Мумии чачапойя: древний ужас, вдохновляющий знаменитых деятелей искусства на создания шедевров
1
1
1,862
просмотров
Мумии чачапойя — цивилизации, покоренной инками в XV веке, — потрясают зрителя: гримасы ужаса, неестественные позы, поднятые в попытке защититься руки.

Улов «черных археологов»

Безмолвный «крик» мумии чачапойя произвел неизгладимое впечатление на Эдварда Мунка. По одной из версий, именно этот артефакт вдохновил художника на создание самой известной его картины. Отчаяние, безотчетная тревога — художник жил во власти страхов и лечился в психиатрической клинике. Кричащую человеческую фигуру Мунк рисовал вновь и вновь. Исследователи полагают, что перуанскую мумию он мог увидеть на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Как она здесь оказалась?

Перуанская мумия в Музее человека в Париже.
Картина Эдварда Мунка «Крик».

Мумия принадлежит чачапойя — так называлась древняя цивилизация, существовавшая в Перу до середины XV столетия и покоренная инками. Испанский священник и географ Педро Сьеса де Леон обращал внимание на необычную внешность чачапойцев: «Это самые светлокожие и красивые люди из всех индейцев, что я видел. Их женщины так прекрасны, что многие были взяты инками в жены». Жили чачапойцы высоко в горах, за что инки прозвали их «облачными воинами», и возделывали землю на ступенчатых террасах. Их первые постройки относятся к IX веку. В горах на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря спряталась крепость чачапойцев Куэлап. К ней ведет узкая тропа, огороженная стенами. Представители древней цивилизации занимали территорию площадью около 30 тыс. квадратных километров. Противостоять стремительно растущей империи инков с регулярной армией они не могли. Чачапойцы больше преуспели в возделывании полей, нежели в военном ремесле. Инки старательно уничтожали традиции, бытовавшие среди соседей. Они завоевали чачапойцев всего за несколько месяцев до собственного покорения испанцами. Инки жестоко обходились с покоренным народом, а пленных молодых мужчин приносили в жертву богам. Чтобы умилостивить богов, они убивали и детей из подчиненных племен. Перед страшным обрядом им давали коку и алкоголь. Жертвам вырывали сердца, перерезали глотки, оставляли умирать на морозе или хоронили заживо, разложив вокруг подношения для богов. Подобные ритуалы и жестокая эксплуатация чачапойя, разумеется, делали невозможными мирные отношения с инками. Кроме того, по уже сложившейся традиции инки подвергли покоренные племена насильственному переселению. Многие из чачапойцев встали на сторону европейских завоевателей, наивно полагая, что в этом случае их ожидает лучшая участь. Они сформировали вооруженные отряды и вели с империей борьбу.

Представители древней цивилизации так и не покорились инкам. Ученые сделали этот вывод, опираясь на анализ ДНК. «Геномы жителей провинции Чачапояс содержат в себе большие вкрапления ДНК древних индейцев. Более того, их структура радикально отличается от того, как устроены гены жителей центрального и южного Перу, где находился центр империи инков и где геномы всех народов были равномерно ими «перемешаны», — заявила по результатам исследования Чиара Барбьери, сотрудница Института изучения истории человечества в Йене.

Саркофаги чачапойя.

Для сохранившихся мумий чачапойя характерны неестественные позы. Многие замерли в позе эмбриона, прикрыв глаза руками, будто в попытке защититься. Это навело археологов на мысль, что инки сжигали поселения чачапойя вместе с жителями. Возможно, именно такова судьба мумии, поразившей Мунка и представленной сегодня в Музее человека в Париже. Она пополнила коллекцию музея в конце XIX века. Ее вывез из Перу «черный археолог», далее следы теряются.

Экзотика для парижской элиты

Артефакт произвел неизгладимое впечатление на представителей творческой интеллигенции. Наброски с экспоната, от которого стынет кровь в жилах, сделал Поль Гоген. Художник, картины которого в настоящее время оцениваются в несколько миллионов долларов, тяготел ко всему пестрому и экзотическому. До 7 лет он жил с семьей в Перу. Тропическая природа затмила парижскую серость, и Гоген искал вдохновения в путешествиях. Он творил в соломенных хижинах и не тосковал о плодах цивилизации. Городская жизнь для Гогена была лишена всякой прелести.

Поль Гоген.

На многих его работах есть тотемы и идолы. Гоген не раз заявлял, что не хочет видеть «никого, кроме туземцев». Перуанская мумия, символизирующая первобытный ужас, поразила художника. По одной из версий, она нашла отражение в картине «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», где зашифровано множество символов. Исследователи считают, что увиденное художником отражено в фигуре старухи слева. Образы, подобные застывшей в ужасе мумии чачапойя, привлекали Гогена. Ему принадлежит высказывание: «Керамика передает ощущение огня, и потому вылепленная фигура словно корчится в адском пламени. Я думаю, что благодаря этому фигура становится более экспрессивной».

Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Немецкий режиссер Вернер Херцог, снявший более 30 документальных лент, намеревался снять мумию в фильме ужасов, однако впоследствии нашел подходящие экспонаты в Музее мумий в Гуанахуато. Самые ранние из них датируются 1833 годом, когда в Гуанахуато свирепствовала холера.

Перуанская мумия.

Мумии и артефакты, найденные учеными, пролили свет на погребальные обряды чачапойя. Трупы потрошили и набивали травами. Как и инки, чачапойя оставляли тело усопшего в сидячем положении, заворачивая в ткани.

Перуанская мумия в Музее человека в Париже уже долгие годы остается экспонатом, неизменно привлекающим внимание посетителей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится