«Дон Кихот» в живописи, гравюрах и гобеленах: от Доре и Дали до Серова и Зверева
1,641
просмотров
Путешествуем вместе с героями романа и самыми известными и интересными художниками, от Домье и Доре до Бенуа и Пикассо.
Мраморная статуя Мигеля Сервантеса у входа в Национальную библиотеку в Мадриде (1892 г.). Испанцы (и не только) посвящали тематические арт-события своему кумиру еще и в 2016 году: дата последнего путешествия писателя по лестнице в Небо — 22 апреля 1616 года.

Автор бессмертного романа Мигель Сервантес (1537−1616) мог бы сам стать героем захватывающего романа. Он родился в небогатой семье. Служил на флоте, участвовал в морском сражении между Испанией и Османской империей и был ранен — его левая рука навсегда осталась неподвижной. Сервантес несколько лет служил при дворе в Неаполе. Возвращаясь в Барселону, корабль, на котором плыл Сервантес, захватили пираты, и будущий писатель пять лет провел в плену в Алжире, ожидая пока его семья соберет огромную сумму для выкупа. Четыре раза он пытался бежать и каждый раз кто-то из заговорщиков выдавал план побега. Чудом его корсары не казнили.

Портрет Мигеля де Сервантеса Хуан Де Хауреги и Агилар Живопись, 1600

Вернувшись в Испанию, Сервантес должен был много работать, чтобы вернуть деньги за выкуп. Он занялся закупкой провианта для испанской «Непобедимой армады», и снова неудача: Сервантеса обвинили в растрате средств и посадили в тюрьму. В заключении и появилась идея романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский». Роман сразу же после издания стал очень популярным, но денежного успеха автору не принес. И, кажется, даже после смерти Сервантеса не оставляли злоключения — место его погребения оставалось неизвестным 400 лет!

Старый солдат знает слова любви!

Начинаем путешествие с неожиданного художественного прочтения: гламур и рыцарство, видали? В эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель создал куртуазный цикл на эту тему.

Дон Кихот в трактире Шарль-Антуан Куапель 1751

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца, был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре.

Куапель создал 28 картонов-сцен с Дон-Кихотом для дивных «ковров» мануфактуры «Гобелен». Они пользовались большим успехом, так что их непрерывно ткали с 1714 по 1794 годы. Куда там классическим оленям, памятным нам по милым бабушкиным интерьерам!

Расстроенная графиня Трифальди появлением бороды просит Дон Кихота отомстить за нее Шарль-Антуан Куапель 1710-е

Роскошные гобелены тогда ценились куда больше, чем в наши дни. Они, например, использовались в качестве дипломатических даров и порой даже играли решающую роль в принятии судьбоносного решения — заключении мира или начале войны.

Гобелены на сюжет «Дон Кихот», выполненные в 1773 г. по картонам А.-Ш.Куапеля. Музей П. Гетти

Полное «донкихотство» Гюстава Доре

Самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса стал Гюстав Доре — великий иллюстратор мировой классики, который за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! Когда Доре задумал иллюстрировать «Дон Кихота», Луи Виардо как раз закончил новый перевод романа, который стал классическим в французской литературе (фамилия Виардо больше на слуху из-за романа его жены с И. Тургеневым — между тем, Луи был известным писателем, искусствоведом, переводчиком и критиком).

Иллюстрация к роману М.Сервантеса "Дон Кихот Ламанчский" Поль Гюстав Доре Гравюра, 1863
Иллюстрация к роману М.Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Гравюра, 1863
Иллюстрация к роману М.Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Гравюра, 1863
Приключение с ветряными мельницами Поль Гюстав Доре Графика, 1868

В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтобы передать местный колорит и увидеть места, которые он прославил своими подвигами». К роману Доре нарисовал 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями.

Первый рисунок, фронтиспис, изображает безумного Дон-Кихота среди видений и представляет сложнейшую композицию: сражения, любовные приключения, вызовы на поединок, фантастические выдумки и нелепости…

Вот так неожиданность: привыкнув к монохромной графике Доре, мы искренне удивляемся его цветным работам. Тем ярче образы!

Базиль и Китерия принимают Дон Кихота и Санчо Панса Поль Гюстав Доре 1860-е

Как пишет художник Эмиль Байяр, современник Доре, «Сюжет, трактовка сцены, композиция — рождались в воображении художника в совершенно законченном виде, и ему оставалось только зафиксировать это „творческое видение“ на бумаге. Доре помещал где-то в углу, небрежно разбрасывая на бумаге, фигуру человека, затем несколько поодаль копье, руку, ногу, колонну храма, лошадь, колесо, группы всадников, силуэт пейзажа, потом быстро объединял все это в одну сложную по композиции сцену». И что невероятно, Доре никогда не исправлял свои рисунки. Композиционный дар — отличительная черта его искусства.

Доре не только высмеивает рыцарство, рисуя тип идеалиста, оторванного от действительности: его рисунки остроумные и изобретательные, как и герой романа!

Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863
Иллюстрация к роману М.Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Гравюра, 1863
Иллюстрация к роману М.Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон Кихот" Поль Гюстав Доре Графика, 1863

Жестокий мир и трагедия непризнанного «оригинала»

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

Кон Кихот, читающий рыцарский роман Оноре Домье Живопись, 1870

У читающего рыцарский роман Дон Кихота не чувствуется вдохновения и порыва, у героя нет желания отправиться на поиски, он чувствует прожитую жизнь. Художник размышляет о своем пути, возможно, о тщетных попытках изменить мир, бороться со злом, что делал Домье в своих карикатурах. Всю жизнь он работал карикатуристом в газете «Шаривари», изобразил все классы французского общества, и в конце жизни его уволили из газеты. Домье умер в нищете.

Начало и расцвет его творчества — это реалистические картины или карикатуры, в которых он высмеивает политиков и буржуа, а в конце жизни работы Домье принимают философское направление. Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста, стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один, даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его - на высоте, и рыцарь продолжает путь.

Дон Кихот и Санчо Панса в горах Оноре Домье 1850-е и Дон Кихот Оноре Домье

Серов делает ставку… на коня

Серов делает ставку… на коня В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились какие-то маловыразительные и безликие, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

Дон Кихот долго выбирал имя своей лошади и по его замыслу, оно должно было указывать на ее прошлое и настоящее, и соответствовать новому статусу хозяина. Он остановился на имени Росинант («росин» — кляча, «анте» — прежде) «имени, по его мнению, благородном и звучном, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Но разве на работе Серова — кляча?

Дон Кихот, Шаляпин и Бенуа.

Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Во время «Русских Сезонов» 1909 года в Париже певец прослушал оперу и написал Горькому: «На двух вечерах мне читали музыку и либретто оперы, и оба раза я плакал, как корова. Это был Дон-Кихот, рыцарь печального образа. Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах… О, Дон-Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю».

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления. К Александру Бенуа, как знатоку эпохи, он обратился с просьбой нарисовать его костюм и внешность.
Эскиз гримма Дон Кихота с автографом К. Коровину. Рисунок Ф.Шаляпина. 1910 и Ф.Шаляпин в образе Дон Кихота в опере "Дон Кихот". Театр-казино в Монте Карло. 1910

«Что нужно мне сделать для того, чтобы публика при первом взгляде на Дон Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась: да, это ты, наш старый знакомец и друг. Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного». Ф. Шаляпин


Ф.Шаляпин - Дон Кихот и Л. Арбель - Дульцинея, Ф. Шаляпин - Дон Кихот. Сцена из спектакля "Дон Кихот". Театр-казино Монте-Карло. 1910

В 1910 году на сцене королевского театра-казино в Монако Шаляпин сыграл Дон-Кихота. Опера прошла с триумфом! Исключительная история произошла после, когда на следующий год Шаляпина пригласили участвовать в новом спектакле. Между импресарио и певцом произошла сцена. Гюнсбург кроме выдающихся организаторских способностей, еще писал музыку, пел и танцевал, его оперы ставили в театре. Как-то на репетиции он сравнил себя с Моцартом и заявил, что его произведения бессмертны. Шаляпин назвал это неслыханным нахальством. Гейнсбург вызвал Шаляпина на дуэль, но секунданты к актеру так и не явились, а спустя две недели они помирились.

Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне Александр Евгеньевич Яковлев 1916

Дон Кихот и Санчо Панса: рисунок Пикассо

А сейчас — история о появлении самого известного изображения главных героев романа! 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы разместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот».

…Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания, а позже Пикассо пожелал отпечатать тираж своего Дон Кихота и до 1961 года его рисунки разного формата успешно продавались. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало о родине.

Дали, отважный рыцарь!

Дали, отважный рыцарь! Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали 1946

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется еще один испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями, он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось и книга не вышла.

Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Дон Кихот и Санчо Панса Сальвадор Дали Графика, 1945

Дали очень дорожил этими рисунками и хранил их в числе наиболее любимых своих произведений, которыми чаще всего любовался в одиночестве. Эти рисунки впервые были изданы в 2004 году и малоизвестны публике. После этого Дали нарисует еще 3 цикла к роману.

Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали Графика, 1946
Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали 1946

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

Дон Кихот. Золотой век (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали 1957

Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века и в присутствии толпы поклонниц стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Дон Кихот в отчаянии (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957 и Видение Дульсинеи (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Графика, 1957,

Потом он экспериментировал на Монмартре, взяв рога носорога и начиняя их хлебным мякишем, Дали бросил их в камень и — разбившись, получились крылья мельницы. Таким образом Дали «настрелял» 13 литографий.

Атомная эра (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957 и Винные бочки (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957,
Мадонна (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957,
Дон Кихот (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957
Дон Кихот. Рассвет (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957
Видения Дон Кихота (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957
Дон Кихот. Сражение с мельницей (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Гравюра, 1957
Ночные кошмары Дон Кихота (Иллюстрация к роману "Дон Кихот") Сальвадор Дали Графика, 1957

Анатолий Зверев и его Дон Кихот: необыкновенный диалог

Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда, а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

А. Зверев «Дульсинея»

Художник-виртуоз создавал шедевр за 40 минут, он писал портреты на заказ, чтобы выжить. «Садись, детуля, я тебя увековечу» — знаменитая фраза Зверева, когда он принимался рисовать женский портрет. В доме друга и коллекционера Георгия Костаки художник рисует ночи напролет, в компании ценителей искусства. Своим учителем Анатолий считал Леонардо да Винчи, а современники Зверева называют его человек-феномен, в картинах которого сумасшедший темперамент передает накал чувств.

Дон Кихот и Санчо Панса Анатолий Тимофеевич Зверев 1970
Дон Кихот и Санчо Панса Анатолий Тимофеевич Зверев Живопись, 1982 и Дон Кихот Анатолий Тимофеевич Зверев Живопись, 1971
Дон Кихот Анатолий Тимофеевич Зверев Живопись, 1968

В 1957 году в Москве прошел международный молодежный фестиваль абстрактного искусства. В рамках фестиваля провели художественный конкурс, в нем победил Зверев. А между тем, художник только два года проучился в художественном училище и был исключен, он зарабатывал на жизнь, работая маляром в парке в Сокольниках и красил заборы! На конкурсе золотую медаль Анатолию вручил председатель жюри — знаменитый мексиканский художник Сикейрос.

Дон Кихот Анатолий Тимофеевич Зверев 1971
Дон Кихот Анатолий Тимофеевич Зверев Живопись, 1969 и Дон Кихот Анатолий Тимофеевич Зверев Живопись, 1971

Наваждения Марселя Пажо: бедный рыцарь и женщина в красном

Дон Кихот, который возник в воображении французского художника Марселя Пажо — персонаж извечной человеческой комедии, в которой присутствует капелька безумия. Эти картины похожи на театральные сцены некой карнавальной постановки — рыцарь полуобнаженный, то скачет на своей кляче, то становится объектом сексуальных домогательств полуобнаженных прелестниц, то лежит в кровати, рядом с кипой романов в ночном колпаке и, прикрыв глаза, мечтает о походах, женщинах и подвигах. Забавно, смело, и все равно очень трогательно!

Черное солнце Дон Кихота Марсель Пажо XXI век,
Мечты о славе Дон Кихота Марсель Пажо Живопись, XXI ве
Нападение. Дон Кихот Марсель Пажо Живопись, XXI век

Марсель Пажо родился в 1945 году во французской деревушке. Немного проучившись в художественной школе в Анже, он ее бросил — не хотел надолго расставаться со своей возлюбленной Ману. Эту рыжеволосую девушку мы видим почти на всех его картинах, она станет его музой, его Дульсинеей. Пажо рисует либо Дон Кихота, либо сцены карнавала. Сейчас он иллюстрирует современные французские романы.

Кошмар Дон Кихота Марсель Пажо XXI век,
Соблазнение Дон Кихота Марсель Пажо Графика, XXI век и Обольщение Дон Кихота Марсель Пажо Графика, XXI век

Картину «Дон Кихот. Создание картины» Марсель Пажо написал в 2010 г., она стала знаковой работой, где художник объединил все темы, над которыми работал многие десятилетия. Пажо изобразил собственную мастерскую, на мольберте - неоконченная картина с обнаженной дамой, на нее пристально смотрит Дон Кихот, старость и желание встречаются с молодостью, у мольберта — сам художник. Автопортрет!

Дон Кихот. Создание картины Марсель Пажо XXI век
Дон Кихот Ламанчский и Санчо Панса Марсель Пажо Живопись, XXI век,
Библиотека Дон Кихота Марсель Пажо Живопись, XXI век
Дон Кихот. Маскарад Марсель Пажо Графика, XXI век
Проклятие. Дон Кихот Марсель Пажо Живопись, XXI век,

Иллюзии Октавио Окампо: голова кругом!

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

Видения Дон Кихота Октавио Окампо Живопись, 1989

Дон-Кихот, созданный разными художниками, вызывает жалость, удивление, смех или улыбку. Но главное — то, что этот безрассудный и благородный идальго, искренний и изящный, готовый бороться за справедливость и истину, заслужил всеобщее глубокое уважение и искреннюю симпатию.

«О, Дон Кихот Ламанчский! Как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю» — Ф.Шаляпин.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится