Микеланджело Меризи: 15 занятных фактов из жизни гениального художника «Эль Караваджо»
552
просмотров
Он был одним из великих мастеров барокко, а его непростая жизнь во многом определила его творчество, которым сегодня восхищаются во всем мире. Да и сам Караваджо считал, что живопись - это не только вопрос отображения реальности, но и превращение ее в нечто большее: «Вы должны не только смотреть на мои картины, но и чувствовать их».

Он был известен современникам не только своими работами, но и вздорным характером, а в его жизни было множество историй - как трагических, так и анекдотических .

1. Настоящее имя

1. Настоящее имя Настоящее имя Караваджо - Микеланджело Меризи.

Его настоящее имя было Микеланджело Меризи, но его лучше знали как «Эль Караваджо» (в честь маленького городка в Ломбардии, откуда приехала его семья).

2. Банда «Nec spe, nec metu»

2. Банда «Nec spe, nec metu» Фрагмент картины «Давид, победивший Голиафа», 1600 год.

В детстве и юности у Караваджо был крайне вспыльчивый характер. Он сколотил с другими художниками и архитекторами банду, которая наводила страх на улицы Рима и жила под девизом «nec spe, nec metu» («без надежды и без страха»).

3. Оклеветанный натариус

3. Оклеветанный натариус Фрагмент картины «Усекновения главы Святого Иоанна Крестителя», 1608 год.

Когда Микеланджело Меризи повзрослел, ситуация немного изменилась. Его сложный характер постоянно приводил к тому, что Караваджо регулярно попадал за решетку. В 1601 году его посадили в тюрьму за то, что Караваджо ранил палкой и мечом сержанта замка Сант-Анджело. В 1603 году художник Джованни Баглен обвинил его в клевете и подал в суд. Причиной стало то, что Караваджо публично критиковал некоторых художников того времени, особенно выделяя тех, кто «рисует много картин для продажи, но делает это бездарно».

4. Кастрированный сутенер

4. Кастрированный сутенер По мотивам «кастрации сутенера».

В 1605 году Караваджо ранил топором нотариуса, который сумел выжить и отказался от обвинений против него. Через год художника приговорили к обезглавливанию, когда он попытался кастрировать сутенера Рануччо Томассони, поспорив с ним из-за проститутки Филлиде Меландрони. В итоге сутенер скончался от кровопотери, поскольку Караваджо случайно перерезал его бедренную артерию.

5. Бегство от правосудия

5. Бегство от правосудия Фрагмент картины «Положение во гроб», 1602-1603 годы.

После этого Караваджо начал скрываться от правосудия по всей Италии. Сначала он хотел поселиться в Неаполе, но там вечером группа людей жестоко его избила. Художнику изуродовали лицо. В итоге в 1607 году его тело было обнаружено на пляже в Порто-Эрколе. Предполагается, что гениальный художник умер от малярии.

6. Страх перед тюрмой

6. Страх перед тюрмой Страх Караваджо перед тюрмой.

Он так боялся, что его посадят в тюрьму, всегда спал одетый и просыпался при любом шуме. При этом под рукой всегда был кинжал.

7. Последователи Краваджо

7. Последователи Краваджо Фрагмент картины «Ужин в Эммаусе», 1602 год.

Вокруг художника возникла целая группа последователей, которую назвали караваджисты. Основными среди них были его ученики: архитектор Онорио Лунги и художники Филиппо Трисеньи и Орацио Джентилески.

8. Истинное, искреннее, естественное

8. Истинное, искреннее, естественное Фрагмент картины «Мальчик, укушенный ящерицей», 1593-1594 годы.

Караваджо выступал за свободное, истинное и искреннее искусство, которое отображало бы реальность во всем ее блеске. Примером этого является картина «Мальчик, укушенный ящерицей» (1593-1594), на которой гримаса боли на лице его модели выглядит потрясающе естественно.

9. «Тенебризм»

9. «Тенебризм» Фрагмент картины «Мученичество Святого Матфея», 1600 год.

Так называемый «тенебризм» являлся одним из стилей, отличавших работы Караваджо. Одними из лучших примеров этого стиля являются картины «Мученичество святого Матфея» и «Призвание апостола Матфея», написанные в 1600 году, чтобы украсить капеллу Контарелли римской церкви Сан Луиджи Франчези

10. Чрезмерный реализм

10. Чрезмерный реализм Фрагмент картины «Уверение Фомы», 1600-1602 годы.

Караваджо писал свои картины, восхищал многих критиков и художников, но из-за этого он также подвергался критике со стороны ряда римлян, называвших его жестоким, вульгарным и даже страшным. Это привело к тому, что художник был вынужден переписать детали некоторых картин по приказу духовенства.

11. Пошлость, святотатство и отвращение

11. Пошлость, святотатство и отвращение Фрагмент картины «Распятие святого Петра», 1601 год.

О стиле, который практиковал художник, секретарь кардинала однажды написал: «Эти картины полностью состоят из пошлости, святотатства и отвращения. Я могу сказать только одно: это работы, выполненные художником, который плохо рисует, с темной душой и отсутствием в ней Бога».

12. Саломея с головой Караваджо

12. Саломея с головой Караваджо Фрагмент картины «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1609 год.

В своей работе «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609) Караваджо изобразил свою собственную лежащую на блюде отрубленную голову. Этот довольно жестокий нюанс подчеркивает часть личности художника.

13. Змеи реки Тибр

13. Змеи реки Тибр Фрагмент картины «Медуза», 1598 год.

Ученые и биографы пришли к выводу, что Караваджо рисовал себя на многих других картинах. К примеру, одной из них является картина «Медуза» (1598). Змеи на голове были реальными зарисовками змей из реки Тибр.

14. Орден мальтийских рыцарей

14. Орден мальтийских рыцарей Фрагмент картины «Алоф де Виньякур», 1608 год.

Благодаря своей дружбе с Алофом де Виньякуром, Великим Магистром Ордена мальтийских рыцарей, Караваджо был назначен главным художником ордена и отправился жить в казарме этого ордена (уже будучи в бегах). Это еще не все, художнику пожаловали звание мальтийского рыцаря.

15. Уличная жизнь Рима

15. Уличная жизнь Рима Фрагмент картины «Смерть девы Марии», 1606 год.

Его религиозные работы были полны отсылок на римскую уличную жизнь, с которой он так хорошо был знаком: на картинах Караваджо можно увидеть не только Иисуса или святых, но и солдат, воров, проституток, торговцев или нищих. Считается, что в «Смерти девы Марии» (1606) ему позировала проститутка.

Картины Караваджо могут продемонстрировать разные углы реальности: от темных сторон нарциссизма до противоречивых «святых-проституток». Все это как нельзя лучше описывает одну из самых противоречивых личностей искусства, который плюнул на все «гламурное» и интеллектуальное, чтобы побаловать себя жестокой жизнью на улицах.

Ваша реакция?