Чтобы понять суть стиля, стоит вспомнить, что подразумевается под выражением «жеманная поза». Это неестественное, надуманное положение, человек принимает, чтобы привлечь внимание к своей оригинальности, необычному внутреннему миру и другим качествам — таков его каприз или же попросту боязнь быть незамеченным. Собственно, в этом и заключается характерная черта маньеризма: герои на полотнах принимают те самые жеманные позы. В какой-то мере это искусство позирования переняли современные модели, которые снимаются для модных историй дорогих глянцевых журналов.
Главные черты маньеризма
Жеманные позы, помпезность, изломанность линий, необычные интерьеры на картинах, особая аристократическая белизна тел, лица, словно «утомленные солнцем», часто — нагота или экзотические одежды на персонажах — таков набор черт этого стиля. Композиция, как правило, перенасыщена — в ней много персонажей или деталей, требующих внимания. Фигуры удлиненные, пропорции слегка деформированные, позы напряженные, цветовая гамма достаточно контрастная, много сочных по цвету фрагментов.
Форма в маньеризме важнее духовного содержания. Люди как бы стремились к духовности, но одновременно все меньше боялись своих скрытых желаний. Поэтому в полотнах есть место и эротизму, и наготе.
Некоторые ученые считают, что маньеризм — это не отдельный стиль, а только ранняя фаза барокко. Большинство эту мысль не поддерживают.
Причины возникновения
Прекрасные «манеры» на полотнах живописцев, возникая среди последователей Леонардо да Винчи, воцарились в придворных кругах Италии к средине XVI века. А благодаря путешествиям художников-живописцев по Европе, «новая мода» довольно быстро распространились и во Франции, Испании, Германии. Идеалы эпохи Возрождения тогда уже начали терять свою актуальность. Это период, когда гармония духовной и физической красоты, воспетая Ренессансом, была утеряна — художники приступили к поискам новых методов и приемов. Маньеризм стал началом новой эпохи в искусстве. Это придворный стиль «с претензией». Искусство не стремилось быть понятным и жизнеутверждающим. Художники хотели показать, что живопись — это не для всех, а только для элиты, поэтому в картинах много скрытых символов, которые нельзя понять без определенной базы знаний.
К слову, эпоха маньеризма была благоприятным временем для архитектуры — у мастеров появилось больше возможности изменять формы, насыщать пространство. Маньеризм в архитектуре выразителем. В окружении таких строений человек чувствует некую беспокойность, хаотичность, однако здания хочется рассматривать. Знаковое строение эпохи маньеризма — Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
Известные мастера стиля
Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Орацио Джентилески. Отчасти влияние маньеризма прослеживается также у Рафаэля, Микеланджело, Тициана и Эль Греко.
Вы — эксперт, если:
— заметили, что главными признаками маньеризма являются: вытянутые фигуры, странные жесты, скрытые символы, экзотические костюмы персонажей, яркие, контрастные тона, появляющиеся на пастельном фоне. Вы отметили и насыщенность композицей и «эстетизацию» отдельных элементов — к примеру, линий руки, силуэта, отдельного яркого пятна в композиции!
Вы — профан, если:
— не можете отличить маньеризм от барокко. Принципиальная разница: в маньеризме больше жеманных жестов, меньше помпезности, праздности, богатства в убранстве, и в действе на картине есть некий смысл. Не просто жест ради жеста, а розы ради роз. Улавливаете?
Вот так история!
В широком смысле маньеризмом можно назвать даже… искусство венецианского стеклоделия! У них складывалась похожая философия: создать что-то витиеватое, изощренное, причем так, чтобы никто не догадался, как это сделано. Маньеристы создавали красивые таинственные витиеватые шедевры без определенного назначения. Их искусство не воспитывало, не образовывало, не украшало — оно рождало вопросы и позволяло зрителям блеснуть интеллектом, подчеркнуть собственную уникальность.