убил Париса и в компании своих товарищей спрятался в Троянском коне, с помощью которого ахейцы все-таки захватили неприступный город. С подачи биолога Карла Линнея распространенное семейство бабочек получило название Махаон именно в честь сына Асклепия.
Старшая дочь бога врачевания Гигиея – богиня здоровья. Греки изображали ее в виде молодой женщины, кормящей из чаши змею. По имени Гигиеи названа научная дисциплина гигиена. Кроме того, символы чаши и змеи стали международными атрибутами медицины и фармации. Сосуд Гигиеи можно встретить в любой аптеке и больнице. Как и древнегреческий бог врачевания, он связан со змеей – традиционным хтоническим существом древнегреческой мифологии. Сосуд Гигиеи вновь стал известен европейцам в конце XVIII века, когда этот символ выгравировали на памятной монете, заказчиком которой было Парижское общество фармации.
Следующая дочь Асклепия – Панакея, ставшая олицетворением исцеления. По ее имени названа панацея – легендарное лекарство от любых болезней. Интерес к чудодействующему снадобью вновь возрос в Средние века. Европейские алхимики той эпохи пользовались античными источниками, пытаясь синтезировать эту неведомую вакцину. Панацею так никто и не нашел, но фразеологизм сохранился. Другие менее известные дочери Асклепия – Иасо, Аглея, Медитрина и Акесо. Все они обучались искусству врачевания у своего мудрого отца.
Бог врачевания в древнегреческой мифологии считался далеким предком многих знаменитых античных врачей, существование которых подтверждено документально. Потомком Асклепия был Гиппократ (он родился на Косе в 460 году до н. э.) и даже Аристотель (его отец работал придворным лекарем у македонского царя).
В 293 году до н. э. в Риме вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди гибли сотнями, а власти города ничего не могли поделать со страшной природной напастью. Тогда римские мудрецы посоветовали построить на берегах Тибра святилище древнегреческого бога врачевания Асклепия.
В Эпидавр отправилось пышное посольство. Римлянам удалось найти общий язык со жрецами древнего божества. Когда гости возвращались на свой корабль, за ними последовала священная храмовая змея – символ и олицетворение Асклепия. Животное поселили на расположенном в черте Рима небольшом Тибрском острове (Тиберине). В 291 году до н. э. на этом клочке земли построили и освятили храм Асклепия. Бог врачевания в римской мифологии получил имя Эскулапа. Первое время его жрецами в Риме были эллины. Как и многие другие боги пантеона Вечного города, Эскулап позаимствовал множество черт у своего греческого предшественника. К примеру, в жертву ему точно так же приносили петухов. Бог врачевания у римлян пользовался особенной популярностью в народе. Его культ исчез одним из последних после принятия Римской империей христианства.