Хазария: государство-призрак
685
просмотров
Во времена А.С. Пушкина никто толком не знал, кто такие хазары, но помнили, что с ними связано начало собственно русской истории. Хазары, о которых упоминает великий поэт в «Песне о вещем Олеге», и доныне одна из загадок истории. Сюжет пушкинских строк совсем не связан с хазарами, ведь речь идет о смерти Олега, исходящей от любимого коня. Однако начало любого повествования всегда запоминается в первую очередь.

До недавнего времени историками-славяноведами считалось, что в Х веке славяне были биты хазарами и потому платили им дань. Однако хазарское влияние на Русь было недолгим.

На стыке VIII-IX веков князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. Нестор-летописец в Начальной летописи — «Повести временных лет» — рассказывает, как степняки-хазары подошли к земле полян — жителей Киева — и потребовали с них дань, и поляне дали им дань — мечами.

В 884 году князь Олег добился того же для радимичей. Хотя о мести хазарам вещего Олега в летописи ничего не говорится — это поэтическая «реконструкция» истории: в самом деле, «неразумно» было угнетать славян и совершать «буйные набеги». Летопись описывает отношения Олега и хазар по-иному: князь был варягом, наследником новгородского князя Рюрика. Тот был призван из-за моря со своей скандинавской (варяжской) дружиной, называвшейся русью, в Новгородскую землю, чтобы править там по славянским обычаям — «по ряду, по праву».

Известный востоковед А.П. Новосельцев считал даже, что славяне призвали варягов-викингов в Новгород, чтобы избежать хазарской угрозы. Так или иначе, первый князь отправил своих дружинников на юг — на Царьград, по знаменитому пути из варяг в греки. Они обосновались в Киеве, а после смерти Рюрика туда пошел и Олег с малолетним Игорем Рюриковичем. Явился он в Киев 880-е годы, провозгласил новую столицу «матерью городов русских» и договорился со славянскими племенами — данниками хазар, что дань они будут теперь платить русскому князю.

«Отмстил» хазарам уже наследник Игоря, внук князя Олега Рюриковича, Святослав. Он нанес самый сокрушительный удар Хазарскому каганату — «... иде Святослав на козары... и бывши брани, одоле Святослав козарам и город их Белу Вежу взя». Как сообщают древние арабские источники, «не осталось... почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области». В 965 — 969 годах русскими воинами на реке Дон была разгромлена крепость Бела Вежа (на греческом языке Саркел, более правильное (хазарское) название — Шаркил), были освобождены вятичи. Затем князь покорил хазарскую столицу Итиль, уничтожил все центры государства вдоль Волги и лишь остатки хазарских городов — городища на Дону и Северском Донце, на Северном Кавказе и в Крыму — напоминают о могущественной некогда Хазарской державе.

Затем киевский князь Святослав спустился из дельты Волги вдоль берега Каспия на юг, к городу Семендеру, который постигла печальная участь Белой Вежи.

Само описание событий в «Повести временных лет» говорит о том, что Хазария представляется обширной державой, «села и нивы» которой киевский князь «обрек мечам и пожарам». Что же представляло собой Хазарское государство?

Как гласят исторические источники, Хазария, Хазарский каганат — государство, возникшее в середине VII века в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западного Тюркского каганата. В начале VIII века хазары владели Северным Кавказом, Приазовьем и большей частью Крыма, а также степями Восточной Европы до Днепра, воевали с арабами за закавказские земли. В годы расцвета Хазарского каганата его территория простиралась от Черного до Каспийского морей.

Кажется, не было такого евразийского народа, хроники которого не упоминали бы о хазарах. Летописи арабов утверждали, что кагану (царю) платили дань племена от Дуная до Северного Урала и он был посредником в торговле между Византией и Китаем. Армяне и тюрки вспоминали о частых вторжениях хазар в Закавказье, а грузины писали, что каган, не добившись миром руки их царевны, разрушил Тбилиси.

Географическая карта места археологических раскопок предполагаемой столицы Хазарии города Итиль

Византийцы пишут о Хазарии как о союзном им государстве (на троне в Константинополе сидел даже ставленник кагана Лев Хазар): «Корабли приходят к нам из их стран и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары... они с нами в дружбе и у нас почитаются... обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками». Летописцы рисуют величие столицы Итиль, описывают утопающие в садах Семендер и крепость Беленджер, стена которой мощнее знаменитых стен Хорезма.

Международное значение Хазарского каганата нередко чрезмерно преувеличивалось. Бесспорно, полукочевническое государство не могло даже и думать о соперничестве с Византией или Халифатом. Однако в числе подданных хазарского царя были камские болгары, буртасы, сувары, мордва-эрьзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне.

Производительные силы Хазарии находились на слишком низком уровне для того, чтобы обеспечить нормальное ее развитие. В древней книге можно прочесть: «Страна хазар не производит ничего, что бы вывозилось на юг, кроме рыбьего клея... Хазары не выделывают материй... Государственные доходы Хазарии состоят из пошлин, платимых путешественниками, из десятины, взимаемой с товаров по всем дорогам, ведущим к столице... Царь хазар не имеет судов, и его люди непривычны к ним». В качестве статей собственно хазарского экспорта автор указывает только быков, баранов и пленников.

Примерно до VII века хазары мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. Хазары не принадлежали к еврейскому племени, а были народом тюркско-монгольской ветви.

В «Еврейской энциклопедии» пишется о том, как хазарский каган, вероятно, около 679 года нашей эры, «вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру». По другим источникам, около 740 года хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800-м году — раввинский. Причем вначале правящий класс Хазарского каганата держал в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа.

Правда, существует радикальное мнение, что иудаизм, который якобы существовал в Хазарском каганате, это не более чем средневековая мистификация, исходящая из Кордовы, от еврейского врача Хасдая бен Шапрута, влиятельного человека при дворе правившего там в Х веке халифа. Хасдай написал письмо на иврите, обращенное к хазарскому царю Иосифу, передал с путешествующими купцами и получил ответное письмо от Иосифа, написанное на иврите. Но подлинников этих документов нет, сохранились только поздние копии или пересказы, найденные в каирской генезе и в других хранилищах. Оспаривается, что ответ царя Иосифа, дошедший до нас в нескольких вариантах, написан им, а не самим Хасдаем. Хасдай хотел верить, что есть где-то страна, где принят иудаизм, есть, по сути, еврейское государство, и выдал чаемое за действительность. Документов того времени на иврите, доподлинно написанных хазарами, нет. Нет находок с иудейской символикой. Среди археологических находок нет и намека на такую символику, но есть многое другое, от креста до изображения лотоса. Не найдена ни одна хазарская синагога. Доподлинно известно лишь, что на землях, контролируемых каганатом, жили евреи, объединенные в общины. Но нет материальных данных, по которым можно сделать научное заключение, что иудаизм тюркоязычных хазар — факт, а не легенда.

Предполагаемая столица древнего Хазарского каганата — легендарный город Итиль, существовавший с VIII по X века

Однако несколько лет назад было сделано открытие, которое подтвердило данные еврейско-хазарской переписки. Были обнаружены хазарские подражания арабским монетам. Хазарские монеты выполнены в арабском куфическом стиле, но легенда на них гласит: «Муса расуль Алла», что значит «Моисей — посланник Божий». На нормальных арабских дирхемах можно прочесть: «Мухаммед расуль Алла». Таким образом, хазары заменили Мухаммеда Моисеем. Это убедительно доказывает то, что иудаизм в Хазарии существовал. Официальный чекан зависел от властей. Значит, власти хотели показать, что они — приверженцы Моисеева закона. Но при этом они должны были заботиться, чтобы монету принимали на рынке, для этого она должна быть выполнена в традициях арабской нумизматики. Поэтому надписи были по-арабски и куфическим шрифтом, не «Моше», как на иврите, а «Муса». Та же хитрость присутствует и в еврейско-хазарской переписке, где по-арабски писали «Муса расуль Алла», подчеркивая приверженность иудаизму.

Еще одним доказательством иудаизма в Хазарии — имена хазарских царей. Все царские имена — Иосиф, Давид, Аарон, Обадья — библейские. Причем Обадья — имя, даваемое новообращенному, который не был рожден евреем.

Итак, Хазарский каганат — иудейское государство, существовавшее в степях юго-восточной части Европейской России в VII-X веках, объединявшее под своей властью тюркские кочевые племена и пытавшееся поработить Русь.

Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей — царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть. Царьбек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Он также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов.

Среди современных ученых есть мнение, что под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов. Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами из славянских земель.

По свидетельству Ибрагима Ибн Якуба, иудеи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но, главным образом, славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации иудеи оборудовали в Кафе (Феодосии) специальные заведения. Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в языках народов мира того времени слово «славянин» стало синонимом слова «раб».

Руины хазарской крепости Саркел (фотоснимок раскопок под руководством М.И. Артамонова, 1930 г. )

Все говорят о хазарах, и только хазары ничего не говорят о себе. Быть может, их летописи просто не сохранились? а может, не было у них ни письменности своей, ни языка? И все же от могучей страны должно же было хоть что-то остаться — развалины крепостей, захоронения, черепки посуды и т.д. Археологи копали на Дону, на Волге, на Кавказе — увы, ничего. Словно хазары были не люди — а призраки, а города их, словно мистический Нижегородский город Китеж, бесследно провалились сквозь землю.

Но вот, наконец-таки, в руки историкам попадает письмо хазарского царя Иосифа, в котором говорится: «Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-ган... У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах... Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуверезму (Хорезму), доходя до Г-р-гна. Все живущие на берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне — Самандар в конце страны..., а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам».

Далее хазарский царь в письме к арабскому сановнику Хасдаи ибн Шафруту перечисляет подвластные ему племена: «Они многочисленны, как песок. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположение их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что живу я у устья реки с помощью всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов... идти на исмальтян и точно так же врагов их (исмальтян) на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмальтян до Багдада...

Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью всемогущего, и на ней находится три города. В одном живет царица; этот город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину). Во втором городе живут иудеи, христиане и исмальтяне... Он средней величины, имеет длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание до зимы.

С месяца нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей полевой работе. Каждый из наших родов имеет еще наследственное владение, полученное от своих предков, место, где они располагаются... И я, мои князья и рабы идем и передвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к ее концу...

Таковы размеры нашей области и места наших стоянок. Страна (наша) не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых выращивается много рыбы. Есть также в ней у нас много источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они орошаются из нашей реки...

Я еще сообщаю тебе размеры пределов моей страны... В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского; в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени Уг-ру, в западную сторону на 30 фарсахов пути до реки по имени Бузан и склона реки к морю Г-р-ганскому.

Я живу внутри острова, мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке. С помощью бога всемогущего я живу спокойно».

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX в. Рисунок О. Фёдорова, выполненный на основе археологических находок

Многие историки сомневались в подлинности письма хазарского царя. Однако в Каире специалисты, как уже упоминалось, обнаруживают письма того самого Хасдаи ибн Шафрута, которому отвечал царь Иосиф. Сановник действительно жил в Х веке в Испании, при дворе халифа Абдрахмана ІІІ. Более того, эти письма имели прямое отношение к хазарам, и Хасдаи просил императора Византии Константина Багрянородного дать ему корабль, чтобы достичь Хазарии.

Некий адресат из Константинополя отвечает сановнику, что действительно существует страна, «называющаяся ал-Хазар, что между ал-Кунстантинией (Константинополем) и их страной 15 дней пути, но что сухим путем меж ими и нами находится много народов, что имя их царя Иосиф». Корабль выделить они не могут, так как находятся с хазарами в состоянии войны.

Тогда Хасдаи ибн Шафрут посылает свое письмо посуху через всю Европу и, вероятно, таким же образом получает из Хазарии ответ. Письму царя Иосифа можно доверять, многие факты из него подтверждаются русскими, арабскими, армянскими и византийскими источниками.

Что же специалисты по изучению Хазарского каганата имеют на сегодняшний день?

Совместная экспедиция археологов Астраханского госуниверситета и Института этнологии РАН работала на Самосдельском городище у села Самосделки Камызякского района Астраханской области. Исследователи пришли к выводу, что это городище и есть древняя столица Хазарии. Версия об идентификации развалин с Итилем была высказана в 2008 году. Астраханские археологи на основании находок на городище предположили, что они нашли исчезнувший Саксин, неоднократно упоминавшийся в старых источниках как важный торговый узел низовья Волги. Абсолютной уверенности в идентификации Саксина у исследователей, конечно, нет, но у них есть интересный косвенный аргумент. Арабский путешественник ал-Гарнати упоминал, что этот город стоял на развалинах хазарского Атиля (Итиля), а под предполагаемым Саксином действительно найдены следы хазарского поселения. Самым сильным аргументом археологов Самосдельской экспедиции является крепость: ее остатки найдены и идентифицированы. Она была сложена из кирпича, что было царской привилегией, и единственная известная археологам хазарская кирпичная крепость была в Саркеле. Радиоуглеродный анализ предполагаемых хазарских слоев на городище указывает на VIII и IX века, что соответствует времени расцвета каганата. Наконец, обнаруженные следы пожара тоже могут косвенно подтвердить исторические сведения о походе киевской дружины князя Святослава во второй половине 960-х годов против хазар. Хотя доктор исторических наук, профессор В.П. Петрухин утверждает: «Что такое Итиль, пока никто не знает. Вероятно, мы докопались до него в ходе исследований в рамках нашего хазарского проекта. Обнаружен древний город в дельте Волги, который может быть столицей. Но пока не найдены надписи, мы не можем утверждать, что это столица Хазарии Итиль. Однако в дельте Волги другого хазарского города нет. Все зависит от того, будут ли средства для продолжения раскопок. Поэтому мы стараемся привлечь внимание, в том числе и прессы, к хазарской проблеме, ибо хазарские памятники интенсивно разрушаются. Если мы не поторопимся, если не начнем действовать в ближайшее время, мы можем так ничего и не узнать».

Так где же все-таки находилась Хазария и велика ли она была?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, следует прежде всего уяснить, что за мера такая — фарсах. Если это мера длины, подобно арабскому фирсаху (около 13 километров), тогда хазарские города окажутся слишком большими, а сама страна маленькой. Если же это мера усилий, которые тратят люди на дорогу, вроде таджикского чакрыма (эта мера меньше в горах, больше на равнинах), то все запутывается чрезвычайно.

Если сверить сведения царя Иосифа с современной географической картой, выходит, что царь имел в виду какую-то совсем иную страну. Например, что такое Уг-ру? Рукав Волги или Кубань? Каким образом Бузан может вытекать из Уг-ру? Допустим, оба они — два рукава Волги, но тогда почему хазарский царь так долго путешествовал внутри такого относительно небольшого пятачка? Может, ответ кроется в секретах той местности, где проживали хазары?

Для современной науки доподлинно известен своенравный характер поведения Каспийского моря. С ним, естественно, тесно была связана и судьба прикаспийской Хазарии. Через определенные промежутки времени море то отступало, обнажая огромные площади берегов, то заливало низины степей. Сейчас уровень вод Каспийского моря примерно на 26 метров ниже поверхности Мирового океана. А каким он был во времена расцвета Хазарского каганата, то есть в VI-X веках нашей эры? К примеру, древнегреческие мифы повествуют, что Язон, который отправился за золотым руном в Колхиду, доплыл оттуда и до Каспия. Значит, вполне возможно, что Черное море и Каспий сообщались в те времена между собой. Более того, на некоторых древних картах Каспийское море простирается на север, сливаясь... с Балтийским.

Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX — на- чало X вв. Рисунок О. Федорова, выполненный на основе археологических находок

Историк Аристобул и мореплаватель Патрокл, соратники Александра Македонского, отмечали, что в Каспий через пересохшее ныне русло Узбоя впадала Амударья, но при ее впадении образовывались водопады. Выходит, что уровень моря был ниже, чем сейчас.

Все это интересно и заслуживает дальнейшего тщательного изучения. Однако эти события относятся к временам двух-трехтысячелетней давности.

Поэтому необходимо в первую очередь разобраться, каким был Каспий в эпоху Хазарии, и постараться реконструировать климат, а значит, и природные условия той эпохи. Для этого целесообразно обратиться к летописям народов, проживавших в то время.

Упоминаемые в письме царем Иосифом «Ворота» — Дербент с его знаменитой стеной, запиравшей путь в Закавказье, — являются для исследователя самой удобной географической точкой для суждения о высоте Каспия.

Московский купец Федор Котов так писал об этих местах: «А Дербень город каменный, белый, бывал крепок, только не люден. А стоит концом в горы, а другим концом в море. А длиной в горы больше трех верст. И сказывают, что того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня в воде велика и крепка». Если взять во внимание описание арабов, то Дербентскую стену соорудили в середине VI века по приказу персидского шаха Хосроя Ануширвана. Огромные плиты, одну из которых можно было сдвинуть только лишь силами 50-ти человек, погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море, там бурдюки разрезали и опускали эти плиты на дно. 

В достоверности этой версии усомнился ученый Л. Гумилев. Он предположил, что арабские историки увидели стену Дербента лишь в Х веке, когда она действительно выступала далеко в море. Но ведь за время с VI по Х век Каспий мог значительно изменить свой уровень. К тому же совершенно неясно, в каких целях понадобилось шаху перегораживать море, если стена — в первую очередь защита от сухопутного противника. После проведения подводной разведки Л. Гумилеву удалось обнаружить амфоры у самого основания стен. Значит, в VI веке в питьевой воде нуждались там, где сейчас плещется море?! Конечно же — нет, стену строили на суше. Из этих рассуждений выходит, что в пору зарождения Хазарии уровень Каспия был немного ниже, чем сейчас, и огромные площади, залитые ныне морем, были в те времена сушей.

Вероятно, в пору гибели Хазарского каганата Каспий продолжал наступать на берега, и уже к Х веку Дербентская стена была затоплена на протяжении около 300 метров.

Итальянский географ ХIV века Марина Сануто отмечает: «Каспийское море каждый год прибывает на одну ладонь, и многие хорошие города уже затоплены». В 1304 году под водой оказался персидский порт Абиверд.

Итак, история Хазарского каганата тесно связана с Каспием, и от его уровня изменялись размеры территории государства. В VII веке каганат владел огромными площадями плодородных земель. Обмелевшая Волга распадалась в дельте на множество протоков, непроходимых для кораблей. Хазары, прятавшиеся в густых камышах среди болот, были полными хозяевами волжского пути. При повышении уровня моря «села и нивы» хазар скрываются под водой. По многоводной Волге приходят на своих кораблях русские дружины. Святослав легко завоевывает хазарские города. Но владеть ими он уже не может; постепенно они становятся добычей моря. Так под водами Каспия погибает Хазарский каганат.

Как бы там ни было, Хазария была огромной страной, и хотя бы часть ее должна находиться там, где сейчас суша.

Оружие воинов Хазарского каганата: 1-17 — мечи; 18-28 — кистени; 29- 39 — кинжалы и ножи; 40-44 — кистени; 45-60 — боевые топоры (реконс- трукция по эскизам с мест раскопок)

Местоположение одной хазарской крепости известно было довольно точно — это Саркел (Белая Вежа). Византийские хроники указывали, что она находится на Дону, по дороге в Итиль. Ее разрушил Святослав, возвращаясь в Киев. Нашел и раскопал Capкел профессор М. Артамонов, но обнаружить хазар ему, увы, не удалось. Крепость охраняли степняки, наемники хазар. Археологу пришлось констатировать то, что «археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги. Работы продолжил его ученик — профессор Л. Гумилев. Он нашел захоронения, останки хазар на островках волжской дельты — в тех местах, которые не затоплялись водой, и пришел к выводу, что на востоке это царство граничило с Хорезмом, то есть владело Мангышлаком и Усть-Уртом, а значит, и всеми степями Южного Приуралья. На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла Закавказье от хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, степной Крым и причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю, хотя их населяли отнюдь не хазары.

Вытесненный в VI-VII веках арабами, каганат переместился на Нижнюю Волгу. В конце VIII — начале IX веков усилилась борьба внутри каганата. В конце IX века на его территории в Северном Причерноморье и на Дону прорвались печенеги. В Х веке на хазар напали русские дружины. В это же время Хазария оказалась в осаде. С севера по высыхающим степям двигались кочевники, гонимые голодом и жаждой. С юга неуклонно наступала морская вода. Она медленно заливала плоский берег, губила посевы и сады, набегами разрушала деревни. К середине Х века уже две трети хазарской территории оказалось под водой. Море и засуха продолжали давить с двух сторон. В конце XIII века уже вся страна была покрыта морем.

Как правило, территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали все той же проблемы. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и не всегда преодолимыми трудностями. При разрешении хазарского вопроса все получилось как раз наоборот. Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений. Из них можно узнать, какие победы одерживали хазары и какие поражения, но о том, где они жили, каковы были их быт и культура, представления до сих пор мы не имеем.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится