Карнавалы, маски и азартные игры: жизнь в Венеции эпохи Вивальди и Казановы
980
просмотров
Женщины — участницы регаты, высокие каблуки, маски на каждый день и первое казино — представляем иллюстрированный путеводитель по атрибутам шикарной жизни в Венеции тех времен.

В XVIII веке Республика Святого Марка переживала исключительный расцвет всех видов искусств и была меккой для путешественников и интеллектуалов, считаясь столицей европейской культуры

Маски Баута, конец 18 века, венецианская мануфактура, ткань, окрашенный гипс. Музей Ка' Реццонико, Венеция.

Вся жизнь - карнавал. Кто скрывается за венецианской маской?

На долю крошечного государства выпали войны, наводнения и страшные эпидемии чумы, и все же этот город умел наслаждаться жизнью! Венецианцы культивировали традиции уличных развлечений и распространили их по всему миру. Карнавалы, балы, маскарады, великолепные театральные постановки и торжественные процессии были неотъемлемой частью повседневной жизни Королевы Адриатики.

Карнавальная сцена. Менуэт Джованни Доменико Тьеполо XVIII век

Церковный праздник или политическое событие в Венеции было поводом для организации официального торжества или развлечений. Так, в честь визитов иноземных правителей и дипломатов на Гранд-Канале проводилась регата, в которой могли принимать участие даже девушки.

Регата с участием женщин на Гранд Канале в Венеции Габриэль Белла XVIII век

Многие исторические события венецианцы превращали в праздники и отмечали их на протяжении столетий

С XVI века в Венеции ежегодно отмечают Праздник Спасителя. Согласно легенде, дож Себастьяно Веньер пообещал возвести церковь во славу Иисуса Христа, если закончится эпидемия чумы, унесшая жизни более 40 тысяч человек в 1575—1577 годы. В 1578 году чума ушла из города, и по проекту архитектора Палладио была заложена церковь Спасителя (Иль Реденторе), а Сенат постановил каждое третье воскресенье июля считать праздником Спасителя. На картине торжественное шествие движется по понтонному мосту, перекинутому от Собора Святого Марка к Церкви Иль Редонторе на острове Джудекка.

Процессия в Праздник Спасителя (Процессия в Праздник Реденторе) Младший Йозеф Хайнц XVIII век

Картина Габриэля Белла изображает празднование Жирного Четверга. Один из старейших праздников в Венеции отмечают в последний четверг перед Великим Постом с 1162 года. Главное действо разворачивалось около установленной большой деревянной башни напротив Дворца Дожей, здесь состязались в ловкости и силе, проводились разнообразные конкурсы, выступали акробаты, жонглеры, актеры и музыканты.

Празднование Жирного Четверга на Площади Габриэль Белла XVIII век

Картины Пьетро Лонги представляют живописную летопись Венеции тех лет, рассказывая о причудах и обычаях венецианцев

Пьетро Лонги «Продавщица эссенции», 1752 год. Фрагмент

Например, персонажами в масках могли быть не только участники карнавалов, — венецианцы могли носить маски практически круглый год. Маска обеспечивала анонимность и уравнивала разные социальные классы. Слугу, носящего маску, могли принять за аристократа, и наоборот. Самой популярной маской, которую использовали и женщины и мужчины, была маска баута, она хорошо скрывала пол и возраст. Ее носили обычно с длинным черным плащом и треугольной шляпой.

Именно такую маску предпочитал носить знаменитый повеса Казанова, не желая афишировать себя и компрометировать дам

Кстати, благодаря маскам дамы могли выходить из дома без сопровождения. Женщинам пришлась по душе элегантная круглая маска «моретта» из черного бархата. Ее называли «молчаливая служанка», а в народе — «отрада мужей», так как у маски не было завязок, дама удерживала ее, прикусив крошечный штырек на внутренней поверхности, и поэтому вынуждена была хранить молчание.

Продавщица эссенции Пьетро Лонги 1752

В Венеции в 1638 гоу открылось первое легальное казино в Европе — «Иль Ридотто»

Игорный дом посещали представители знати и богатые купцы, соблюдая дресс-код: игроки должны были носить треугольные шляпы и маски. Казино предлагало две игры, одна из них — «бириби — лотерея». По ее правилам игроки делали ставки на один из 70-ти номеров, и выигрывал тот, чей номер вытягивал из мешка «банкир». Более популярной была карточная игра «басетта», ее победитель получал выигрыш, в 60 раз превышающий ставку. В казино можно было встретить женщин легкого поведения, в отдельных комнатах продавались картинки и памфлеты эротического характера, заключались сомнительные сделки. Так что в 1774 году Совет Десяти закрыл казино — мол, в этом доме «нарушались законы против нравственности».

Ридотто Пьетро Лонги 1788

Венеция – Невеста Моря

Начиная с XII века на праздник Вознесения в Венеции каждый год проходила одна из самых красивых в истории церемоний — обручение дожа с Адриатическим морем. В этот день дож и его свита поднимались на палубу галеры венецианских дожей Бучинторо, украшенной красным шелком, и в сопровождении множества гондол отплывали от Дворца Дожей к острову Лидо, где находились «врата Адриатики». Здесь дож со словами «Мы берем вас в жены, Море», бросал в воду освященный церковью золотой перстень. Обряд обручения символизировал морскую мощь Венеции.

Художники Франческо Гварди и Каналетто в своих работах любили изображать этот сюжет, на их полотнах можно увидеть поблескивающую на солнце церемониальную галеру дожа Бучинторо, что в переводе означает «золотая барка».

Каналетто «У собора Святого Марка», фрагмент

На протяжении веков Венецианская республика сохраняла господство на Средиземном море. Огромную роль моря для венецианцев художники подчеркивали, изображая город с картографической точностью с высоты птичьего полета.

Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Венеция с высоты птичьего полета», первая половина XVIII века, холст, масло, Музей Коррер, Венеция

Правителем могущественной Венецианской республики был дож. Начиная с XIII века и до упразднения титула в XVIII веке выборы самого достойного на эту должность местного патриция выбирали в 11 этапов голосования. Работа «Аллегория Триумфа Венеции» изображает торжественную процессию в честь избрания нового дожа. Восседая в роскошно убранной колеснице повелитель окружен ангелами, богами-покровителями и своими подданными.

Последователь Йозефа Хайнца Младшего «Аллегория Триумфа Венеции», XVIII век, холст, масло. Дворец Ронкаль, Собрание Карипаро
Фото: Шапочка Дожа Франческо Морозини. Венецианская мануфактура, конец XVII века. Музей Коррер, Венеция

радиционно венецианский дож носил шапку, из-за своей формы получившей название «Рог Дожа». Ежегодно в Пасху дож с процессией отправлялся к женскому монастырю Сан Заккариа, где настоятельница вручала ему новый головной убор, сшитый из парчи монахинями.

В XVIII веке необычайно популярными в Венеции становятся городские пейзажи — ведуты

Около 1728 года Каналетто начал писать ведуты Венеции, выбирая эффектные ракурсы и солнечные дни. Для более точной передачи архитектуры художник использовал «оптическую камеру». Успех этих работ был невероятный и художник работал «на экспорт». Иностранные дипломаты и путешественники, гостившие в Венеции, желали привезти домой память о необыкновенном городе, поэтому ведуты раскупались не менее лихо, чем нынешние открытки.

Мол у Собора Сан-Марко. Венеция Бернардо Беллотто 1740-е
Гранд-Канал. Венеция. Вид на церковь Сан-Стае Джованни Антонио Каналь (Каналетто) 1738,
Фото: Навершие гондолы. Венецианская мануфактура, XVIII век, железо. Музей Коррер, Венеция

Город пересекали многочисленные каналы, придавая ему особую красоту, по ним скользили элегантные и быстрые гондолы, обеспечивая быстрый проход мимо узких шумных улиц, связывая также 118 островов Венецианской лагуны.

Венецианская республика благодаря своему географическому положению связывала Европу и Восток, поэтому в архитектуре города и декоративно-прикладном искусстве заметны переплетения западного и восточного искусства.

Причал у собора Сан-Марко Джованни Антонио Каналь (Каналетто) XVIII век
Венецианская мануфактура, Театр десяти марионеток, дерево, текстиль, Дом-Музей Гольдони, Венеция.

Венецианцы слыли также театралами: в городе с населением более 100 тысяч жителей работали четырнадцать театров, не считая частных, которые устраивали в своих дворцах аристократы. Новая пьеса или дебют актера для Венеции было событием первостепенной важности, как и соперничество театров и драматургов, например, Гольдони и Гоцци — мероприятие приобретало статус государственной значимости!

Кроме «комедии дель арте» и оперы, в Венеции процветали и театры марионеток, повторяющие в точности оперные и комедийные представления.

Куклы-марионетки, инсталляция.

Венеция - законодательница моды

Венецианские ткани, кружева, стеклянные изделия, мебель, костюмы диктовали моду и считались синонимом изысканности, элегантности и роскоши. Невероятный успех «венецианского стиля» объяснялся в возвращении к пышным и праздничным образцам искусства XVI века.

Кувшин, венецианское стекло, 18 век.
Сахарница. Венецианская мануфактура, 18 век, стекло, халцедон.
Мужской костюм, 18 века, шелк .
Чопины (Clogs). Венецианская мануфактура, XVI век, дерево, кожа, кость.

Венецианские чопины — туфли на высоких танкетках, высота которых могла достигать 50 см. В них ходили венецианки, когда в городе поднималась вода, причем высота необычных каблуков (котурн) регламентировалась эдиктами.

Перемещаться на таких ходулях было и непросто, и «нездорово», особенно дамам в положении, а Венецианская республика была озабочена низким уровнем рождаемости. Так что добропорядочные дамы не слишком «возвышались».

Венецианский мастер XVIII века, Письменный стол, ок. 1760 года, дерево, роспись, позолота, бронза

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится