Да, современный житель мегаполиса зачастую использует праздничный первомайский день именно как повод для шашлыка. Если, конечно, погода не подведет: хляби небесные, там, не разойдутся, поливая все вокруг изрядным дождем, Илья-пророк на колеснице по небу не промчится с громами и молниями... Короче говоря, нынешнее Первое мая – это день шашлыка! Или все-таки не только?..
Кто помнит, как все начиналось?
Вообще история у праздника богатая и географически очень любопытная. Ибо причиной его появления стала борьба рабочих за свои права, в частности за восьмичасовой рабочий день. Кто-то помнит еще, что раньше не было такой нормы? А первыми потребовали этого самого восьмичасового рабочего дня австралийцы. Нет, не аборигены, разумеется. А вполне себе рабочий класс. И было это еще в 1856 году. Древняя седина, можно сказать. Правда, выступили они в первый раз не первого мая, а двадцать первого апреля. Но суть от этого не меняется. Очередь именно первого мая пришла потом, когда почин австралийских товарищей подхватили американские и канадские анархисты. Но тоже не сразу подхватили, ждали долгих тридцать лет. И только первого мая в 1886 году учинили бучу. Точнее, целый ряд митингов и прочих демонстраций.
Товарищ Артем
Кстати, Австралия не такое уж экзотическое место для российских революционеров и лидеров рабочего движения. Взять, к примеру, Федора Сергеева (товарища Артема). Да-да, того самого соратника Ленина, одного из создателей и руководителей (самого, пожалуй, известного и харизматичного) Донецко-Криворожской республики. Он ведь после подавления российской революции 1905 года и гонений охранки был вынужден бежать за границы империи. И в конце концов оказался в Австралии. И что он там делал? А все то же, что и в России. Боролся за права рабочего класса. Фактически создал австралийский Союз русских рабочих, занимался профсоюзной деятельностью, марксистским образованием рабочих. Даже учредил газету «Эхо Австралии». Вообще много чего успел сделать Артем в Австралии. В конце концов первого мая в городе Дарвине организовал маевку и отбыл снова в Россию, где, напомним, в то время разворачивались нешуточные события. Но отметим для себя: снова Австралия, снова Первомай, русский революционер товарищ Артем.
Без крови никак
Выше уже упоминалось об истоках Первомая – борьба рабочих за свои права. Такая борьба вовсе не всегда связана с революцией. Как мы знаем, иногда она начиналась как просто попытка договориться по экономическим вопросам. Но что такое экономические вопросы? Это прежде всего деньги. А где деньги, там зачастую и кровь. Потому что деньгами делиться никто не хочет. Вот и Первомай не обошелся без крови. Например, в том же 1886 году, когда за Первомай взялись анархисты США и Канады (правда, уже четвертого мая), погибли при разгоне демонстрации в Чикаго шесть рабочих. Ответ не заставил себя ждать. В ходе дальнейших массовых выступлений были убиты уже полицейские – восемь человек. Плюс еще около пятидесяти полицейских были ранены. Кто-то бросил бомбу. Затем началась перестрелка. В итоге - около пятидесяти раненых и убитых. Надо понимать, это уже с обеих сторон. Так что не всегда Первомай был шашлычным днем весны.
Первомай по-имперски
А что у нас (в смысле, в Российской империи)? У нас поначалу зажгли поляки. Они тогда ведь тоже были частью империи. В 1890 году, то есть через четыре года после трагических событий в Чикаго, Первомай отметили в Варшаве. Там в честь Дня международной солидарности трудящихся устроили стачку, в которой приняли участие ни много ни мало десять тысяч рабочих. Дальше больше. Первомайские мероприятия (у нас их называли маевками) распространились по всей империи и со временем стали носить уже не только характер борьбы за свои экономические права, но и поднимать вопрос о власти. А это уже политика. Естественно, в этом вопросе не обошлось без влияния социал-демократов. Уже в 1901 году первомайские выступления не то что с политическим подтекстом, а с прямыми политическими лозунгами типа «Да здравствует республика!» или «Долой самодержавие!» прокатились не только в столице империи Санкт-Петербурге, но и, например, в Харькове или в Тбилиси. Это был широкий охват. Да и массовость постепенно выросла неимоверно. До полумиллиона рабочих выходили на первомайские демонстрации в период с 1912 до 1914 года. Потом движение было несколько отодвинуто на задний план начавшейся Первой мировой войной. Зато после Февральской революции семнадцатого года на улицы городов бывшей империи вышли уже миллионы рабочих. И они явно были настроены не слишком комплементарно по отношению к Временному правительству и даже к самой идее буржуазной республики. Согласитесь, лозунг «Долой министров-капиталистов»» говорит о многом.
Советский период
Понятно, что после Октябрьской революции Первомаю на территории первого в мире социалистического государства был дан зеленый свет. Правда, тогда это был День Интернационала. В День международной солидарности трудящихся он превратился позднее.
Кстати, о шашлыках. Поначалу выходным днем был только один день. Собственно первое мая. Но с 1928 года к нему прицепили и второе мая. И если в первый выходной день царил официоз – демонстрации и военные парады, то второй день использовался именно для отдыха. Люди ездили отдыхать на природу. Вот этот отдых на природе и называли «маевками». Там уже и наступало время шашлыка. А когда прошла последняя официальная организованная властями первомайская демонстрации в СССР? В 1990 году. До развала Союза оставалось совсем ничего.
Изменение тренда
Кстати, в уже устоявшемся СССР в праздновании Первомая произошла смена акцента в смысловой нагрузке. Как сказали бы теперь, тренд поменялся. Или мейнстрим. Советские трудящиеся ведь не могли бороться за свои права. Чего за них бороться при полном социалистическом благолепии? Поэтому наверху решили, что празднованием Первомая советские труженики как бы солидаризуются с борьбой своих братьев-тружеников из капиталистических стран, где их продолжают угнетать проклятые буржуи. Кстати, уже после развала СССР выяснилось, что буржуи таки угнетают. Но ровно настолько, насколько им это позволяют сами трудящиеся. Но без угнетения капиталист не может, иначе какой же он капиталист? Получилось, как в анекдоте, когда вернувшаяся из капстраны супруга советского работяги решила показать ему, что же оно такое стриптиз, и он, просмотрев представление в ее исполнении, отметил, что парторг был прав: жуткое зрелище.
Российские реалии девяностых
После того как социализм в России официально закончился (хотя многие считают, что он и не начинался), праздник снова приобрел прежний смысл. По крайней мере, в исполнении левых политических партий и движений. Так, например, в 1993 году КПРФ, Фронт национального спасения и Трудовая Москва решили провести митинг и шествие. В конце концов все закончилось столкновением с ОМОНом. Противостояние было довольно жестким, чтобы не сказать ожесточенным. Демонстранты прорывали оцепление, ОМОН переходил в контратаки. В ход шло все: от древков знамен до грузовиков, которыми таранили заграждения. После девяностых Первомай прочно оседлал официоз. Хотя и теперь левые движения отмечают его по-своему, все с тем же исконным смыслом борьбы трудящихся за свои права.
Первомай шагает по планете
Первое мая отмечают официально в большом количестве стран и теперь. О России мы и так знаем. Но и другие не пасут задних. Более восьмидесяти стран чтят этот день. Другое дело, что везде его отмечают по-разному. Понятно ведь, что, скажем, в Италии и Беларуси, КНДР и на Украине атмосфера праздника имеет свой специфический характер.
Паразитам на Первомае не место
Да, все течет, все меняется, но какие-то вещи остаются неизменными. Ведь даже Первомай (по большому-то счету) остается праздником именно трудящихся. Даже если не вспоминать о борьбе и прочих демонстрациях. Взять хотя бы тот же первомайский шашлык. Ведь для кого важен весенний выходной, особенно если выдался погожий денек? Правильно, именно для трудящихся. Именно они могут использовать его по назначению. А все эти большие буржуи-капиталисты и прочие, как сказали бы прежде, паразиты на теле рабочего класса, Первомая вовсе не заметят. Они могут организовать себе выходной когда угодно. А у некоторых из них так и вообще вся жизнь – один сплошной выходной. В общем, не их это праздник. Не паразитский.