Основы академизма
Академизм возник в стенах академий художеств — учреждений, создававшихся под патронатом правителей государств и влиятельных клириков, и ставивших своей целью, в первую очередь, воспитание поколений художников, придерживающихся определенных изобразительных канонов и, таким образом, поддерживающих с помощью своего искусства существующую власть. Академизм как бы «консервировал» привычные классические формы и выводил их на уровень непреложного закона, вплоть до отрицания индивидуальности мастера — он лишь должен был подражать своим великим предшественникам. В итоге, в погоне за внешним блеском и идеализацией картинки (в ней академическими нормами регулировались все детали — начиная от способа наложения мазков до выстраивания композиции и поворотов тел), живописцы и скульпторы забыли о внутреннем содержании. Направление и его последователи деградировали, оставляя своим работам лишь внешнюю, ничем не подкрепленную красоту. Поэтому вскоре, когда на смену неоклассицизму пришли новые тенденции (реализм, импрессионизм), для академизма наступила эпоха декаданса, и к началу XX века потребность и заинтересованность общества в нем постепенно отпала. В настоящее время понятие «академизм» часто используется для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня.
Для того, чтобы разобраться в тонкостях академического направления мы предлагаем вам углубиться в его историю и узнать, как появились и развивались академии искусств, какие требования предъявлялись к их членам и студентам, а также каким образом они регулировали художественную жизнь целых стран.
Первые академии искусств
Академии художеств начали образовываться в конце XV — начале XVI веков в различных городах Италии, но первые из них не несли функций образования или контроля — скорее, это были собрания людей, обсуждающих теории и практики искусства. Таким сообществом была Академия Леонардо да Винчи, созданная в Милане около 1490 года. Уже более развитой институцией стала Академия и компания искусств рисования (затем — Академия изящных искусств), основанная в 1563 году во Флоренции Козимо I Медичи под влиянием Джорджо Вазари. Как видно из названия, это учреждение состояло из двух частей: Компания была своеобразной художественной гильдией, а вот членства в Академии удостаивались только признанные мастера, впоследствии контролировавшие всю сферу изобразительных искусств в Тоскане.
«Человек, мечтавший не столько о наживе, сколько о славе» — так однажды охарактеризовал себя Джорджо Вазари. Он и вправду сумел снискать богатство своими картинами и фресками, ныне несколько обесцененными и почти забытыми. А вот славу (всемирную, неувядающую почти пять столетий) — капитальным 5-томным трудом «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Позже идеи Вазари были унаследованы Академией Святого Луки (этот святой считался покровителем искусств и многие художественные гильдии в Европе, в том числе и римская, носили его имя), открывшейся в 1593 году в Риме по инициативе Папы Григория XIII и занимавшейся обучением художников и организацией выставок. Интересно, что заведение спонсировало не только лекции своих членов, но и последующие печатные издания этих выступлений, через которые распространялись и получали общественное одобрение эстетические теории Академии. Затем подобные методы станут популярны и среди других учреждений, пропагандировавших единые практики в искусстве. В 1635 году Академия заручилась поддержкой нового Папы Урбана VIII, и в это время уже все ведущие итальянские и многие зарубежные художники стали ее членами. Сейчас она также существует и носит название Национальной академии святого Луки.
Королевская Академия живописи и скульптуры во Франции
В начале XVII века во Франции еще не существовало своей академии, а самой влиятельной художественной организацией была гильдия Святого Луки, членство в которой обеспечивало мастеров определенными привилегиями, из-за которых они подвергались нападкам других ремесленников. Для того, чтобы помочь художникам избежать подобных ситуаций, стоявший во главе гильдии Шарль Лебрен обратился за помощью к королеве Анне Австрийской, и в этом же 1648 году при поддержке первого министра Франции Джулио Мазарини и канцлера Пьера Сегье был издан указ, запрещавший под страхом огромного штрафа вмешиваться в занятия общества, названного Королевской Академии живописи и скульптуры.
С 1661 года Академию стал опекать главный советник Людовика XIV Жан-Батист Кольбер, признавший за изобразительным искусством способность навязывать художественные стандарты и прославлять короля, а потому предоставивший организации исключительный контроль как над преподаванием, так и над публичным экспонированием искусства. Теперь основными целями учреждения стало обучение перспективных студентов, а также выделение выставочных мест художникам, принятым в члены. В обеих этих областях Академия установила определенную монополию: так, в художественной школе образование основывалось на канонах классической античности, реанимированных и трансформированных в эпоху Возрождения, а с 1667 года институция проводила долгое время единственную крупную выставку во Франции, позже прославившуюся как «Салон».
Важно сказать и о том, что именно для академиков были зарезервированы должности всех придворных художников, скульпторов, дизайнеров и архитекторов, а также всех инспекторов и руководителей королевских фабрик.
Королевская Академия временно перестала существовать во время Великой французской революции, после нее была переименована в Академию живописи и скульптуры, а в 1816 году была объединена с Академиями музыки и архитектуры, чтобы образовать Академию изящных искусств, функционирующую до сих пор.
Академическое искусство во Франции
Для того, чтобы регулировать французскую живопись, Академия ввела так называемую иерархию жанров, в которую вошли пять из них, ранжированные в соответствии с так называемой назидательной ценностью. Этот список был объявлен в 1669 году, и в него вошли (перечислены в соответствии с местом в рейтинге):
— полотна на историческую тематику;
— портреты;
— жанровая живопись;
— пейзажи;
— натюрморты.
На основе этой системы присуждались стипендии и премии, а также распределялись места развески в Салоне. Кроме того, выбранный жанр оказывал влияние на стоимость работы.
Наряду с таким ранжированием существовали и другие ограничения — Академия устанавливала, как именно должна была быть нарисована картина, включая общий стиль (предпочтительна была неоклассика), рекомендуемые цветовые решения, правильное наложение мазков и многое другое. Произведение обязано было нести в себе интеллектуальную нагрузку, поэтому художники черпали вдохновение из литературы, религии и мифологии, использовали аллегории на античные произведения и евангельские события, ссылались на исторических и легендарных персонажей. Также в картине должна была содержаться возвышающая мораль, рассказывающая зрителю о вечных истинах и идеалах, которую передавали с помощью сюжетов или изображенных символических предметов. Художники идеализировали своих персонажей, использовали реалистичные цвета, тщательно работали над светотенью, выстраивали безупречную линейную перспективу и не экспериментировали с одеяниями своих героев: они должны были четко соответствовать выбранной исторической эпохе.
Конечно, вышеперечисленные характеристики академического искусства не появились в одночасье. Скорее, они возникли со временем, в результате продолжительных дебатов между различными художниками, которым затем подражали их коллеги. Кроме того, эти «каноны» были не такими однозначными, как нам может показаться, и могли меняться — к примеру, одно время во французских академических кругах шел спор о том, чей живописный стиль выше: ясный и рациональный, прославивший Никола Пуссена или яркий и эмоциональный, присущий Питеру Паулю Рубенсу, то есть, что важнее — интеллект или чувства? Этот вопрос так никогда и не был окончательно решен, ведь оба мастера обладали исключительными и общепризнанными талантами.
Кстати, образование художников во французской Академии было также очень консервативным. К примеру, перед тем, как перейти к созданию серьезных масляных полотен, студенты долгое время совершенствовали свои навыки карандашной графики, а затем оттачивали умение изображать различные фигуры.
Парижские салоны
Многие десятилетия своего существования Парижский салон был самой престижной художественной выставкой в мире. Как мы уже говорили, впервые его провели в 1667 году, но до 1791 года на нем экспонировали исключительно работы членов Академии и ее студентов. В 1748 году впервые было создано жюри из числа академиков, которое определяло, какие картины и скульптуры стоит выставлять, и этот тщательный отбор повысил статус мероприятий.
Парижские салоны оказывали огромное влияние на европейское искусство, и в то же время они были отличным способом для Академии принудить художников соответствовать все более жестким и устаревавшим эстетическим правилам, что встречало большее и большее сопротивление. В итоге, хотя в середине XIX века парижские салоны достигли пика своей популярности, в 1863 году случился первый «раскол» — жюри отказалось принимать на выставку 3000 работ из 5000 предложенных, разразился скандал, и император Наполеон III решил дать возможность отклоненным произведениям все-таки быть экспонированными. Это мероприятие получило название Салон отверженных. Отныне и другие художники стали организовывать свои собственные масштабные экспозиции, ранее авторитетные Парижские салоны постепенно потеряли свой статус, а в 1881 году и вовсе перешли в ведение Общества французских художников, утратив свой официальный характер.
Парижский салон проводится до сих пор — но теперь он является только одной из многих известных и престижных художественных выставок.
Самые известные французские академисты
Все художники, учившиеся в Академии и бывшие ее членами — академисты, но из самых известных можно выделить двенадцать ее основателей, среди которых — Шарль Лебрен, Филипп де Шампань и Себастьян Бурдон, а также не стоит забывать об Александре Кабанеле, Уильяме Бугро, Поле Делароше, Жаке Луи Давиде и его ученике Жане Огюсте Доминике Энгре.
Академии художеств в других странах
В XVII веке по примеру парижской были созданы и другие академии, контролировавшие искусство в различных странах, а к 1790 году в Европе и Америке их насчитывалось уже около восьмидесяти. Нюрнбергская Академия изобразительных искусств была основана в 1662 году, Королевская Академия художеств в Великобритании — в 1768 году, венская Академия объединённых изобразительных искусств — в 1772 году. В России указ об основании Академии трех знатнейших художеств (затем — Императорская Академия художеств) в 1757 году подписала императрица Елизавета Петровна, а инициировал ее создание государственный деятель Иван Шувалов, который также долгое время спонсировал ее деятельность. С 1760 года лучших выпускников стали отправлять на стажировку за границу, а в 1765 году были избраны первые академики из числа выпускников. Стоит отметить, что многие нововведения парижской Академии находили свой отклик и в российской — так, иерархия жанров, придуманная французами, определяла приоритеты преподавания и в России.
В целом, в XVIII — начале XIX века петербургская Академия художеств сыграла важнейшую роль в воспитании художественных кадров, стала центром художественной жизни России, распространила идеи классицизма. Однако, ее постигла та же участь, что и французское учреждение — к середине XIX века консерватизм институции привел ее к тому, что она насаждала отвлеченное от жизни искусство, противостоящее развитию реализма. Уже в первой половине XIX века такие русские мастера, как Александр Иванов, Карл Брюллов и Павел Федотов, отходят в своём творчестве от официальной линии Академии художеств, а развитие демократического движения привело к созданию в 1863 году первой в истории российского изобразительного искусства независимой творческой организации — Артели художников во главе с Иваном Крамским.
В 1918 году Академия была упразднена советским правительством и несколько раз преобразовывалась в другие художественные учебные заведения. Сейчас в этом же здании находится Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Отдельная история — Украинская академия искусства, основанная в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с Григорием Павлуцким. Сегодня она называется Национальной академией изобразительного искусства и архитектуры и является высшим художественным учебным заведением. Среди известных украинских художников-академистов, творцов и активистов этого учебного заведения, именно «академистов» (в тот самом, каноническом и строгом понимании) нет. Дело в том, что некоторые из них наследовали актуальным европейским тенденциям, выработав собственный стиль, а другие заложили основы оригинальных течений в украинском искусстве.
В Европе и США: Бенджамин Уэст, Фредерик Лейтон, Лоуренс Альма-Тадема, Эжен де Блаас, Луиджи Муссини, Карл Теодор фон Пилоти, Марк Габриэль Шарль Глейр, Ганс Макарт, Ансельм Фейербах, Ян Матейко, Йохан Георг Отто фон Розен.
В России: Александр Иванов, Федор Бруни, Иван Мартос, Константин Маковский, Генрих Семирадский, Карл Брюллов, Федор Бронников, Василий Смирнов, Карл Гун, Иван Айвазовский.