Как правил Владимир Василькович, князь Волынский
617
просмотров
Владимир Василькович (в крещении Иван, 1249/1250 — 10 декабря 1288) — сын Василька Романовича, князя Волынскоео.
Мак Брайд. Русский ратник, XII-XIII века.

Наиболее замечательным из потомков Романа Волынского является в это время, бесспорно, Владимир (в крещении Иван) Василькович. При своем благодушном, правдивом характере он пользовался привязанностью подданных и уважением соседей. Он особенно выдавался из среды современников своих любовью к образованию, прилежным чтением книг и охотою к душеспасительным беседам с епископом, игуменами и вообще людьми сведущими. Волынский летописец называет его «великим книжником и философом». Любовь к книгам однако не мешала ему быть храбрым вождем на ратном поле и страстным охотником. На ловах, по словам летописца, князь, если встречал вепря или медведя, то не дожидался своих слуг, а сам бросался на зверя и убивал его. Он был также умным, деятельным правителем своей земли и усердным строителем укрепленных городов для ее защиты.

Владимир, подобно предкам своим, отличавшийся великим благочестием, особенно прилежал к построению и украшению храмов; покрывал их фресковым расписанием, снабжал медными дверями, оксамитными завесами и покровами, золотыми и серебряными сосудами, иконами в золотых и серебряных венцах, в монистах и ризах, с дорогими каменьями и золотыми гривнами, евангелиями и другими богослужебными книгами в дорогих окладах. Летописец указывает устроенные таким образом храмы Берестья, Каменца, Любомля и особенно стольного Владимира.

Русские ратники. Книжная иллюстрация

Некоторые богослужебные книги князь списывал сам. Так, он сам списал книгу Апостолов для Владимирского монастыря свв. Апостолов, куда кроме того отдал «сборник великий отца своего»; а другой «сборник отца своего» положил в Каменецком Благовещенском соборе. Не ограничиваясь собственными владениями, набожный князь делал вклады иконами, книгами и прочими церковными предметами и в другие области. Так, в епископский Перемышльский храм он дал им самим списанное Евангелие Опракос (служебное) в серебряном с жемчугом окладе. В Черниговский Спасский собор послал также Евангелие Опракос, писанное золотом, окованное серебром и жемчугом; на верхней стороне этого оклада посредине было финифтяное изображение Спасителя.

Сей храбрый, благочестивый, щедрый, правдивый и по тому времени весьма образованный князь обладал и сановитою наружностью. Он был велик ростом, плечист, красив лицом, имел светлорусые кудреватые волосы, бороду стриг, говорил басом и, что особенно было редко, совсем воздерживался от горячих напитков.

Несмотря на его воздержную жизнь, страшная болезнь посетила Владимира Васильковича; именно челюсть его начала гнить. Когда эта неизлечимая болезнь усилилась, многострадальный князь должен был подумать о своем наследнике, так как у него не было собственного потомства.

После занятия отцовского стола (1269) Владимир вёл борьбу с ятвягами, сначала один, потом при содействии своих двоюродных братьев Даниловичей. Эта борьба вспыхнула еще раз в 1273—74 годах и окончилась «победою и честью великою». Когда в 1279 году, во время голода, ятвяги просили его: «не помори нас, но перекорми» — он им продал жито. Татары вынудили его совершить ряд походов (1277 — на Литву, 1283 и 1286 — на Польшу; в венгерский поход 1285 года Владимир не пошёл только потому: «зане бысть хром»).

Северо-Западная и Юго-Западная Русь в XIII -середине XV века

Не имея потомства, Владимир завещал «землю свою всю и города» Луцкому князю Мстиславу Даниловичу. Сохранившиеся, вероятно, не целиком, в летописном тексте, две грамоты Владимира являются древнейшим образцом княжеских духовных. Владимир умер в конце 1288 года.

Из троих родственников, Льва и Мстислава Даниловичей и Юрия Львовича, Владимир выбрал своим наследником двоюродного брата Мстислава Даниловича. Последний отличался добрым, приветливым характером (был «легкосерд», по замечанию летописи), тогда как другой двоюродный брат, Лев, был известен гордым, корыстным нравом и запятнал гостеприимство Владимирова отца Василька убийством Войшелка. Владимир под конец жизни не благоволил и к своему племяннику.

Успенский собор, 1160 г., XIX век
Вид Собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире-Волынском до реставрации. Гравюра XIX века

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится