Мать Уистлера и еще 4 картины, сыгравших впечатляющие роли в кино
2,100
просмотров
Картины хорошо смотрятся не только на стенах галерей, но и на киноэкране. Иногда их используют просто для того, чтобы оформить интерьер, а иногда именно вокруг них закручивается сюжет, именно они помогают лучше понять характеры или даже предугадать финал. Такие картины следовало бы указывать в титрах — наравне с суперзвездами. Так и сделаем! В этом обзоре — полотна, партнерами которых на съемочных площадках были Кристофер Уокен и Рэйф Файнс, Джулия Робертс и Хью Грант, мистер Бин и мистер Бонд.
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника Джеймс Эббот Макнейл Уистлер 1871

"Мистер Бин" (1997) - "Мать Уистлера"

Сюжет: Мистера Бина, худшего в истории лондонской Королевской галереи смотрителя, под видом высоколобого ученого на два месяца отправляют в Лос-Анджелес. Калифорнийская Галерея Гриерсона (вымышленная) покупает за 50 миллионов долларов у парижского Музея Орсэ знаменитую картину Уистлера. Американцы просят, чтобы британский музей направил компетентного человека, который бы председательствовал на торжественной церемонии при возвращении шедевра Уистлера на родину и прочитал двухмесячный курс лекций. Разумеется, в итоге мы имеем фильм-катастрофу: мистер Бин сначала испортит картину, умыв главную героиню растворителем, потом заменит подлинник репродукцией (кракелюр он воспроизведет с помощью яичных белков), а после и вовсе повесит оригинальный холст у себя в спальне, собственноручно восстановив испорченный фрагмент. К счастью, история вымышленная — «Мать Уистлера» спокойно коротает свои дни в Музее Орсэ.

Нюансы: Джеймс Уистлер родился в США, но долгое время жил в Лондоне, где и написал свою самую известную картину. Так что идея взять британского искусствоведа для сопровождения «Матери Уистлера» из Парижа в Лос-Анджелес выглядит логичной. Однако с торжественной речью у ученого могли бы возникнуть проблемы, решись он говорить правду и ничего, кроме правды. Дело в том, что Уистлер намеревался презентовать свою «Аранжировку в сером и черном» (таково авторское название полотна) на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне, в 1872-м, но Академия картину отклонила — забраковала, попросту говоря. Уистлер оскорбился и впредь своих работ на суд британских академиков не выставлял. В общем, катастрофа — с какой стороны не посмотри.

"Кража в музее" (2008) - "Одинокая дева"

Сюжет: Пожилой охранник американского музея влюблен во вверенный ему экспонат — написанную в 1875-м году картину «Одинокая дева». Он целыми днями воображает, как защитит ее от грабителей. Вглядывается в ее полные жалости глаза и думает, чем мог бы ей помочь. Прерывает экскурсовода, чтобы поточнее рассказать о роли полотна в истории «постнатурализма». Когда же выясняется, что «Дева» переезжает в Данию, а ее место займет современное искусство, он решает украсть ее. И берет в подельники еще парочку стариков-разбойников. У них тоже есть любимые экспонаты, но девушка с печальными глазами тут главная: в оригинале комедия называется The Maiden Heist — «Похищение девы».

Нюансы: В фильме автором картины называют вымышленного французского художника де Рабера. На самом же деле «Одинокую деву» специально для съемок, с нуля написал современный американский художник-реалист Джереми Липкин (Jeremy Lipking, р. 1975). Его попросили сделать что-то в духе натурализма конца 19-го века. Жюль Бастьен-Лепаж, Джордж Клаузен, Эмиль Фриан — такие имена назвали Липкину в качестве примеров для подражания. На вдохновение времени, однако, не было: картину следовало написать всего за неделю! За это время он успел найти и модель, и винтажную одежду для нее, и способ быстро высушить краску на холсте. Результат, как и планировалось, свел с ума героя Кристофера Уокена.

Кстати: Художник Джереми Липкин, как и Уистлер, чья картина натерпелась в упомянутой выше комедии «Мистер Бин», часто экспериментирует с ограниченной палитрой, создавая полнокровные образы с помощью пары-тройки цветов. Вот несколько примеров:

Последний рейс фрегата "Отважный" Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер 1839

«007. Координаты «Скайфолл»» (2012) – «Последний рейс корабля «Отважный»»

Сюжет: Снимать 23-ю серию бондианы пригласили Сэма Мэндеса — режиссера, зарекомендовавшего себя тонким интеллектуалом. Такой не станет говорить зрителю в лоб, что его главный герой сшит так же крепко, как идеальные костюмы, которые он носит в кадре, к сантиментам и новомодным хипстерским гаджетам не приучен, но на пенсию не собирается. В качестве доходчивой, но яркой метафоры Мэндес использует полотно Тернера и отправляет Бонда в Лондонскую национальную галерею — не на экскурсию, конечно, а на тайную встречу с Q. Персонажи встречаются перед картиной «Последний рейс корабля „Отважный“» и перебрасываются парой реплик:

— Грустно смотреть на эту картину. Могучее боевое судно за ненадобностью идет на металлолом. Но время неумолимо, не правда ли? А что видите вы? — ерничает Q.

— Большущий корабль. Извините, — отрезает Бонд.

У картины Тернера в этом фильме эпизодическая роль, но она такая же важная, запоминающаяся и незаменимая, как мимолетные появления непревзойденной М на совещаниях или бокала мартини в руках Бонда.

Нюансы: Даже когда сюжет фильма не предполагает порчи картин, оригиналы снимают редко. Старые полотна боятся вспышек и софитов, а музейщики — столпотворений. Например, для биографического фильма о Тернере, вышедшего в этом году, были изготовлены копии всех необходимых полотен. Но для Бонда сделали исключение: диалог перед картиной с «Отважным» снимали прямо в Нацгалерее. И на экране, и на репортажных фото мы видим выставочный зал и даже можем узнать соседей Тернера (приведенные ниже картины хорошо видны на главном фото в материале):

Джозеф Райт. Опыт над птицей в воздушном насосе и Томас Гейнсборо. Утренняя прогулка

Кстати: В «Координатах «Скайфолл» появляется еще одно знаменитое полотно. В Шанхае в качестве приманки для злодея используют «Женщину с веером» Амадео Модильяни. Выбор не случаен. В 2010-м эту картину украли из парижского Музея современного искусства, и, по слухам, следы ее затерялись где-то в этих краях.

Женщина с веером. Портрет Лунии Чеховской Амедео Модильяни Живопись, 1919

«Женщина с веером» намекает не только на свежую, нашумевшую криминальную историю, но и отсылает к «Доктору Ноу» — первой серии бондианы, которая в 2012-м, когда вышел «Скайфолл», как раз отмечала 50-летие. В «Докторе Ноу» фигурировал украденный из Лондонской национальной галереи «Портрет герцога Веллингтонского» кисти Гойи — его тоже украли за год до премьеры и зрители, начинавшиеся криминальной хроники в газетах, сразу понимали, о чем речь. Та история закончилась хэппи-эндом: в 1965-м похититель вернул портрет.

Невеста Марк Захарович Шагал 1950

«Ноттинг Хилл» (1999) – «Невеста»

Сюжет: Кинозвезда Анна Скотт оказывается сначала в холостяцкой квартире, а потом и в сердце скромного хозяина книжного магазинчика Уильяма. На стене квартирки, никак не соответствующей масштабу ее популярности, она видит календарь с репродукцией «Невесты» Марка Шагала, а в финале, вместо признания в любви, дарит подлинник случайному знакомому, когда-то приютившему ее.

Нюансы: Режиссер фильма Роджер Мишелл говорит, «Невесту» выбрали потому, что она символизирует стремление к однажды потерянному: в 1944-м Шагал потерял свою обожаемую жену Беллу — и всю жизнь искал ее, изображая на своих картинах, а главные герои ленты не сразу находят способ и смелость быть вместе. Заполучить даже копию произведения Шагала на съемочную площадку было не проще, чем подписать контракт с Джулией Робертс. Сначала пришлось договориться об авторских правах с частным коллекционером из Японии. Потом изготовить фальшивую «Невесту». А после съемок набраться сил — и уничтожить копию: таков был договор с владельцем подлинника, ведь копия могла оказаться на арт-рынке и внести смуту.

Кстати: У «Мистера Бина» с приключениями картины «Мать Уистлера» и у «Ноттинг Хилла» — один сценарист: Ричард Кертис. Он неравнодушен к изобразительному искусству, а Шагал и вовсе — его любимый художник.

«Отель «Гранд Будапешт»» (2014) – «Мальчик с яблоком»

Сюжет: Отписав проворному консьержу из гостиницы старинный шедевр — картину «Мальчик с яблоком» — состоятельная старушка внезапно умирает. Желающих завладеть полотном примерно столько же, сколько и подозреваемых в убийстве.

Нюансы: В фильме картина приписывается художнику по имени Johannes Van Hoytl the Younger, на самом же деле она создана в 2013-м году, по заказу режиссера Уэса Андерсона современным художником Майклом Тейлором (его просто нашли на сайте Британского королевского общества портретистов). Тейлора не торопили — на создание шедевра у него был целый год. Мальчика, который ему позировал (Эд Манро), выбирали на кастинге — как выбирают актеров на главные роли. В качестве ориентиров были названы Гольбейн и Бронзино — последний очень часто писал молодых людей именно в такой позе.

Портрет Людовика Каппони Аньоло Бронзино Живопись, 1550
Портрет молодого человека с лютней Аньоло Бронзино Живопись, 1534
Портрет молодого человека Аньоло Бронзино Живопись, 1530-е
Портрет купца Георга Гиссе Ганс Гольбейн Младший Живопись, 1532

Кстати: В фильме появляются и призраки других художников. Так, старушка, оставившая картину в наследство (ее играет Тильда Суинтон в невероятном гриме), одета в платье, узор на котором отсылает к триптиху «Древо жизни» Климта. А в ее доме висит рисунок с ублажающими друг друга женщинами — такой мог бы сделать Эгон Шиле, но на самом деле в его стиле женщин изобразил современный американский иллюстратор Рич Пеллегрино, тоже по заказу Уэса Андерсона.

Густав Климт. "Упоение", часть триптиха "Древо жизни" и Густав Климт. "Древо жизни"
Кадр из фильма с рисунком Рича Пеллегрино в стиле Эгона Шиле и Эгон Шиле. Лежащая женщина в зеленых чулках

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится