Художественный «зайчатник» от Джона Тенниела до Родни Мэтьюза: пасхальные зайцы и правила жизни Алисы из страны чудес
861
просмотров
В западных странах на Пасху детвора ждет прихода чудесного зайца — кролика. А нашим героем станет Мартовский заяц из «Алисы в стране чудес», с ним и начнем путешествие по картинам с замечательными длинноухими. Еще и приправим наше путешествие по художественному «зайчатнику» от Гойи и Тициана до Дюрера и Руссо каламбурами из любимой сказки!

План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумаешь. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение. (Алиса)

"Следуй за белым кроликом..."

«Ах, боже мой, боже мой! Как я опаздываю! Герцогиня будет очень недовольна!» говорит Белый Кролик, вынимая из жилетного кармана часы и в ужасе со всех ног бросается в маленькую норку. Кто же не помнит начало замечательной истории Алисы в стране чудес! Со дня издания этой удивительной книги прошло больше полтора века, вспоминая всех иллюстраторов: от классических рисунков Джона Тенниела до фэнтези Родни Мэтьюза.

Белый кролик. Иллюстрация к сказке "Алиса в стране чудес" Джон Тенниел Графика, 1865
Чаепитие Родни Мэтьюз XXI век

Если не знаешь, что сказать, — говори по-французски. (Алиса)

Проворный кролик на Монмартре

Кролик, выпрыгивающий из кастрюли — вывеска парижского кабаре на Монмартре. Ее нарисовал Андре Жиль в 1880 году по заказу хозяина кабаре. В начале XX века «Проворный кролик» стал излюбленным местом встречи богемы. Частенько наведывались поэты и художники: Поль Верлен, Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Ренуар, Утрилло, Тулуз-Лотрек, Модильяни, Пикассо.

Рядом с кабаре находилось общежитие Бато-Лавуар, которое называли «Корабль-прачечная». Здесь жили молодые Пикассо, Модильяни, когда только приехали покорять Париж. У ворот «Проворного кролика» часто выставляли котёл с супом для жителей Корабля-прачечной, чтобы они не умерли с голоду! В 1905 году Пикассо подарил свою картину «Арлекин с бокалом» («В «Проворном кролике»), чтобы рассчитаться с долгами перед хозяином кабаре. Сейчас она стоит десятки миллионов долларов!

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, ответил Кот. — Нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. (Алиса)

«Такие разные и непохожие» в Париже собрались в сентябре 1908 года в «Проворном кролике». Пикассо устроил костюмированную вечеринку в честь Анри Руссо и пригласил весь цвет Парижа. На Монмартр пришли Жорж Брак, Гертруда Стайн, Даниэль-Анри Канвейлер. При всей честной компании Руссо заявил, что он и Пикассо — два настоящих стоящих художника в Париже. В этом же году Руссо написал своего кролика, возможно, под впечатлением от памятного вечера.

Еда кролика Анри Руссо 1908

— Просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая — словом, какая-то не такая. (Алиса)

Светские львицы с кроликами

В отличии от Алисы героиня этого портрета знает, кто она такая — она настоящая принцесса — Мария Лихтейншейн. А как трогательно выглядят юные принцессы с белыми зайчиками на руках! Австрийский портретист Фридрих фон Амерлинг умел писать царственных особ, не зря он был придворным живописцем Франца Иосифа. Художник учился в Праге и Вене, много путешествовал по Европе, был в Египте и Палестине. В Лондоне впечатлен портретами Томаса Лоуренса. Благодаря своему таланту, и видимо, хорошей дипломатии, получил дворянский титул и приобрел в Вене замок, обустроив его по своему вкусу.

Портрет принцессы Марии Францишки Лихтейнштейн Фридрих фон Амерлинг XIX век

— Встретить бы кого разумного для разнообразия! (Алиса)

Портрет К.А. Обнинской с зайчиком Валентин Александрович Серов 1904

Валентин Серов за титулами не гонялся, он вошел в историю как великолепный рисовальщик. Летом 1904 года художник гостил в имении Белкино (Калужская область) у Обнинских и нарисовал «Портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком». Этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Серов был хорошо знаком с этой семьей из знатного дворянского польского рода. Его симпатия к модели вылилась в привлекательный задушевный образ, и конечно, же не последнюю роль здесь играет заяц — Серов обожал животных, говорят, зверушкам он уделял больше внимания, чем моделям на своих картинах.

— Вот что, мой милый, если ты собираешься превратиться в поросенка, я с тобой больше знаться не стану. (Алиса)

Фламандский кролик

Наш фламандский художник превращаться в поросенка вовсе не собирается, он станет… кроликом. Именно такое прозвище дадут голландские художники объединения «Бент» («Перелетные птицы») Девиду Конинку, когда он приедет в Рим. Дело в том, что кролики были визитной карточкой фламандского художника 17 века Конинка (1636−1699). В своих натюрмортах, художник собирал разных экзотических птиц и животных и непременно среди нежных лепестков роз и в пышных павлиньих перьях выглядывают мордочки кроликов. Конинк учился в мастерской известного антверпенского живописца Питера Була. В 1664—1669 гг. работал в Париже, делая эскизы для Королевской мануфактуры гобеленов. В 1670 г., делая продолжительные остановки в Баварии и Вене, направился в путешествие по Италии.

Пейзаж с павлинами, кроликами и индюком Де Конинк Дэвид XVII век

— Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»? (Алиса)

Животные, цветы и фрукты в саду у фонтана Де Конинк Дэвид XVII век
Птичий двор или Аллегория бдительности Де Конинк Дэвид XVII век

Пасхальный кролик для герцога от Тициана

Картину «Мадонна с кроликом» Тициану заказал герцог Мантуи Федерико Гонзаго ІІ. Сохранилось письмо Джамбаттисты Малатесты, поверенного в делах герцога Мантуанского в Венеции, к Федериго II Гонзага, в котором он сообщает своему государю, что «Мадонну с Младенцем и святой Екатериной» художник обещал закончить к Пасхе. Есть версия, что моделью для образа Мадонны стала жена Тициана — Сесилия, а пастух на дальнем плане — сам герцог Гонзаго. Известно, что в 1627 году Винченцо Гонзаго продал эту картину кардиналу Ришелье. И уже наследник кардинала, как-то играя с Людовиком XIV партию в мяч, в азарте поставил на кон свою коллекцию и, проиграв, вынужден был уступить 25 картин королю за пять тысяч ливров. Так «Мадонна» попала в королевскую коллекцию, а сейчас хранится в Лувре. Вот так приключения пасхального кролика!

Мадонна с Младенцем и Екатериной Александрийской, или Мадонна с кроликом Тициан Вечеллио 1530

Сохраним планету живой

Современный американский художник Кевин Слоан пишет исключительно «молчаливых обитателей нашей планеты». Сам он говорит, что продолжает традиции 17 века — эпохи Великих Географических открытий, когда художники рисовали невиданных ранее животных, привезенных из новых стран, и открывали их Европе. Своими учителями Кевин называет Марию Сибиллу Мериан, научного натуралиста-иллюстратора 17 века и Джона Джеймса Одюбона, который в 19 веке фиксировал новые виды животных, предлагая научные и эстетические понимание мира экзотической флоры и фауны.

«Я добавляю аллегорические и повествовательные элементы в свои работы. Я не хочу рисовать природу для науки, а хочу показать нашу взаимосвязь с природой, которой сейчас угрожает опасность стать редкой и экзотической частью нашей жизни». Кевин Слоан

— Видала я такую чепуху, по сравнению с которой, эта чепуха — толковый словарь! (Алиса)

Гипер-толкование природы

Карл Брендерс — бельгийский художник-анималист, учился в Антверпенской Академии искусств. Карл выбирает диких животных, у него можно увидеть волков, белых медведей, тигров, львов, причем ощущение — будто звери ему позируют — до того они реальны! Вернее — гиперреальны, если речь идет об «официальном» названии стиля. Добавим, что кроликами мастер не ограничивается…

Кролики Карл Брендерс

Лучший способ объяснить — это самому сделать! (Алиса)

Заяц Альбрехт Дюрер 1502

Именно так поступил Альбрехт Дюрер и нарисовал своего знаменитого зайца, а заодно научил рисовать следующие поколения художника. Этот рисунок был важен для его автора, это одна из самых ранних датированных работ художника. А некоторые эксперты предполагают, что в образе зверька Дюрер нарисовал себя и это своеобразный автопортрет художника.

— Не хрюкай! Выражай свои мысли как-нибудь по-другому. (Алиса)

Ганс Хоффман (1530−1591) усердно копировал картины Дюрера, взять хотя бы нашего зайчика. Художник продолжал традиции великого мастера и так преуспел, что многие его работы были проданы как картины великого Альбрехта!

Заяц в лесу Ганс Хоффманн 1580-е

— Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь? — Никого, сказала Алиса.

— Мне бы такое зрение! — заметил король с завистью. — Увидеть никого! Да еще на таком расстоянии.

Крольчонок для испанского короля

Не сразу и заметишь зайчишку в руках ловкого кабальеро — подарок для молодой доньи! Такие романтические сценки рисовал Гойя для шпалер королевских замков. В 1775 году Гойя обосновался в Мадриде и устроился в мастерскую своего шурина Франсиско Байеу, который был придворным художником испанского короля Карла IV. Очень скоро Гойя сам станет королевским живописцем. Летом 1786 он создал серию картонов для королевской столовой во дворце Пардо в Мадриде. Из этой серии выделяются «Весна», «Лето» и «Зима».

Цветочницы, или весной. Франсиско Гойя 1786

— Серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь — это серьезно? — О да, жизнь — это серьезно! Но не очень. (Алиса)

С таким отношением к жизни полностью согласен американский художник и иллюстратор Норман Роквелл. Его герои могут быть романтичными и лиричными, смешными и забавными, и в каждом своем эпизоде художник находит место шутке, доброй улыбке или насмешке, даже над собой.

Сладкая песня юности Норман Роквелл XX век
Банни Норман Роквелл XX век

В 2015 году в честь юбилея сказки Льюиса Кэрролла Королевская почта Великобритании выпустила марки с любимыми персонажами. Рисунок кролика, который одет в костюм с иголочки и как полагается, несется во всю прыть, вышел особенно удачным. Иллюстрации сделал художник Грэхем Бэйкер-Смит, он сочетает рисунок карандашом с компьютерной графикой.

А в нашем хит-параде белых кроликов лидирует наш старый знакомый Мартовский заяц. Похоже, в этом году художники еще не закончили придумывать новые образы для друга Башмачника и нас еще ожидают новые встречи с этой веселой компанией.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится