Незаурядность
В 2020 году Амстердамский университет издал биографию «Жизнь и творчество Розальбы Каррьеры (1673−1757). Королева пастели». Это первое масштабное исследование, которое свидетельствует, что она заслуживает постоянного места в истории искусства. В книге говорится, что если мы посмотрим за рамки слащавых работ Каррьеры с изображением завитых дам и напудренных членов королевской семьи, то увидим глубоко незаурядную художницу.
«Хотя в XVI—XVII веках несколько женщин-живописцев завоевали международное признание, ни одна из них не имела такого грандиозного успеха и не оказала такого большого влияния на творчество своих современников, как Розальба Каррьера», — писали в 1976 году искусствоведы Линда Нохлин и Сазерленд Харрис в каталоге знаменательной выставки «Женщины-художники».
Новаторство
Розальба Каррьера и две её сестры происходили из низшей прослойки венецианского среднего класса. Их мать занималась плетением кружев и передала свои навыки девочкам. Но вокруг художественного образования Розальбы ходит множество предположений. Вероятнее всего, она была самоучкой, хотя некоторые искусствоведы утверждают, что первые уроки работы маслом она получила у венецианского художника Джузеппе Диамантини.
Также есть версия, что идею делать миниатюры на слоновой кости подал Розальбе её французский коллега Жан Стив. Художница первой начала использовать этот материал вместо пергамента в качестве основы для миниатюрных портретов. Их носили как украшения или вставляли в крышки табакерок. Такое новшество сделало её работы настолько популярными, что подделки «под Каррьеру» начали появляться на рынке, когда ей было немногим за 30. Людям нравилось «присваивать копиям и другим вещам её имя», — сообщил один из знакомых Каррьеры в Дюссельдорфе в 1709 году. Это говорит о том, что произведения Розальбы отличались высоким качеством ещё в начале её долгой карьеры.
Около 1700 года художница ещё создавала миниатюры, но постепенно перешла к портретной живописи, в которой использовала исключительно пастель. Первые такие заказы датируются 1703 годом, а уже годом позже Каррьера была удостоена звания академика римской Академии святого Луки. Она приобрела достаточно специальных знаний и уверенности, чтобы написать руководство для художников. Рукопись хранится в Государственном архиве в Венеции, и это единственный венецианский текст XVIII века в своём роде. «Среди художниц не принято было писать справочники», — поясняет искусствовед Анджела Оберер.
Предприимчивость
Розальба Каррьера была не только новатором и виртуозным мастером, но ещё и успешным предпринимателем. «Ранние женщины-живописцы, работавшие в Италии, были не только художниками, но и опытными маркетологами», — говорит Линда Фальконе, директор флорентийского фонда Advancing Women Artists.
Живя в Венеции, Каррьера могла продавать свои работы постоянному потоку путешественников, которые (как и сейчас) стремились заполнить чемоданы сделанными на заказ и удобными для перевозки сувенирами. Поэтому художница могла сама выбирать, с кем работать, а не полагаться на прихоти местных покровителей. Её клиентами были английские аристократы, немецкие короли и французская знать — Максимилиан II Баварский, Фредерик IV Датский и Август Сильный из Саксонии, который приобрел большую коллекцию её пастелей. При этом она сама руководила загруженной мастерской и вела международную переписку. В те времена это было необычно, ведь любые деловые операции контролировали мужчины.
Путешествия
В 1721 году Розальба Каррьера переехала из Венеции в Париж, где её портреты пользовались большим спросом. Там она нарисовала портреты своего коллеги Антуана Ватто, всей королевской семьи и знати, начиная с юного короля и его регента. Парижская Академия приняла её в свои ряды под шумное одобрение.
Вместе с Розальбой в Париже находилась её мать и сестра Джованна. Последняя помогала в создании сотен портретов: стремясь обеспечить своей семье безбедное существование, художница взяла слишком много заказов.
За полтора года, что Каррьера провела в Париже, она повлияла на формирование новых вкусов дворцовой аристократии и, соответственно, парижан. Но, несмотря на свой триумф, она вернулась в Венецию.
Позже художница надолго отбыла к королевскому двору в Вене. Там покровителем Каррьеры стал император Священной Римской империи Карл VI, который купил более 150-ти её пастелей. А его супруга Елизавета брала у неё уроки рисования. Работы, которые выполнила Розальба в австрийской столице, впоследствии легли в основу коллекции галереи Старых мастеров в Дрездене.
Пастель
Однако главным достижением Каррьеры стала популяризация пастели. К тому времени, как она взяла в руки палочки из цветных пигментов и белой основы, этот материал уже существовал. Но никто не выстраивался в очередь, чтобы заказать свои портрет мелками, пока венецианская художница не ввела их в моду.
«Беспрецедентные достижения Каррьеры в продвижении пастели — факт сам по себе экстраординарный, — пишет Оберер в биографии художницы. — Этот материал не пользовался особым уважением, когда она начала им рисовать. Пастелью делали эскизы, но не законченные произведения искусства по рыночным ценам».
Пастельные портреты стали одной из самых популярных форм искусства эпох рококо и Просвещения в немалой степени благодаря мастерству и умному маркетингу Розальбы Каррьеры. В этих мелках было что любить — цвета были яркими и легко смешивались, пигменты не требовали высыхания (то есть сокращалось время сеансов), а портативные пастельные палочки позволяли художникам рисовать где угодно. (Вообще, если провести параллель между материалами и гаджетами, то картина маслом была громоздким настольным компьютером, а пастель — смартфоном).
А поскольку Каррьера разглядела потенциал пастели раньше других венецианских художников, она стала главной фигурой на рынке быстро исполняемых лёгких портретов, которые понравились туристам из высшего общества. Это стало её «торговой маркой».
Богатство
Розальба Каррьера десятилетиями азартно работала пастелью, пока не дали знать о себе проблемы со зрением (которые могли быть вызваны плетением кружев и созданием миниатюр в юности). После смерти сестры Джованны в 1738 году она впала в глубокую депрессию, перенесла две неудачные операции по удалению катаракты и в 1740-х полностью потеряла зрение. Последние семь лет своей жизни художница описала как «существование в темноте ночи». Она пережила всю свою семью и умерла в возрасте 84-х лет в маленьком доме в районе Дорсодуро в Венеции.
Вероятно, если бы не потеря зрения, она проработала бы и дольше, хотя в этом и не было необходимости. Годы карьеры сделали Розальбу Каррьеру богатой женщиной — на момент смерти её состояние составляло 24 тысячи 556 дукатов (для сравнения: современник и супер-популярный коллега художницы Антонио Каналетто оставил после себя 2 тысячи 588 дукатов).
К моменту кончины Каррьеры стиль рококо уже утратил былую популярность. Несмотря на это, она оказала сильное влияние на многих художниц последующих лет, таких как Кэтрин Рид, Аделаида Лабиль-Гиар и Элизабет Виже-Лебрён.