Таким образом, Рейн можно считать границей римских владений. Как раз на этих пограничных землях, в низовьях Рейна, образовался приблизительно в III веке племенной союз франков, переросший к V веку в устойчивую этническую общность. После 476 г. земли Западной Римской империи поделили различные германские племена, образовав ряд варварских королевств. Франки тоже создали свое королевство. Но в отличие от других германских племен, дошедших в своих странствиях до Испании и Северной Африки, они создали его на исторической родине, в нижнем течении Рейна. В средневековых источниках эти земли называют Fracia Antiqua, что значит «Древняя Франция». Именно в связи с исторической родиной видят одну из причин долголетия Франкского королевства, значительно пережившего другие государственные образования такого рода.
Традиция утверждает, что первым королем франков был некто Меровей, персонаж полумифический, сын смертной женщины и морского чудовища, чье имя означает «рожденный морем». Он стал основателем королевской династии Меровингов. Внуком Меровея считается король Хлодвиг, личность вполне историческая. Годы его правления 481 — 511, и его деяния хорошо известны. Он объединил под своей властью всех франков, и, победив в сражениях соседний народ алеманов, заставил тех платить франкам дань. Затем в военных походах Хлодвига наступил перерыв. В 496 г. он вместе со своей дружиной принимает крещение от римского папы. Этот шаг имел в дальнейшем большое влияние на судьбу народа франков. Многие германские вожди, военные соперники Хлодвига, усвоили христианство в его еретической форме и исповедовали так называемое арианство, в то время как старое население завоеванных ими территорий, находясь во власти римской культуры, были приверженцами ортодоксального католичества. Это порождало бесконечные религиозные конфликты, угрожая прочности варварских королевств. Хлодвиг сделался не арианином, а католиком. Такой выбор принес ему поддержку римского папы, и терпимое отношение со стороны галло-римского населения. Обеспечив, таким образом, свой тыл, он устремился к новым завоеваниям. В 507 г. франки разбили вестготов, а к концу правления Хлодвига захватили 2/3 Галлии. Сам византийский император Анастасий прислал королю-варвару приветственное письмо, как новому могучему властителю и единоверцу.
Но, возникшее государство не было, несмотря на все свое могущество, государством в полном смысле слова, а рассматривалось современниками как личное достояние короля, что достаточно типично для описываемого времени. Хлодвиг поделил все подвластные ему земли между своими четырьмя сыновьями, и после его смерти начались междоусобицы. Все же наследники умели забывать вражду, когда у них были общие интересы. В последующие годы под властью франков оказался Прованс, и таким образом, они вышли к средиземному морю. Иногда все франкские земли вновь объединялись под властью одного короля. Например, в царствование Дагоберта I (629 — 639 гг.).
Но Дагоберт — последний дееспособный король из славной династии Меровингов. После него начинается эпоха «ленивых королей». К власти приходит другая династия, но приходит постепенно и неофициально. Эйнхард, придворный историк Карла Великого, так описывает этот период: «Считают, что род Меровингов, из которого франки избирали своих королей, пресекся на Хильдерике, низложенном и заточенном в монастырь по приказу римского первосвященника Стефана. В действительности же род этот давно был бессилен.
Богатства и власть находились в руках придворных сановников, называемых майордомами. А королю оставалось довольствоваться своим титулом и являть видимость власти, когда, восседая на троне, длинноволосый и длиннобородый, выслушивал он иноземных послов и давал им, как бы от себя, ответы, в действительности предписанные, продиктованные и заученные. Кроме пустого титула и скудного содержания, которое определял ему майордом, имел он всего лишь одно, да и то крошечное, поместье, служившее ему жилищем и поставлявшее немногочисленную прислугу. Куда бы король ни отправлялся, он ехал в повозке, запряженной, по деревенскому обычаю, парой волов, которыми правил пастух. Так ездил он во дворец, на народные собрания, проводимые ежегодно для пользы государства, и так же возвращался домой. Об управлении же королевством и обо всех внутренних и внешних делах заботился майордом».
С некоторых пор важная государственная должность майордома во Франкском королевстве стала передаваться по наследству. Они сосредоточили в своих руках всю власть, и образовали династию в начале называвшуюся династией Пипинидов, а потом получившую звучное имя Каролингской, т.к. два наиболее выдающихся ее представителя носили имя Карл.
Первым из них был пришедший к власти в 715 г. майордом Карл Мартелл (Мартелл — значит «молот»). Его называют изобретателем феодализма. Изобретение Карла Мартелла заключалось в том, что реформируя армию, он ввел в употребление систему бенефиций, земельных пожалований за военную службу. Земли раздавались не в собственность, а в условное держание, и могли быть отобраны в случае прекращения держателем военной службы. По наследству они переходили тоже лишь в случае продолжения службы наследниками. В этом случае договор о пожаловании земель возобновлялся. Такая система очень благотворно сказалась на боеспособности франкской армии, но едва не поссорила франкского правителя с католической церковью, так как земельный фонд для бенефиций был, отчасти, образован землями, конфискованными у монастырей. Но выход был найден. До сих пор франкская экспансия шла на юг, на христианизированные земли бывших римских провинций. Мартелл направил ее на восток, в языческую Германию. Утверждая свою власть на этих землях, он основывал новые монастыри, и христианские миссионеры вели здесь свои проповеди под защитой его могучей армии. То, что католическая церковь потеряла в Галлии, она с успехом компенсировала в Германии.
Еще одно направление полководческой деятельности Мартелла помогло ему заслужить славу верного сына церкви. Начиная с VII века, объединенные под знаменем ислама арабские народы Средиземноморья, составляли постоянную угрозу для Европы. Они захватили восточные провинции Византии, Северную Африку, Испанию и серьезно угрожали северному побережью Средиземного моря. В 732 г., в битве при Пуатье, франки, возглавляемые Карлом Мартеллом, разбили арабское войско. Эта победа утвердила за Мартеллом ореол героя, спасителя Европы от мусульманского нашествия. Некоторые современные историки, высказывают мысль, что последствия победы при Пуатье были сильно преувеличены, и реально мусульманское нашествие было остановлено благодаря военным успехам на востоке византийского императора-иконоборца Льва Исавра.
Трудно судить, кто прав, но в западноевропейской традиции была, по крайней мере, создана легенда о Пуатье воодушевлявшая многие поколения.
Тем временем в Италии происходили события немаловажные для судеб франкского королевства.
Большую часть полуострова захватило германское племя лангобардов, и лангобардские короли угрожали светской власти пап, забирая под свою руку все больше земель и городов Италии. Начиная с IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи, римские епископы укрепляли свое влияние, используя покровительство императоров. Но после гибели Западной империи в Риме фактически не осталось другой власти, кроме власти пап. И, как бы ни был высок их духовный авторитет и экономическая эффективность монастырских хозяйств, они нуждались все же в содействии светских государей. Сначала они считали главным защитником христианства и наследником римских цезарей византийского императора, но Константинополь был далеко, а Византия не достаточно сильна, чтобы удержать власть над Италией. Затем она и вовсе погрязла в «ереси» — в VIII веке там процветало иконоборчество. Папа был поставлен перед необходимостью искать себе нового союзника. Этим союзником мог стать могущественный правитель Франкского королевства. Римский первосвященник отправляет посольство к Карлу Мартеллу, восхваляя его деяния, и прося оказать помощь в борьбе с лангобардами. Мартелл принимает посольство с большими почестями, но оказать требуемую помощь не может по независящим от него причинам. Тем не менее, начало отношений положено. В правление сына Мартелла эти отношения получат свое развитие.
Сына Карла Мартелла, как и многих его предков, звали Пипин, а прозван он был Короткий из-за маленького роста. Несмотря на такое негероическое прозвище, Пипин Короткий остался в памяти потомков, как умный и энергичный правитель, выдающийся военачальник и государственный деятель. Успешно управляя Франкским королевством, он решил, наконец, покончить с неясностью своего положения и направил письмо папе Стефану, в котором спрашивал, как нужно относиться к королям, которые во Франции не имеют власти, и одобряет ли папа подобное положение вещей. Глава католической церкви понял, о чем спрашивает его майордом Франции, и ответил, что лучше называть королем того, кто имеет власть, чем того, кто ее не имеет. Вскоре епископы короновали Пипина Короткого, и он стал первым королем из династии Каролингов. После этого он начал войну с лангобардами, изрядно потеснил их и, прибыв в 754 г. в Рим, вручил папе дарственную на отвоеванные у лангобардов земли. С этого момента ведет свое начало светское государство пап, а франкский король называется любимым сыном католической церкви.
В 768 г. Пипин Короткий умер, и королевство, как это было тогда принято, поделили между двумя его сыновьями, двадцатишестилетним Карлом, и младшим Карломаном. Вскоре Карломан умер, и Карл унаследовал его земли, став королем всех франков. В историю он вошел под именем Карла Великого.
О его царствовании рассказывались легенды, о нем и его рыцарях написано столько же романов, сколько о мифическом короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
В начале правления Карла в Италии вновь активизировались лангобарды. Жена и дети его брата Карломана нашли приют у лангобардского короля Дезидерия, и тот пытался вынудить папу провозгласить наследниками Карломана его сыновей, а не брата. Но глава католической церкви проявил твердость: отказал Дезидерию и обратился к Карлу с просьбой вновь поддержать папский престол против короля лангобардов.
С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим.
Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Короткого. После этого Карл стал называться королем франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети ее жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.
Она была особенно ожесточенной и потребовала очень больших издержек. Сам король возглавил, правда, всего лишь одну экспедицию в Паннонию — так называлась земля, которую населял тогда этот народ, руководство же остальными доверил сыну своему Пипину, правителям областей, а также графам и особым уполномоченным. И хотя война эта проводилась ими весьма деятельно, окончилась она только на восьмом году от ее начала. Сколько здесь было дано сражений, сколько пролито крови, можно судить по тому, что в Паннонии не осталось в живых ни одного ее обитателя, а место, в котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности. Вся знать гуннов в этой войне была перебита, вся их слава — предана забвению. Все деньги их и накопленные за долгое время сокровища были захвачены. Нельзя указать другой войны, объявленной франкам, во время которой они смогли бы столько приобрести и так обогатиться».
В поле деятельности Карла попали также племена южных и западных (полабских) славян. Некоторые из них были его противниками, другие— союзниками. Кроме того, он обложил данью Бретань, и, помня о славе своего деда Карла Мартелла, отправился за Пиренеи, сражаться с испанскими арабами. Тут его постигла неудача в сражении под Сарагосой, и он вернулся в Галлию, а на обратном пути арьергард его армии, которым командовал граф Роланд, был перебит устроившими засаду горцами-басками. Событие это, расцвеченное фантазией неизвестного автора XII века, изображено в «Песне о Роланде», знаменитом памятнике средневековой французской литературы. После этой неудачи Карл постарался прочнее закрепиться на примыкающих к Испании территориях. Он выделил Аквитанию в отдельное королевство, и поставил королем своего сына Людовика. В Пиренеях была образована укрепленная область, так называемая Испанская марка. В конце концов, франкам удалось отбить у арабов города Барселону и Памплону.
За время правления Карла Великого подвластная ему территория выросла в 2 раза и почти достигла размеров Западной Римской империи. Все населявшие эту территорию народы должны были обязательно исповедовать христианство, и не просто христианство, а католицизм. Перед сном король любил читать сочинение святого Августина «О Граде Божием» и, считал своей миссией создание мировой христианской державы. Ради успешного выполнения этой миссии он готов был пойти даже на притеснения папы, если тот, как казалось Карлу, справлялся со своими обязанностями не достаточно хорошо.
Крупный специалист по истории каролингского периода Анатолий Левандовский пишет следующее: «Сосредоточив максимум усилий на строительстве новой церкви, Карл вместе с тем стремился обеспечить безусловную власть над нею. Проявляя всяческое уважение к Риму и папе, он никогда бы не допустил, чтобы власть апостольского наместника была выше его собственной. Роль архиепископов, епископов, аббатов и священников свелась им к чисто служебным обязанностям. От них он требовал постоянных отчетов, наставлял их и смещал, если они не отвечали его требованиям. Церковную иерархию он строил таким образом, чтобы все нити сходились не к папе, а лично к нему. Он созывал церковные соборы и диктовал их решения. Он, безусловно, считал себя крупнейшим специалистом в области веры, разбирающимся во всех ее тонкостях и, будучи ее строгим ревнителем, видел себя достойным поучать всех остальных, включая и первосвященника Рима». Папе Адриану случалось получать нагоняй от Карла за недостаточно усердное искоренение еретических учений.
Несмотря на то, что франкский король распространял «истинную религию» вширь поистине варварскими методами, его занимало не только количество, но и качество христиан. Сохранилось следующее его высказывание: «Не умея хорошо писать, люди могут извращенно понимать Священное Писание, причем ошибки легко приведут к крайней опасности. Ведь в Писании много сложных смысловых фигур, и кто поймет их, не изучая древних авторов излагавших риторику?». Исходя из этих соображений, король развернул весьма широкую для своего времени образовательную программу, и добился определенных успехов. В популярной литературе и даже в школьных учебниках можно встретить утверждение, что Карл Великий был неграмотен. Это неверно. Он был весьма образованный человек, знал несколько языков, свободно изъяснялся по латыни, понимал греческий. Был прекрасным оратором, высоко ценил книжную культуру, часто заставлял читать себе вслух во время обеда и, как уже было сказано, любил читать перед сном. Миф о его неграмотности основан на том факте, что Карл Великий не умел писать, хотя и пытался, по словам того же Эйнгарда, освоить эту премудрость в зрелом возрасте. Речь, видимо, идет о том, что король не умел писать тем изящным стандартизированным шрифтом, которым переписывались манускрипты в монастырских мастерских. Нацарапать некое подобие букв, как это делают сейчас многие из нас, он, скорее всего, был способен.
После страшного упадка, в котором находилась европейская культура в первые века средневековья, в царствование Карла наметился определенный подъем, получивший название Каролингское Возрождение. Король собрал вокруг себя мудрецов, ученых и поэтов со всех подвластных ему земель, и даже из неподвластной Британии и Испании, и создал в 782 г. Придворную Академию. Ученые мужи из Академии, иногда играли роль политических советников короля, который обсуждал с ними свои планы. Особенно это касалось председателя Академии, личного друга Карла Великого, Алкуина Йоркского. Но в целом, Возрождение касалось не столько элитарного, сколько начального, базового образования. По стране была создана сеть школ, и Карл настаивал, чтобы аристократы посылали туда своих сыновей. Создавались также библиотеки, и король лично заказывал для них книги в монастырских скрипториях. Основным видом искусства, получившим развитие в каролингскую эпоху, стало искусство создания рукописной книги, главным живописным жанром — жанр книжной миниатюры. Переплет книги мог быть шедевром ювелирного искусства. В это же время выработался особый рукописный шрифт, более или менее единый для всей Европы. Его называли каролингским минускулом. В ХI-ХII веках он начал сменяться готическим шрифтом, лучше экономящем место на пергамене, и более отвечающем эстетике эпохи, но до этого времени господствовал повсеместно. Особое внимание уделялось реставрации рукописей. Множество античных авторов были извлечены из небытия именно при Карле Великом.
Историки отмечают, что законы каролингского периода часто носят морализаторский характер и не слишком похожи на законы в нашем понимании этого слова. Преступления там путаются с грехами. Королевским указом поданным предписывается быть добродетельными и возбраняется испытывать ненависть. Любопытно, что каролингское законодательство запрещало веру в колдовство. Считалось, что истинный христианин не может допускать возможность того, что кто-то кроме Бога способен творить чудеса. Средневековая охота на ведьм началась в более позднюю эпоху, а пик ее вообще приходится на период Ренессанса и Реформации.
На Рождество 800 г. произошло важнейшее событие: Карл, находившийся в это время в Риме, прибыл на праздничное богослужение в Собор Святого Петра, и преклонил колени перед алтарем. В этот момент к нему приблизился папа и надел на него корону римских императоров. Все же присутствующие в соборе воскликнули: «Да здравствует император Карл Август!». Так, через 324 года после гибели Западной Римской империи в Западной Европе снова появился император. Впрочем, задолго до рождения Карла, еще в VII веке, была высказана мысль, что миссия римского государства будет переходить от одного народа к другому. Между прочим, Карлу Великому чуть было не удалось осуществить мечту византийского императора Юстиниана — восстановить и объединить под своей властью и Западную и Восточную империи. Он сделал брачное предложение византийской императрице Ирине, но произошедший на Востоке династический переворот расстроил свадьбу. После этого отношения Карла с Византией становятся натянутыми, ведь константинопольские императоры не без основания считали себя единственными законными наследниками римской императорской короны. Но и они, в конце концов, признали императорское достоинство короля франков, правда, лишь спустя 12 лет после коронации.
Карл поднялся так высоко над другими европейскими королями, что даже не считал их достойными женихами для своих дочерей и предпочел оставить дочерей старыми девами. Слава о великом монархе распространилась за пределами Европы. В 801 г. к императорскому двору прибыл необычный подарок. Багдадский калиф Гарун-аль- Рашид, герой сказок «Тысячи и одной ночи», прислал императору живого слона. Все франкские хроники упомянули об этом событии, и жители империи стекались в столицу, чтобы посмотреть на чудо. Десять лет слон сопровождал своего господина в военных походах, и, в конце концов, нашел свою смерть в Саксонии, чем поверг в печаль всех франков.
После провозглашения империи Карла заботило не завоевание новых земель, а то, как удержать завоеванное. Экспансия закончилась. Вдоль границ создается ряд особых укрепленных областей — марок. Но сохранить империю не гак то легко. Кроме внешних врагов ей угрожают внутренние неурядицы, ведь прирост земельных владений прекратился, значит нужно делить то, что есть. Однако империя пока держалась. Держалась не в последнюю очередь благодаря магии личности Карла, его энергии, его непоколебимой уверенности в себе, наконец, благодаря его славе победоносного полководца. Но Карл был уже не молод. В год получения императорского титула ему было 58 лет, а десятилетие спустя его мощное тело, до сих пор никогда не нуждавшееся во врачах, начало сдавать. Стало ясно, что пора позаботиться об устройстве посмертных дел. Карл вызывает к себе своего сына Людовика и сам возлагает на него императорский венец. Остальные его сыновья умерли раньше отца, и он не был поставлен перед необходимостью делить созданную им империю. В 814 году, в возрасте 72 лет император Карл Великий умер. На трон взошел новый император, Людовик Благочестивый.
Сын и наследник Карла Великого — Людовик, вовсе не был ни к чему не способным ничтожеством, каким его порой изображают. Напротив, это был человек преисполненный чувством долга, и в начале он энергично продолжил дело отца, укрепляя и благоустраивая империю. Его неудачи на императорском поприще были вызваны как раз теми его качествами, которые вызывали бы симпатию — будь их обладатель частным лицом. Эти качества — способность сомневаться в своей правоте и испытывать раскаяние. После подавления мятежа, поднятого сыном его покойного брата и направленного на раскол империи, Людовик устраивает публичное покаяние с обильной раздачей милостыни. Сознавая, что его долг сохранить империю, он в то же время не может избавиться от чувства вины за трагическую гибель племянника, и не находит нужным это чувство вины скрывать. Такое поведение подданные расценивают как слабость, и подобных промахов сын Карла Великого совершил еще много. Роковым для него стал вопрос о наследниках. Каждый из его сыновей хотел получить земли и быть в них королем, но просто разделить поровну свои владения, как это делали его предшественники, Людовик не мог. Карл Великий впервые создал нечто такое, что многие хотели сохранить целым. Сначала эту проблему вроде бы удалось решить. Был составлен документ, согласно которому императорский титул и власть над империей наследовал старший сын Людовика Лотарь, а младшие сыновья получали по королевству и могли быть избраны на императорский трон в случае смерти брата. Но когда земли уже были поделены, у Людовика родился еще один сын, от второго брака. Наделить его землей можно было только за счет братьев, Людовик же горячо любил младшего сына, и не останавливался ни перед чем, чтобы устроить его будущее как можно лучше. Конфликт в императорской семье закончился вооруженным мятежом. Лотарь выступил против отца, обвиняя его в растаскивании империи. Младшие принцы выступали попеременно то на стороне отца, то на стороне старшего брата. У власти оказывалась то одна, то другая партия. Людовика Благочестивого то заточали в монастырь, то возвращали обратно на трон. В 840 г. он умер, не оставив по себе доброй славы, а трое оставшихся в живых его сыновей, Лотарь, Людовик и Карл начали войну за раздел империи, получившую название «война трех братьев». На стороне Карла, названного впоследствии Карлом Лысым, выступило в основном население западных областей империи, более романизированное, говорящее на исковерканной латыни. Людовика же поддерживали жители востока, сохранившие свое исконное германское наречие. Поэтому его прозвали Людовиком Немецким. В ходе “войны грех братьев” Людовик Немецкий и Карл Лысый объединились в союз против Лотаря. В городе Страсбурге они заключили договор. Страсбургские клятвы верности были произнесены и записаны не на книжной латыни. Каждый король произнес клятву на том языке, на котором говорило войско его предполагаемого союзника. Страсбургская клятва Людовика Немецкого является первым известным науке образцом старофранцузского языка.
«Война трех братьев» закончилась в 843 г. договором, заключенным в печально известном городе Вердене, том самом, где дед Лотаря, Людовика и Карла устроил кровавое избиение пленных саксов, не пожелавших принять христианство. Иногда день заключения Верденского договора образно называют Днем рождения Европы. По нему Лотарь получил Италию и широкую извилистую полосу земель, тянущуюся через весь Европейский континент, от Аппенинского полуострова до Северного моря. Карл получил все земли к западу от этой полосы, Людовик — к востоку. Так впервые наметились границы будущих государств. Владения Карла стали основой будущей Франции, Людовика — Германии. Что касается земель Лотаря, то Италия, в какое бы государственное образование она не входила, всегда была довольно обособлена, а искусственно выкроенная полоса, вплоть до новейших времен была предметом соперничества Франции и Германии. Спор за Лотарингию (королевство Лотаря) стал одной из причин Франко-Прусской войны 1870 г. и сыграл свою роль во время Второй мировой. После Верденского раздела в Восточном королевстве, которое мы, удобства ради, будем теперь называть Германией, вскоре сменилась династия, род Каролингов был отстранен от власти. На западе, во Франции, потомки Карла Великого продолжали царствовать еще почти полтора столетия, но не совершили за это время ничего выдающегося, а наоборот привели страну на край гибели, и в конце Х века также уступили власть другой династии. Императорский титул приобрел характер чисто номинальный, и был даже забыт, пока 960 г. немецкие король из Франконской династии Оттон I не вспомнил о нем, и не возродил его к жизни, создав новую империю, будущую Священную Римскую Империю германского народа...