Противопоставляя стремление к красоте и самовыражению напыщенному викторианскому консерватизму, эстетизм отвергал социальные и морализаторские тенденции и провозглашал идею создания «искусства ради искусства». Сторонники движения опирались на произведения прерафаэлитов, средневековую геометрию узоров, а также на живописные традиции японских мастеров. Желая сделать искусство частью повседневности, мастера привнесли новые подходы в изготовление предметов обихода, таких как посуда, мебель, керамика, обои, ковры.
Эстетическое движение началось с «Великой выставки промышленных работ всех народов», которая прошла в Лондоне в 1851 году. Это грандиозное событие, организованное в том числе представителями королевской семьи, стало поворотным как для дизайнерской отрасли, так и для изобразительного искусства. Представленные на Великой выставке образцы ремесел и живописи в большинстве своем демонстрировали достаточно поверхностное и консервативное отношение к дизайну, свойственное викторианским стандартам. Как отмечал художник и критик Джон Рёскин, это свидетельствовало о «дегуманизации дизайна», предсказуемости и повторяемости. Искусство служило скорее моральным и социальным целям, а академизм в живописи создавал просто таки удушливую атмосферу. И нашлись такие художники, которые решились на эстетический бунт.
Авангардом эстетизма стала группа художников, которые назвали себя Братством прерафаэлитов. Это общество появилось за несколько лет до Великой выставки, в 1848 году, и поставило во главу угла эстетику Средневековья, его романтичность, его визуальные концепции и насыщенные цвета. Десять лет спустя произведения, созданные членами Братства, стали очень популярны; прерафаэлиты, фактически, стали первыми европейскими авангардистами.
После распада Братства вокруг Данте Габриэля Россетти образовалась новая группа молодых мастеров, в число которых вошли Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс. Они поддерживали идеи Рескина об отказе от промышленного производства декоративного искусства в пользу ремесленного мастерства, поднятии ремесленников до статуса художников, создании доступных изделий ручной работы. Портреты кисти Россетти, изображавшие восхитительных рыжеволосых женщин с огромными глазами, одетых в струящиеся легкие платья, воспевали новые идеалы красоты и бросали вызов викторианской чопорности.
Большое влияние на развитие эстетизма оказала также торговля с Японией, и, как следствие, большое количество японских изделий и живописных произведений, которые появились на британском рынке. Англо-японский стиль стал очень популярен после Международной выставки 1862 года в Лондоне, где была представлена японская экспозиция. И художники, и потребители были очарованы округлыми геометрическими узорами и стилизованными природными мотивами, простотой, элегантностью и завершенностью форм. Японские экраны, веера, зонтики, гравюры, фарфор, мебель стали предметами, которыми восхищались и коллекционировали. Британские художники — например, Джеймс Уистлер — стали включать предметы японского дизайна в сюжеты своих картин и использовали японскую эстетику в композициях и костюмах моделей.
Художники-эстетики придавали большое значение композиции произведения. При этом они отказывались от повествовательной сюжетной линии, а их произведения были призваны вызвать у зрителя определенное настроение с помощью цветовых гармоний и изысканной детализации. Они громко провозглашали свой девиз — «искусство ради искусства», который, по мнению одних, был взят из романа французского критика и поэта Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен» (1836), а по мнению других — у Алджернона Суинбёрна из эссе «Уильям Блейк» (1868).
Опираясь на различные источники, такие как древнегреческое, японское и средневековое искусство, сторонники эстетизма считали, что искусство должно оцениваться на основе его собственных критериев, а не значения изображаемого предмета или правдивости изображения. Английский эссеист и искусствовед Уолтер Патер стал одним из самых важных голосов эстетического движения, ратуя за главенство эстетического опыта зрителя в искусстве, описав свои взгляды в работе «Очерки по истории Ренессанса» (1873).
Говоря об эстетизме, нельзя пройти мимо огромного значения, которое сыграла в этом движении лондонская галерея Гросвенор, основанная сэром Куттсом Линдси и его женой Бланш. Открытая на Бонд-стрит в 1877 году, галерея предоставила художникам возможность представить публике свои работы, которые в большинстве своем шли вразрез с классическими канонами Королевской академии художеств. Выставки в галерее Гросвенор сыграли большое значение в карьере таких мастеров эстетизма, как Джеймс Уистлер, Альберт Мур, Джордж Фредерик Уоттс и Эдвард Бёрн-Джонс. Прогрессивными были не только художники, представленные в галерее: залы Гросвенор были освещены электрическими лампами (впервые в галерейной практике), а между полотнами появились интервалы — в противовес привычной для выставок того времени шпалерной развеске, покрывающей всю стену.
Произведения, выставляемые в галерее Гросвенор, шокировали не только почтенную викторианскую публику, но и вызвали возмущение критиков. Даже Джон Рескин, первоначально всячески приветствовавший движение эстетизма, был вне себя от работ Берн-Джонса и Джеймса Уистлера, выставкой произведений которых в 1877 году открылась галерея. Описывая картину Уистлера «Ноктюрн: синий и золотой — Старый мост Баттерси» (1872−75), Рескин употребил немало резких слов: «Я видел и слышал множество наглости кокни до сих пор, но никогда не ожидал, что гадюка попросит двести гиней, чтобы бросить горшок с краской в лицо публике…» Тогда Уистлер подал иск против Рескина, что не добавило популярности критику. Отметим, что Уистлер писал «Ноктюрн» под влиянием творчества своего кумира, мастера укиё-э Кацусики Хокусая, композиционно приблизив картину к произведению японца «Мост Маннэн в Фукагаве».
Благодаря эстетическому движению получили признание дизайнеры: оформление интерьеров стало отдельным занятием. Первым, кто в графе «профессия» написал «дизайнер», стал Уильям Моррис. Как вспоминал позже Россетти, «однажды вечером мы собрались вместе, беседовали о том, как художники в старые времена разрабатывали все виды декора и мебели, и кто-то предложил — в шутку — скинуться по пять фунтов и организовать собственную компанию». Так, за дружеским застольем, родилась «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co» (впоследствии «Моррис & Co»). Компания была намерена воплотить идеи Рескина и реформировать британское потребительское отношение к производству, а также предложить клиентам декоративные товары ручной работы, доступные среднему классу.
Примерно в это же время начали свою карьеру Кристофер Дрессер, Уолтер Крейн и Эдвард Уильям Годвин. Все они старались воплотить в жизнь идеи писателя и драматурга Оскара Уайльда о «красивом доме», интерьеры которого вдохновляли и дарили эстетическое наслаждение его обитателям.
Для Уильяма Морриса и его друзей-художников первым серьезным дизайнерским проектом стал «Красный дом» самого Морриса, выстроенный в сотрудничестве с его другом и наставником по архитектуре Филиппом Уэббом. По окончании строительных работ в Красный дом приехали друг Морриса по Оксфорду, художник Эдвард Берн-Джонс и его жена Джорджиана, а также учитель и сподвижник, художник Данте Габриэль Россетти с женой-художницей Лиззи Сиддал. Все они приняли участие в оформлении интерьеров дома: рисовали фрески на мебели, стенах и потолках, а Моррис создавал свои первые эскизы для обоев, тканей и гобеленов.
Много лет спустя Моррис стал во главе творческого объединения «Искусство и ремесла» (Arts & Crafts), которое окончательно сформировалось в 1888 году. В него вошли представители двух ранее основанных объединений — молодые архитекторы из Гильдии работников искусства (Art Workers' Guild), а также члены Группы пятнадцати, которую возглавляли дизайнер Льюис Ф. Дей и иллюстратор Уолтер Крейн.
К концу XIX века приобщиться к эстетизму можно было во множественных магазинах, предлагавших публике изысканные предметы интерьера. Женщины оставили в прошлом корсеты, и в угоду им модные дома стали предлагать свободные струящиеся наряды, украшенные нежными цветами и вышивкой. В гардеробах денди появились бархатные куртки, шелковые мягкие галстуки и бриджи. Одним из ярких модников и поклонников движения эстетизма был писатель и драматург Оскар Уайльд, которого нередко высмеивали за экстравагантные наряды. И он, и его коллеги привнесли эстетизм в литературу, сочиняя стихи и прозу, пронизанные чувственными пассажами, которые часто высмеивались — в частности, популярным журналом «Панч», и даже были обыграны Гилбертом и Салливаном в комической опере «Пейшенс».
Идея о том, что искусство имеет свою внутреннюю ценность, освободила эстетизм от обязанности иметь моральное или историческое значение. Отказ от классицизма и академизма с их исторической и мифологической тематикой стал жизненно важным для художников. Эстетизм привнес в искусство новые идеи о том, что художник должен обладать свободой выбора способа выражения своей творческой мысли.