2-й или 3-й сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича.
Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются.
Особо чтил Андрея Боголюбского царь Иоанн IV Васильевич Грозный. В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по Андрею царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 нояб.). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция русской истории, согласно корой Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского — непосредственного предшественника Московского царства.
Андрей Боголюбский был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60-70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Эта позиция Андрея отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского князя Изяслава Мстиславича в 1149-1154 гг., в которой Андрей выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов Андрея служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел, выделенным ему отцом владениям на юге Руси, (в частности, Вышгороду). Причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (Борис и Глеб) и хранившийся в Вышгородском женском монастыре Богородичный образ, корый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского государства. Видимо, это снискало Андрею популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (Всеволод Юрьевич Большое Гнездо) занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.
Начало правления Андрея Боголюбского сопровождалось политическими мерами, направленными на внутреннюю консолидацию княжества, следствием чего было происшедшее около 1161 г. столкновение владимирского князя с оппозицией со стороны ряда младших Юрьевичей. В результате трое младших братьев Андрея — Мстислав, Василько и Всеволод вместе с матерью последнего, второй женой Юрия Долгорукого (видимо, визант. происхождения), а также племянники Андрея, сыновья его покойного старшего брата Ростислава, вынуждены были искать убежище в Византии у императора Мануила I Комнина. Князь изгнал также и «мужей передних» своего отца, что указывает на радикальность его преобразований.
Примерно на то же время пришелся конфликт Андрея с Ростовским епископом Леонтом, который в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леонта (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от визант.) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Леонт сопротивлялся намерению Андрея учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем), уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, которую Андрей собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов.
Категорический отказ Константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы Андрея: хваля князя за усердие к Церкви, Патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору. Вопрос был урегулирован в 1169 г., когда Андрей был вынужден отказаться от покровительства Феодорцу и отправил его на митрополичий суд в Киев, где Феодорец был казнен.
Автократические устремления Андрея Боголюбского, поначалу ограничивавшиеся собственным княжеством, к концу 60-х гг. вышли далеко за его пределы. Если в 1159-1167 гг., в период киевского княжения Ростислава Мстиславича Смоленского, старшего двоюродного брата Андрея, на Руси существовало регулировавшееся договором политическое равновесие между киевско-смоленско-волынской княжеской группировкой и владимиро-суздальским князем, то после смерти Ростислава со всей очевидностью обнаружился перевес сил Андрея.
Захват Киева волынским князем Мстиславом Изяславичем, опиравшимся на галицкую и польскую подмогу, привел к организованному Андреем походу на Киев 11 князей, среди к-рых были не только непосредственные «подручники» владимирского князя, но и сыновья покойного Ростислава Рюрик и Давид, сидевшие на Киевщине, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские князья Олег и Игорь Святославичи, дорогобужский князь Владимир Андреевич. Как видно, Андрей оказался во главе обширной общерусской коалиции.
Результатом похода стало взятие и разграбление в марте 1169 г. древней столицы, при котором пострадали также церкви и монастыри. Владимирский летописец характерным образом объяснял взятие Киева карой «за митрополичю неправду»: незадолго до того митрополит Константин II запретил в служении киево-печерского игумена Поликарпа, занявшего сторону Андрея в споре о постах. На киевском столе по приказу владимирского князя был посажен его младший брат Глеб Юрьевич. Это означало, что в глазах Андрея Владимир призван был стать «старше» Киева.
Аналогичный по размаху поход на Новгород зимой 1169/70 г., вызванный конфликтом Новгорода с Андреем. в Подвинье, где новгородская колонизация сталкивалась с владимиро-суздальской, закончился поражением владимиро-суздальского войска. Тем не менее, новгородцы вынуждены были зимой 1171/72 г. признать верховную власть Андрея, перекрывшего жизненно важный для города подвоз хлеба с юга, и в 1172 г. принять к себе князем его сына Юрия. Чуть раньше, в 1171 г., «старейшинство» владимирского князя признали и Ростиславичи, после чего с разрешения Андрея. Роман Ростиславич получил Киев. И территориально Владимиро-Суздальская земля приобрела при Андрее заметные приращения на востоке за счет сферы влияния Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также на севере, в Заволочье (Подвинье).
Вместе с тем в 70-х гг. в типичной для Андрея Боголюбского политике военного давления и массовых походов очевидны признаки кризиса. Поход против волжских булгар в 1172 г. не нашел поддержки знати и союзных муромо-рязанских князей; в конце того же года произошло очередное возмущение Ростиславичей, а карательный поход на Киев в 1174 г. огромного войска, включавшего в себя отряды из многих русских земель, потерпел сокрушительное поражение.
По-видимому, корни кризиса следует искать в социальной сфере. Подчеркнуто автократическое правление Андрея, сопровождавшееся чрезвычайными мерами военного и, очевидно, фискального свойства, привело к расстройству отношений между князем и знатью, причем не только старым ростово-суздальским боярством, но и новым, владимирским, в кором видят целенаправленно создававшийся Андреем в противовес родовому боярству класс служилой знати. В 1174 г. князь пал жертвой заговора, главную роль в кором играл приближенный к нему боярский род Кучковичей (позднее предание о том, будто из этого рода происходила жена Андрея, не заслуживает доверия): князь был убит ночью в своем Боголюбовском дворце.
Подробный рассказ об этом («О убьении Андрееве»), записанный очевидцем или со слов очевидцев, сохранился в пространной редакции в Киевской летописи, в краткой — во Владимирской. Точность этого рассказа подтвердило обследование останков святого в 1934 г. Рассказ живо отражает всю остроту общественного недовольства, царившего в конце правления Андрея и сфокусированного на личности князя, некогда пользовавшегося общей любовью.
Его тело 2 дня лежало брошенным сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской церкви без отпевания и только через неделю было перенесено во владимирский Успенский собор, где и совершилось погребение. Княжеский дворец в Боголюбове был разграблен, грабежи и убийства княжеской администрации происходили в самом Владимире и по всей земле («в волости») и прекратились лишь после крестного хода с Владимирской иконой Богоматери.
При всем том рассказ о гибели Андрея прославляет князя как храмоздателя, щедрого жертвователя в пользу Церкви, нищелюбца, ревностного распространителя христианства. Высоко оценивается личное благочестие Андрея, любившего молиться в церкви по ночам: «Покаянье Давидово приимая, плачася о гресех своих».
Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву.
В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т. н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».
Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».
Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Дети:
Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
Мстислав, умер 28.03.1173.
Юрий, князь Новгородский в 1173—1175 гг., в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года.
Ростислава, замужем за Святославом Вщижским.
Глеб Владимирский (1155?—1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.