«Климт», 2005 год
Производство: Австрия, Франция, Германия, Великобритания. Режиссер — Рауль Руис.
Февраль 1918 года, Вена, госпиталь, куда навестить умирающего Климта приходит Эгон Шиле — с этого фрагмента обыденной жизни начинается фильм чилийского режиссера Рауля Руиса. Но не случайно Руис почти два десятилетия специализировался на кино для избранных, «богатом скрытыми смыслами и сюрреалистической образностью, наполненного фантасмагориями и абсурдизмом». Хотя с середины 90-х он и переключился на мейнстрим, прежний опыт использовал в «Климте»: зрители будто смотрят с Руисом в один калейдоскоп, в котором смешались быль и небыль, и все это проносится в сознании героя.
«Цветы!» — говорит обращенный в себя Климт, и Шиле, вглядываясь в зеркало на стене, видит бал-маскарад, который сменяют обнаженные натурщицы, разгуливающие по мастерской и меблированным кабинетам Климта. Лучшая из них — Леа де Кастро.
Собственно, вокруг истории любовных отношений Климта с таинственной красавицей, у которой, к тому же, есть двойник, и развиваются события фильма. Прототипом де Кастро стала французская танцовщица Клеопатра де Мерод. В кинокартине она привлекла внимание художника актерской игрой: он видит ее танец в экзотических одеждах на экране. В действительности же, есть версия, что Климт познакомился с Клео в знаменитом варьете Фоли-Бержер, где она выступала.
Хотя донжуанский список художника велик, а самой Клеопатре де Мерод приписывали романы со многими известными современниками, об их любовной связи информации на полноценную историю явно не хватает. Но Руиса это не остановило.
По сюжету Леа-Клео встречает Климта в костюме Евы, отражаясь в зеркалах на фоне своего портрета, и тут же предлагает написать ее, как есть. В то время как реальная Клео всю долгую жизнь боролась с теми, кто приписывал ей несуществующие интрижки, в том числе, с власть имущими. А с писательницей Симоной де Бовуар, назвавшей ее в своей книге «Второй пол» гетерой, даже судилась.
Настоящую мадемуазель де Мерод писали художники Дега, Тулуз-Лотрек, Больдини, фон Каульбах, фон Ленбах, отливал в бронзе Жорж Деспре. А французский скульптор Фальгьер сделал моделью для своей обнаженной «Танцовщицы», которая принесла скандальную славу не только автору, но и самой Клео.
Кстати, какой именно фильм с ее участием имел в виду Руис, неясно. В биографических источниках указана лишь одна лента с упоминанием де Мерод — немецкая кинокартина Frauen der Leidenschaft, повествующая, судя по названию, о страстных женщинах. Однако она была снята в 1926 году — через 8 лет после смерти Климта. К тому же, на авторитетных киносайтах Клео в нем указана не как актриса, а как одна из героинь: роль де Мерод исполнила американка Ферн Андра.
Отдельная история — взаимоотношения Климта и Миди Флог (так зовут в фильме Эмилию Флеге): она ревниво следит за развитием романа с «незнакомкой» и требует у «малыша Густава» отчета о каждой подробности. И он, между прочим, сообщает ей, что собирается жениться, и обсуждает своих многочисленных детей, счет которым сам давно потерял.
Авторы явно добивались портретного сходства с персонажами, и им это отчасти удалось. Вероника Феррес в роли Миди Флог старательно повторяет картинные позы своей героини. Климт в исполнении Джона Малковича задумчив, порой вспыльчив, иногда бредит, переходит от одной дамы к другой, а между делом пишет картины. Саффрон Берроуз, изображающая Леа де Кастро, появляется в фильме так же внезапно, как и исчезает, а одежда, которая в редкие моменты прикрывает ее наготу, затейлива, как у Мерод.
Самый реальный из всех — Эгон Шиле (Николай Кински) — «нервный мужчина-мальчик с большой болью в распахнутых глазах». Что же касается картин Климта, которые попадают в кадр, то их, по словам критиков, Руис превратил из живых шедевров в декорации к игре Малковича.
Словом, «Климт» — фильм для ценителей путешествий по лабиринтам чужих грез, которые имеют к художнику весьма отдаленное отношение. Вена — Париж — Вена сменяют друг друга, все в тех же разбитых зеркалах. Собрать из осколков цельную картину будет непросто, а значит, фильм стоит смотреть, предварительно прочитав биографию.
Фильм «Женщина в золотом», 2015 год
Производство: Великобритания. Режиссер — Саймон Кертис.
Действие начинается в Вене начала ХХ века, когда Климт получил заказ написать портрет жены Фердинанда Блох-Бауэра Адели. И это единственный момент, когда на экране появляется сам художник — как раз в процессе работы над «Портретом Адели Блох-Бауэр I».
Вся последующая история построена на многолетнем процессе борьбы Марии Альтман, племянницы Адели, с австрийской и американской бюрократической машиной в надежде вернуть эту и другие работы, доставшиеся ей по наследству.
В ленте спусковым крючком для начала операции «возвращение Адели» стала инициатива Марии, которая обратилась к внуку своей знакомой, молодому юристу Рэндолу Шенбергу, за консультацией после принятия в Австрии в 1998 году закона о реституции. Ведь картины и другие ценности были конфискованы у ее семьи нацистами, а сами Альтманы вынуждены были бежать из страны, принудительно подписав отказ от собственности. Так в 1942 году Мария оказалась в США, где происходит часть событий.
У реальной мадам Альтман идея побороться за наследство возникла после публикации в прессе статей австрийского журналиста Хубертуса Чернина, в результате чего и был принят тот самый закон о реституции. Чернин не один год изучал материалы, связанные с преступлениями нацистов в годы войны, и даже помог разоблачить экс-генерального секретаря ООН, президента Австрии Курта Вальдхайма, бывшего офицера разведки в Вермахте нацистской Германии. Чернин стал первым журналистом, который получил доступ к записям венской Галереи Бельведер, где находилась «Золотая Адель».
На основе своего исследования Чернин опубликовал в 1998 году серию статей о принадлежности пяти известных картин Густава Климта семье Альтман и доказал, что они не были добровольно переданы в Бельведер родственниками Марии. До того момента руководство художественного музея основывалось на пожелании самой Адели, чтобы ее портрет находился именно у них: в 20-е годы ХХ века она даже отправляла по этому поводу запрос в Бельведер. Правда, выдвинула условие: картина должна стать частью музейной коллекции лишь после смерти ее мужа. Однако оно не было выполнено, что и дало возможность адвокату Шенбергу опротестовать решение суда. И доказать: сам Фердинанд Блох-Бауэр официально завещал все имущество племянницам, поскольку своих детей у четы не было. Хотя именно статьи Чернина во многом помогли семье Альтман отстоять права, в фильме о роли журналиста в деле возвращения «Золотой Адели» говорится вскользь.
По словам едва сдерживавшей слезы Хелен Миррен, наибольшее впечатление на нее произвел неоконченный из-за смерти художника портрет Амалии Цукеркандль: позже героиня картины была убита нацистами в концлагере Белжец.После победы Альтман представители Галереи Бельведер предлагали выкупить у нее картины. Но она забрала все, что удалось отстоять, в США. А «Адель» продала наследнику косметической фирмы Estée Lauder Рональду Лаудеру за 135 млн долларов. С тех пор «золотая женщина» Климта обосновалась в основанной им Neue Galerie New York.
События начала двухтысячных перемежаются с кадрами, повествующими о семейной драме времен Второй мировой, поясняя, почему восьмидесятилетняя мадам Альтман почти 10 лет боролась с Австрийской Республикой и американским правительством, не желающим осложнять дипотношения. Восстановление справедливости, а не материальная выгода, по словам Марии, стало для нее главным стимулом: когда дело было выиграно, большую часть средств, вырученных от продажи картины, она отдала на благотворительность.
Успеху фильма, почти документально отразившему детали истории, способствовал звездный актерский состав: Хелен Миррен, сыгравшая роль главной героини, и Райан Рейнольдс в роли адвоката Рэндола Шенберга смотрятся органично. Оценить актерское мастерство Морица Бляйбтроя — Климта, которому позирует Адель (Антье Трауэ), — увы, не удастся: слишком мало экранного времени отведено. Но его сосредоточенный профиль и уверенные движения художника, наносящего на холст позолоту, выглядят достаточно убедительно.
В фильме речь идет о терпении и искусстве, в том числе — вести судебные дела и писать многокилометровые обращения. Сам Климт вряд ли бы ввязался в такую историю. Недаром ему приписывают слова: «Даже тогда, когда мне надо написать простое письмо, я напуган, как перед надвигающейся морской болезнью». А племянницу его знаменитой модели все эти 10 лет штормило не по-детски.
Климт и Шиле: Эрос и Психея, 2018 год
Производство: Италия. Режиссер — Микеле Мали.
1918-й — год, осиротивший искусство: умерли композитор Клод Дебюсси, архитектор Отто Вагнер, график Коломон Мозер. А еще — художники Густав Климт и Эгон Шилле. Они в подаче режиссера Микеле Мали и стали главными выразителями стиля и символами эпохи: события и персонажи, о которых идет речь, показаны через призму их судеб.
1918-й — время окончания Первой мировой войны и падения империи Габсбургов. Смерть Климта в феврале 1918 года от пневмонии, и Шиле, заболевшего «испанкой», которая унесла миллионы жизней, — в октябре, вписалась в череду драматичных событий.
Фильм передает атмосферу мира, движущегося к краху, а мифические кафе, которые появляются на экране, — места встреч, где обсуждаются искусство, культура, политика. Фрейд, например, предпочитает Cafe Landtmann. На элегантных улочках Вены можно встретить не только его, но и писателей Артура Шницлера и Гуго фон Гофманстала, философа Людвига Витгенштейна, будущих режиссеров Фрица Ланга и Эриха фон Штрогейма, композитора Рихарда Штрауса.
Актер Лоренцо Рикельми в фильме передает «эмоциональный нерв эпохи». Понять, чем жили и дышали люди в те годы, когда Фрейд публикует «Интерпретацию снов», помогают и другие наши современники — нобелевский лауреат, нейробиолог Эрик Кандель, историк искусства Альфред Вайдингер, издатель онлайн-каталога Эгона Шиле Джейн Каллир, музыковед Брайан Гиллиам, пианист Рудольф Бухбиндер.
Это было время, когда отношения между мужчиной и женщиной изменились — дамы почувствовали свободу, поясняют они. Что позволило появиться и проявиться Гермине Хуг-Хельмут — одной из первых женщин, вступивших в Венское психоаналитическое общество. Доре Каллмус в 1905 году стать первой фрау, принятой в Ассоциацию австрийских фотографов. Писательнице Берте Цукеркандль — создать литературный салон, где собирались писатель Артур Шницлер, режиссер Макс Рейнхардт и, конечно, маэстро Климт. А Альме Малер, супруге и спутнице жизни композитора Густава Малера, художника Оскара Кокошки, архитектора Вальтера Гропиуса и писателя Франца Верфеля, — приглашать музыкантов и интеллектуалов в свою гостиную.
Вывод: та атмосфера стала причиной и следствием (такой вот парадокс) «скандального эротизма», проявившегося в творчестве Климта и Шиле. Эротизм — главная нить истории: нагие фигуры Шиле, инфантильные и решительные женщины Климта, которые обнажаются, чтобы подчеркнуть свою независимость. Живопись и самоанализ «анализируют» друг друга: Шиле изучает себя, стоя перед зеркалом, подаренным матерью, а «Обнаженная истина» Климта символизирует интимное отражение души.
Те годы заложили основы современного мира, — такого, каким мы его видим сегодня, — убеждают эксперты.
В какой-то момент Климт и Шиле уступают место венскому обществу с его музыкой и памяти о титанах — Моцарте, Бетховене, Шуберте, Брамсе, произведения которых включены в саундтреки к фильму. А аккордеон Кристиана Баканича словно подтверждает: между прошлым и настоящим все еще звучит эхо того мира.