Ян Гус и «Гуситские войны»
0
5
5
2,861
просмотров
В первой половине XV века (1419 – 1434 гг.) центральную Европу потрясла кровавая ожесточенная гражданская война между силами немецкой аристократии (Священной Римской империи германской нации), поддерживаемой католическим духовенством, и восставшим чешским народным движением. Эти события вошли в историю как «Гуситские войны».

Причиной, спровоцировавшей народное восстание чехов, стала казнь профессора Пражского университета, проповедника, философа и религиозного реформатора – Яна Гуса. Эти события навсегда вошли в историю. Имя Яна Гуса и "Гуситские войны" стали не только знаменем военных событий тех лет, но и символом национальной освободительной борьбы чешского народа. Сам проповедник был признан одним из главных народных героев Чехии. Краткая биография Яна Гуса будет поведана читателю в статье.

Биография

Как свидетельствует краткая биография, Ян Гус родился предположительно в 1369 году на Юге Чехии, в местечке Гусинец (откуда и получил свою фамилию) в бедной крестьянской семье. Родители Гуса хотели обеспечить своим детям достойное существование, а в те времена крестьянам такую возможность давала только карьера в духовенстве. Маленького Яна отдали в школу в городе Прохатицы, в часе ходьбы от Гусинец, где он изучал грамматику, риторику, диалектику и некоторые естественные науки. В 18 лет Ян отправляется с матерью в Прагу и поступает в Пражский университет на факультет свободных искусств (факультет богословия был значительно дороже).

В 1396 году Гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. Главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды Джона Уиклифа – английского богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого Римской церковью в ереси. В учении Яна Гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти Папы. Творчество Уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум Гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. В 1402 году Гус становится ректором Пражского университета и деканом факультета искусств при короле Вацлаве IV.

Начало проповедования

Как рассказывает краткая биография, Ян Гус в 1401 году получил возможность проповедовать в известной капелле – Вифлеемской часовне в Праге, вмещавшей до трех тысяч человек. Там он начал вести свои довольно резкие проповеди с критикой церкви, привлекшие внимание как толп сочувствующих прихожан, так и лидеров церковных учреждений, видевших в нем все более и более опасного оппонента.

Ян Гус, будучи человеком глубоко верующим, никогда не отрекался от лона католической церкви, считал себя ее членом и преданным служителем, но также считал своим долгом и критиковать духовенство за отход от истинного учения Христа – за ложь, разврат, привилегированность, великолепие и дистанцированность от простого народа, называя единственным источником истины только Святое Писание, ставя, таким образом, разделение между Богом и институтом церкви, незащищенной от пороков ее служителей. Он обличал прелюбодеяние, творившееся в высших архиерейских кругах, ставил под вопрос подлинность реликвий, являвшихся опорой влияния церкви. Так, он сделал смелое заявление, что «если собрать все берцовые кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой». Следуя примеру Уиклифа, Гус критиковал идею транссубстанцинации – обряда причастия, при котором хлеб и вино, употребляемые прихожанами, превращались в плоть и кровь Христа.

Идеи Гуса

Ян Гус (Jan Hus) был ярким и харизматичным проповедником, умевшим заполнять слушателями всю Вифлеемскую капеллу и проникать в сознание каждого человека до такой степени, что некоторые сбрасывали с себя украшения от стыда богатства. Индульгенции – продаваемые церковью документы об отпущении грехов, он считал пороком симонии и явным свидетельством алчности клириков (хотя сам, в студенческие годы, приобрел на последние деньги индульгенцию, что свидетельствует о глубокой последующей трансформации убеждений).

Также Ян Гус (краткая биография тому подтверждение) боролся против засилья немецкого языка, науки и богословия, выступая за превалирование чешской культуры и ведение проповедей на чешском языке, тем самым поддерживая национальное самосознание чехов и предвосхищая идею независимости от немецкой аристократии.

Трагический исход деятельности Гуса

Таким образом, идеи Гуса об отсутствии у церкви роли единоличного представителя воли Бога на земле, о развращенности и алчности духовенства, погрязшего в роскоши и не подпускающего к себе народ, в том числе и посредством непонятного для людей языка и таинства мистерий, о порочности и ложности ряда духовных практик и реликвий и культурном угнетении чешского народа сделали его одним из главных врагов Ватикана за всю историю существования Римской Католической церкви и, несмотря на лояльное к нему отношение со стороны короля Вацлава, привели к трагическому исходу.

Преследование

Начиная с 1408 года, против Гуса применяется ряд карательных мер со стороны пражского архиепископа, поддерживаемого Папой Александром V: несколько друзей Гуса были арестованы за ересь, его проповеди были запрещены, книги сжигались (в том числе был издан указ о сожжении книг Джона Уиклифа). Однако за Гуса заступились простые люди, просившие снова разрешить его проповеди, и даже часть аристократии Богемии (Южной Чехии), направлявшая в адрес Папы просьбы позволить ему и дальше оставаться проповедником. Однако эти попытки не увенчались успехом. Два года ему пришлось странствовать по Чехии, где он продолжал отстаивать идеи реформации церкви и написал свой знаменитый труд «О Церкви», в котором критиковал абсолютную власть Папы и склонность Церкви к накоплению богатств.

Суд над Яном Гусом

Трактат стал последней каплей в чаше терпения клириков, и он был вызван на церковный суд в немецкий город Констанц. Но, даже имея охранную грамоту, он не смог добраться до суда и был заточен в темницу Готлибен, откуда его вызволили только через два с половиной месяца. В конце 1414 года Ян Гус предстал перед судом, где не стал отрекаться от своих слов, даже не смотря на просьбы императора Сигизмунда I и угрозу смертной казни.

Казнь героя

6 июля 1415 года приговор был приведен в исполнение. Ян Гус был сожжен как еретик на костре на Констанцской площади вместе с Библией, которую он перевел на чешский язык. Перед собравшейся на площади толпой он запел «Иисус, сын Давидов, помилуй меня», а на попытки стражников его остановить ответил: «Я – Гусь, а после меня придет Лебедь» (предрекая тем самым приход Мартина Лютера). Позже были сожжены и вынутые мощи Джона Уиклифа.

Последствия

Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.

Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа – Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий – таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.

Всего против гуситов было направлено пять крестовых походов, не увенчавшихся успехом. Однако бесчисленные войны против сил всей Европы (за исключением Англии и Франции) и «межпартийные» столкновения истощили Чехию, и в 1436 году она приняла мирное соглашение на условиях императора Сигизмунда. Гуситские войны закончились.

Память и наследие

Ян Гус остался в истории как человек, под знаменами которого маленькая незаметная Чехия вошла в центральную Европу, противостоя всем силам католического истеблишмента, а сам Гус стал одной из ключевых, предшествующих церковной реформации фигур.

По сей день в Чехии его чтят как одного из главных национальных героев, способствовавших борьбе за права и идентичность чешского народа против немецкого гнета. В его честь называют музеи и улицы. А 6 июля 1915 года, на Староместской площади Праги, ему был установлен памятник, приуроченный к 500-летию со дня казни. Кроме того, с 1918 года в Чехии действует «Чехословацкая гуситская церковь», насчитывающая на сегодняшний день около 100 000 приверженцев. День сожжения Яна Гуса объявлен государственным праздником Чехии как день памяти магистра.

В 1999 году Папа Иоан Павел II выразил глубокие сожаления в связи с казнью Гуса, однако отказался канонизировать его, так как тот придерживался взглядов еретика Уиклифа.

Помимо политического, религиозного и идеологического наследия его имя почетно в филологических кругах за вклад в развитие чешского национального литературного языка, в частности, за авторство труда «Чешская орфография».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится