Сразу после смерти Ивана Калиты все основные русские князья выехали в Орду, к Узбек-хану. Иван за время своего княжения успел обидеть их всех (купил ярлыки на Ростовское, Углицкое, Дмитровское, Галицкое, Белозёрское княжества, разорил Тверь и добился казни тверских князей, постоянно требовал новых выплат с Новгорода, пытался отобрать у суздальского князя Нижний Новгород, взял в плен ярославского князя, переманивал на свои земли как бояр, так и простых людей). И все князья Владимирской Руси, не желая наследника Калиты — Симеона Ивановича, — предлагали хану выдать ярлык на великое княжение Владимирское Константину Васильевичу Суздальскому, старшему из них по лествичному праву.
Пока Симеон находился в Орде, в Москве вспыхнула первая крупная рознь между боярами, вызванная смертью московского тысяцкого Протасия Фёдоровича, который был тысяцким при Данииле Александровиче и Юрии и Иване Данииловичах. В Москве к тому времени сформировались уже две основные боярские группировки. Первую возглавлял сын умершего тысяцкого Василий Протасьевич Вельяминов. Вторую — Алексей Петрович Хвост Босоволков, сын того рязанского боярина, который изменой в 1301 году своему князю Константину Рязанскому обеспечил себе высокое место в московской боярской думе.
Через несколько месяцев раздумий хан выдал ярлык Симеону, по которому «вси князи Русскии под руце его даны». Симеон заключил с братьями договор «бысть им за один до живота и безобидно владеть каждому своим». В указанной грамоте Симеон Гордый величается великим князем всея Руси. Симеон венчался шапкой Мономаха во владимирском Успенском соборе на великое княжение. По возвращении в Москву на боярской думе прошёл суд между Василием Вельяминовым и Алексеем Босоволковым. Тысяцким стал Василий Вельяминов. Также Симеон заключил первые известные внутримосковские договоры со своими братьями о разделе владений.
Конфликт с Новгородом
Ещё в 1333 году великий князь Иван I, растратив изрядные средства в Орде, да к тому же ещё затевая к приезду митрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, потребовал от новгородцев выплаты дани в увеличенном размере. Те отказали. Войска Ивана заняли Торжок и Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий (Калика), опасаясь войск Ивана и шведов, поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом.
После этих событий, заключил сепаратный мир с врагом Новгорода — Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир скрепили браком Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой (в крещении Анастасией).
На момент смерти его отца, Ивана Калиты, Новгородская земля и Москва находились в состоянии войны, вызванной требованием Калиты об уплате «запроса царёва». До возвращения Симеона с ярлыком великого князя из Орды новгородцы успели организовать походы на свои отторгнутые Устюжну и Белоозеро. Вернувшись из Орды, Симеон начал подготавливать активные действия против Новгорода. Был занят город Торжок, где оставлены великокняжеские наместники во главе с князем Михаилом Давыдовичем Моложским, братом ярославского князя. Затем к Торжку подошла новгородская помощь, город был занят, а великокняжеские наместники во главе с моложским князем взяты в плен.
Князья предоставили свои военные контингенты Симеону для похода на Новгород. Когда войска дошли до Торжка, к ним присоединился митрополит Феогност. В Торжке вспыхнуло народное восстание, в результате которого новгородские бояре были изгнаны, а поддерживающие их местные бояре убиты. Вскоре в Торжок с посольством прибыл новгородский архиепископ Василий (Калика). Был заключён мир. Новгород признал Симеона князем и выплатил дань как ему, так и всем князьям — участникам похода. Симеон Гордый был титульным новгородским князем с 1346 по 1353 год.
При его правлении в 1348 году произошло отложение Пскова от Новгорода, после чего псковичи получили право выбора своих посадников. Единственной причиной, по которой Псков оставался в составе Новгородской земли, были церковные вопросы (Новгородские епископы были независимы от Московских). По отложении Пскова от Новгорода Псков признаёт московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю.
Конфликт с Литвой
Обеспокоенный усилением Москвы великий князь литовский Ольгерд, занявший престол после борьбы между братьями Гедиминовичами, отправил брата Кориата в Золотую Орду к хану Джанибеку с просьбой послать войско против Москвы. Москва не осталась в долгу:
Ольгерд опустошил твои улусы и вывел их в плен; теперь то же хочет сделать и с нами, твоим верным улусом, после чего, разбогатевши, вооружится и на тебя самого.
Хан, занятый в то время войной с улусом Хулагидов, выдал Кориата Семёну, что заставило Ольгерда просить мира у московского князя. Примерно в то же время Семён женился на дочери Александра Михайловича Тверского и даже поддержал претензии его сына Всеволода на тверское княжение. Но уже в 1349 году Ольгерд женился на Ульяне Александровне, а Семён выдал дочь за сына кашинского князя, Василия Михайловича. Эти династические связи предопределили расклад сил в будущей московско-литовской войне.
Смерть
Симеон Гордый умер от «моровой язвы» (великая эпидемия чумы, или Чёрная смерть). В 1349 году по странам побережий Каспийского и Чёрного морей прошёл страшный мор. Чума под названием «чёрная смерть» началась в Китае, унесла там 13 000 000 жизней, дошла до Скандинавии и оттуда с немецких земель пришла в Новгород и Псков. В Глухове и Белозёрске не осталось ни одного жителя. Москва тоже пострадала от страшной чумы. От той же болезни погибли два малолетних сына Симеона, младший брат Андрей Иванович Серпуховской и московский, митрополит Феогност. Московский, а затем и владимирский престол перешёл к младшему брату Симеона, Ивану Ивановичу Красному.
Великий князь Симеон Гордый перед смертью (1353) постригся в монахи, приняв имя инока Созонта и сделал духовное завещание, к тексту которого привешены 3 печати; одна из них, серебряная, вызолоченная, с надписью «печать Князя Великого Симеонова всея Руси», и две измятые восковые печати. Данное завещание дошло до наших дней. Когда он умирал, в живых уже не осталось ни одного из его сыновей. Но его жена Мария была беременна и поэтому он в завещании передал все жене, надеясь, что в дальнейшем власть перейдет к сыну. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Семья и дети: 1.Айгуста (Августа), в крещении Анастасия — дочь Великого князя Литовского Гедимина (ум. 1345 г.). В браке с 1333 по 1345 г. Родила двух сыновей. На её деньги в 1345 году расписана церковь Спаса на Бору. Расписал её Гойтан.
1.Василий Симеонович (1336—1337)
2.Константин Симеонович (1340—1340)
3.Василиса Симеоновна — с 1349 года супруга князя Михаила Васильевича Кашинского.
2.Евпраксия Фёдоровна — дочь дорогобужско-вяземского князя Федора Святославовича. В браке с 1345 года — около года. Отослал обратно к отцу, фактически развелся, по не совсем понятной причине уже в конце 1345 года. Выдана второй раз замуж за удельного князя Фёдора Константиновича Красного (или Большого) Фоминского, от которого у неё родились четыре сына: Михаил Крюк, Иван Собака, Борис Вепрь, Иван Уда (Фоминские князья).
3.Мария Александровна— дочь Александра Михайловича Тверского. В браке с 1347 года. Родила четверых сыновей. Этот брак митрополит Феогност вначале отказался освятить, но позже поддался уговорам Симеона. Побудительным мотивом всех этих действий Симеона было желание, чтобы у него появился наследник, но все его дети умирали в раннем возрасте. Последние два сына умерли в одно время с самим Симеоном во время эпидемии чумы в 1353 году.
1.Даниил Симеонович (1347-?)
2.Михаил Симеонович (1348—1348)
3.Иван Симеонович (1349—1353)
4.Симеон Симеонович (1351—1353)
Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
В правление Семёна в Москве появилась тряпичная бумага, которая заменила пергамент. На ней написан его договор с братьями и завещание.
При его правлении ещё малоизвестный монах Сергий, из Радонежа, основал под Москвой Троицкую обитель.
Семёну Гордому принадлежало уникальное по своему художественному оформлению Евангелие-Апостол (ныне в собрании Российской государственной библиотеки)