В XII веке, во время правления великого князя Андрея Боголюбского, Белозерье упоминается как часть Ростовского княжества.Татарское разорение и связанное с ним разделение ростовских земель вновь определило Белоозеро как самостоятельное княжество.
Первый Белозерский удельный князь Глеб Василькович «сел на Белоозере в 1238 году». Править княжеством он еще не мог, так как ему исполнился всего лишь год. Столь раннее вступление во владение княжеством связано с гибелью при нашествии татар его отца — князя Василия Ростовского. По смерти отца Ростовское княжество разделилось на Белоозеро и Ростов между сыновьями Василия — Борисом и Глебом. Земля Белозерская предназначалась в удел Глебу, а сам он жил в Ростове с матерью, княгиней Марией Михайловной. Отец его — благоверный князь Василько Константинович Ростовский, мученически погиб в Шеренском лесу 4 марта 1238 года. Супруга Василия Константиновича, княгиня Мария Михайловна, оставшись вдовою, посвятила жизнь воспитанию сыновей.
Мария Михайловна была образованной женщиной и управляла делами княжества до возмужания сыновей. Кроме этого, она занималась делами духовного образования и культуры: при ней составлялась Лаврентьевская летопись, велись другие ростовские летописания. Княгиня основала Спасский монастырь в Ростове, в церкви которого по кончине своей в 1271 году и была погребена. Отец княгини Марии — князь Михаил Черниговский — принял мученическую кончину в ставке Батыя, отказавшись поклониться языческим идолам. При подвиге благоверного князя Михаила Черниговского среди других русских князей присутствовал и внук его — четырнадцатилетний князь Борис, брат Глеба. Уже будучи 7-ми лет от роду (1244 год), он сопровождал брата в Орду для утверждения за ними ханом Батыем их наследственных уделов, и Белоозеро было укреплено за Глебом. В 1249 году, по-видимому, один, без брата, который был в Орде в 1245 году, Глеб ездил в Орду к сыну Батыя — Сартаку, по всей вероятности для представления и для нового утверждения в правах на удел, так как Батый совершенно отказался от дел и ханом фактически был Сартак, тот отпустил его «с честью». В том же году Глеб провожал в Ярославль тело Василия Всеволодовича, князя Ярославского, скончавшегося во Владимире.
Во время татарского нашествия многие жители Ростова, Владимира, Москвы и других разоренных русских городов спасались на Белоозере,2 которое осталось в стороне от Батыева погрома. Многие из них, опасаясь возращаться на пепелище, осели на берегах Белого озера, что и позволило Глебу Васильковичу начать крупное строительство почти одновременно на всей территории княжества. В 1251 году князь Глеб поехал в свои земли. Тогда же, судя по источникам, произошло его путешествие по Белозерской земле. Князь осматривал свои владения, заодно благоустраивая подвластное ему княжество.В том же 1251 году благоверный князь основал в устье Шексны первый из известных в наше время белозерских монастырей — Троицкий Усть-Шехонский.На восточной стороне своего княжества примерно в то же время князь Глеб Василькович основывает второй монастырь — Спасо-Преображенский. Основан был монастырь во время плавания князя от Белозерья к Устюгу. При выходе в Кубенское озеро флотилия была застигнута бурей и простояла при церкви Антония Великого десять дней. Когда же буря немного успокоилась и княжеские корабли вышли в озеро, то ветер вновь усилился, «так, что суда почти погружались в волны». Тогда князь дал обет, что поставит монастырь во имя своего чудесного спасения в месте пристани. Суда принесло к Каменному острову 6 августа. Здесь Глеб Василькович нашел 23 пустынножителя, занимавшихся обращением чудских и корельских племен, живших главным образом у северо-восточного берега озера. Старцы имели деревянную часовню, в которой и собирались на моление. Князь повелел воздвигнуть деревянную церковь Преображения Господня и деревянные келий для монахов, а сам отправился к Устюгу. По возвращении Глеб Василькович украсил церковь иконами и книгами, а настоятелем поставил старца Феодора. Проходя на лодьях водными путями своих земель, Глеб Василькович не оставляет без внимания дороги, прорывает каналы, спрямляя реки Сухону и Вологду. «И потече тем рвом великая река Сухона, и крест поставил; и оттоле зовется княже-Глебова прость (прямизна)»
В 1257 году ездил в Орду с братом своим Борисом и там женился на татарской княжне, названной в крещении Феодорой, и в том же году возвратился в Ростов; «и бысть в Ростове радость велика о Глебове приезде». В 1259 году, вместе с братом и матерью, он принимал и чествовал в Ростове князя Александра Невского, проезжавшего из Новгорода во Владимир. В 1261 году, вместе с Александром Невским и братом, он назначил, по благословению митрополита, богоявленского архимандрита Игнатия в помощники Ростовскому епископу Кириллу.
В 1268 году Глеб снова ездил в Орду и вернулся оттуда больным, а в следующем году присутствовал в Юрьеве-Польском при кончине князя Дмитрия Святославовича. В 1271 году он вновь ездил в Орду; в его отсутствии умерла его мать, а в 1273 году, 20 декабря, скончалась и его жена, которая была погребена в Ростовской церкви Пресвятой Богородицы. В 1276 году Глеб присутствовал в Костроме на похоронах великого князя Василия Ярославича, а в следующем году, вместе с другими русскими князьями, он принимал участие в военной экспедиции хана Менгу-Тимура на кавказских ясов. Русские князья оказали большую помощь татарам: сожгли город ясов Тетяков и забрали большой полон. В благодарность за это хан богато одарил князей и отпустил их с честью.
В этом же году, по смерти брата своего Бориса, Глеб занял Ростовское княжество, соединив под своей властью Ростов и Белоозеро. Возвратившись 13 июня 1278 из Орды после похода, Глеб в 1278 году женил своего сына Михаила на дочери Ярославского князя Фёдора Ростиславовича и в том же году послал его в Орду, где готовились к походу в Болгарию.13 декабря 1278 года, после 7-дневной болезни, князь Глеб «тихо и кротко испусти душю» в Ростове; он был погребён в соборной Ростовской церкви епископом Игнатием, рядом с супругою и братом; но спустя 9 недель Игнатий, неизвестно почему, велел «изринуть его поругана и бесчестна из церкви соборные в полнощь и повеле просто закопати его в земле у Св. Спаса в Княгинине монастыри». За этот поступок епископ Игнатий был отлучён митрополитом Кириллом от священнослужения, но затем прощён по ходатайству ростовского князя Дмитрия Борисовича.
По родословным у князя Глеба были различные сыновья: одни родословные дают ему в сыновья Демьяна и Михаила, другие — ещё Василия и Романа. С уверенностью можно говорить только о Демьяне, Михаиле и, отчасти, — Василии, известных по летописям; остальные являются лицами сомнительными.