Ничего революционного
О том, как Ленин созидал миры, мы еще вспомним. Но начнем давайте с того, что в ранние годы жизни Володи Ульянова, как и в юношеские, не было ничего такого, что могло бы привести исследователя его биографии к мысли о причинах его дальнейшего тотального погружения в революционную борьбу. Нет вообще ничего! Ни единого намека! Напротив, мы видим перед собой ребенка, отрока, юношу из хорошей семьи, которому самим провидением, казалось, была определена карьера царского чиновника. Притом успешная карьера.
Разобраться в родословной
На самом деле родословная Владимира Ильича не имеет такого уж выдающегося значения для понимания его дальнейшей судьбы. Но досужие обыватели почему-то любят в этом копаться. То говорят, к примеру, что по линии батюшки передалась ему калмыцкая кровь, то вдруг задумаются, а не было ли частицы еврейской, а то и украинской крови по линии матушки. Дело в том, что разные исследователи дают разные мнения и опираются на различные факты или даже только интерпретации этих самых фактов. Зато никем, вроде, не оспаривается социальное происхождение вождя мирового пролетариата – крестьянско-мещанское.
Широко известно из различных биографий, что отец Ленина – Илья Николаевич Ульянов, инспектор народных училищ в Симбирской губернии, вполне себе крестьянских кровей. Ибо сам являлся сыном бывшего крепостного, женившегося впоследствии на дочери мещанина из Астрахани (это именно в ее крови исследователи находят калмыцкие влияния).
А вот в родословной мамы Владимира – Марии Александровны – те же дотошные исследователи как раз и отыскивают то отсылки к немецким колонистам, то к еврею, принявшему православие, то даже к Украине.
Повторимся еще раз: все это на самом деле малоинтересно. Напор на «вопросы крови» в таких случаях вообще дурно попахивает. Не хватало еще черепа измерять. Но вот то, что уже сын бывшего крепостного сделал карьеру на почве образования в Российской империи, а его внуку вообще прочили высокий чиновничий полет, говорит о том, что социальные лифты там все-таки работали. С большим скрипом, не всегда и не везде, можно даже сказать, крайне редко в сравнении с социальным застоем в огромных массах народа, но все-таки...
Школьные годы чудесные
Восемь лет отучившись в Симбирской гимназии, Владимир Ульяновв окончил ее с золотой медалью. Правда, одна четверка у него в аттестате все-таки была. И это четверка по логике, что, между прочим, странно. С логикой у Ленина все было в порядке. А еще он отличался примерным поведением и даже благонравием. За что еще сразу после первого класса гимназии получил книгу с тиснением золотом. Там так и было сказано: «За благонравие и успехи». Благонравие, заметьте, стоит на первом месте. Впоследствии многие из знавших его в те годы отмечали его память, любознательность и нечеловеческую работоспособность. Говорили даже о его умственном превосходстве над сверстниками. Отдавая должное тому, что сам он свое превосходство никак не выпячивал.
Первая встреча с Керенским
Имеется в виду отец будущего главного российского «временщика» Александра Керенского. Ведь именно он возглавлял Симбирскую гимназию в годы учебы в ней Ульянова. Именно он и пророчил Владимиру большое будущее. Правда, когда тот поступил на юрфак Казанского университета, выказывал некоторое неудовлетворение: ему мечталось, что Ульянов отдаст предпочтение словесности. Знал бы он тогда, что именно от революционеров Ленина его сын сбежит через черный ход в женском платье. Или теперь принято считать, что это легенда?
Нормальный православный человек
Между прочим, будущий богоборец Владимир Ульянов был крещен. Естественно, по православному обряду. И вплоть до шестнадцати лет был вполне рядовым верующим. Состоял в религиозном обществе преподобного Сергия Радонежского. И по закону Божьему имел сплошь пятерки.
Юный карьерист
Еще раз скажем о том, что в отроческие и даже в ранние юношеские годы никакой революционности, даже намека тяги к этому у Ленина не отмечалось. Напротив, исследователи с удивлением находят, что он вообще не интересовался общественной жизнью. Он именно учился. Вот в чем был его интерес. Упомянутый выше Федор Керенский писал позднее, что за Ульяновым ничего подобного замечено не было ни разу! Ему прочили именно служебную карьеру, причем заметную служебную карьеру, подобно той, какую сделал его отец.
Семейные трагедии
Так когда же и почему случился революционный надлом с Владимиром Ульяновым? Гимназию он окончил в 1887 году. В этом же году был казнен его старший и любимый брат Александр – революционер-народоволец, участвовавший в подготовке покушения на императора. За год до этого умер Илья Николаевич – глава семейства. Можно предположить, что именно эти события привели будущего вождя мирового пролетариата на революционную дорогу. Тем более что после казни Александра многие из бывших друзей и знакомых семейства Ульяновых стали чураться их. Кто-то по идейным соображениям, кто-то просто из страха.
Внутрипартийная борьба
Надо сказать, что и в революционной среде Владимир Ульянов не был с самого начала, как многие полагают, всеми признанным лидером. В этой среде постоянно велась внутренняя борьба, и это была борьба жесткая. Правда, в отличие от нынешней политической борьбы, в то время бились именно за идеи и пути их реализации. Например, одной из причин будущего раскола РСДРП был, казалось бы, незначительный уставной вопрос. Так, например, Ленин предлагал считать членом партии того, кто не только признает ее программу, но и поддерживает, в том числе личным участием в работе партийной организации. А вот его оппонент Мартов предлагал ограничиться формулировкой, что человек может работать под контролем и руководством партийной организации. Вроде, мелочное расхождение. Но Мартов считал, что его формулировка позволит создать массовую партию, а Ленин полагал, что такая партия превратится в партию болтунов, в то время как нужен был работоспособный революционный отряд, готовый к самой жесткой борьбе, в том числе и подпольной.
Национальный вопрос
Итак, наконец о Ленине – созидателе миров. Здесь следует отталкиваться от национального вопроса, который будущий вождь революции детально рассмотрел еще в 1912-1914 годах. Тогда он написал «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение» и «О национальной гордости великороссов». Бесспорно, Ленин считал создание национальных государств необходимым этапом в развитии человеческого общества и отстаивал право наций на самоопределение.
Роза Люксембург возражала, говоря, что на самом деле такой подход – это потакание буржуазному национализму. Однако Ульянов парировал тем, что, если нациям отказывать в самоопределении, это может разрушить национальный мир. В таком многонациональном государстве, каким являлась Россия, например. Но говорить о том, что Ленин поддерживал национализм, – верх непонимания вопроса. Просто он, видя обострение национального вопроса, становление национальных государств, пытался найти рецепт мирного общежития народов. В конце концов буржуазному национализму, усиления которого опасалась Роза Люксембург, был противопоставлен пролетарский интернационализм.
Не будем забывать, что при всем своем рационализме в тактике, в стратегии вожди большевиков были вполне романтиками. И они просто полагали, что национальное возрождение ударит прежде всего по нарождающемуся империализму, а для дела социалистического строительства оно совершенно не опасно, потому что будет растворено в интернациональном единстве пролетариата.
Но, как бы там ни было, следует признать, что именно создание Советского Союза дало начало практически всем национальным государствам, которые мы ныне видим на постсоветском пространстве. Какие-то из них были вновь возрождены в виде советских республик и спасены от окончательного растворения или даже уничтожения, какие-то были фактически созданы с нуля.
Понятно, что это очень грубое обобщение, но ведь перед нами и не стоит задачи писать научный труд. Так что в этом смысле Ленин и его соратники - действительно созидатели многих миров - национальных. Другой вопрос, к чему все это привело. Многие считают, что именно тогда неверным решением национального вопроса была заложена бомба замедленного действия под СССР. Может быть, это и так.
Но, как говорил один персонаж некогда популярной советской комедии, «торопиться не надо». Ведь в стратегическом смысле социализм, сказывают, еще не уступил капитализму.