Похвала Глупости или Ловкость рук – и никакого мошенничества
Какой же юмор, скажете вы, в картинах художников Северного Возрождения? Да, это правда, «веселых картинок» нам не найти. Во-первых церковь не поощряла всякие там несерьезные и легкомысленные вещи, и смех вообще считался чем-то демоническим. А во-вторых, изображение смеющихся оставляли только дуракам и слабоумным. И вот как раз этих самых дураков и изображали художники.
На картине Вербеека целые мешки с глупцами! Их, к слову, несколько лет назад продали «оптом» на аукционе в Вене — гротеск и юмор «с подтекстом» всегда в цене.
В мире этой картины глупцов меняют, продают, взвешивают, пока они обманывают друг друга. Пары молодых влюбленных здесь тоже неспроста: нужно размножаться, чтобы дураки никогда не переводились. На дереве в клетке еще один безумец, здесь цитируется голландская поговорка — «только глупец может высиживать пустое яйцо».
Еще больше забавно-мудрых цитат «зашифровано» на картине Питера Брейгеля Старшего «Нидерландские пословицы» (Фламандские пословицы/ Мир вверх тормашками). «Тут селедка не летает» — не все в жизни бывает так, как тебе хочется! Пословицы с иллюстрациями «расшифрованы» в отдельной публикации — глупо не заглянуть…
Юмор - себе на уме!
В 1509 году философ Эразм Роттердамский написал трактат «Похвала глупости», очень популярное произведение в кругах гуманистов. Автор же свое творение называл шуткой и безделицей. Сочинение Эразма повлияло на фламандскую живопись 16 века, и такое впечатления, что картины художников его буквально цитируют!
«Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они (глупцы) переселяются прямо в Поля Елисейские дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных». (Елисейские Поля в древнегреческой мифологии — обитель блаженных в царстве мертвых)
Рассказ ведет главная героиня романа — госпожа Глупость. Она чрезвычайно остроумно и разумно рассказывает о тех «благодеяниях», которые подарила людям, и считает что ей должны быть благодарны все глупцы, потому что только глупые люди могут быть по-настоящему счастливыми и беззаботными.
Одному из главных глупцов делают операцию по излечению безумия. Об этом эпизоде есть много картин, самая известная «операция» — кисти Босха. Считалось, что безумие — это болезнь, вызванная камнями в голове, и если избавиться от них — человек становился здоровым. Вот ведь афера!
«Корабль глупцов» отправляется в долгое плавание, а шарлатанство у Босха всегда сопутствует глупости. Еще один его мошенник на картине «Фокусник» дурачит публику — изо рта простофили фокусник вытащил лягушонка. В это время из кармана доверчивого простака вор, разглядывая небо, вытаскивают кошелек с деньгами. Как всегда, в картинах Босха присутствуют узнаваемые символы: у фокусника на поясе в корзинке — сова, «олицетворение» зла, а собачонка в костюме шута у ног своего хозяина — обман чистейшей воды!
Гротескные фигуры были излюбленной темой Квентина Массейса. В картине «Договор о продаже» художник близок к карикатуре. Купцы занимаются нечестной сделкой, их слишком большие носы чуют наживу, от разговоров о деньгах и прибыли появляется блеск в глазах.
Массейс, художник Северного Возрождения, познакомился с Итальянским Ренессансом и открыл для себя Леонардо да Винчи. Известнейшие этюды-зарисовки Леонардо и послужили для Квентина прямым руководством — в некоторых его работах есть прямые реплики на «головы» да Винчи.
«Аллегория глупости или Шут» — картина Мессейса. Шут с шишкой на голове — все тот же камень глупости, одет он в традиционный костюм — плащ с капюшоном с ослиными ушами и головой петуха, в руках посох-марот с наконечником — маленьким двойником самого шута. Он служил для игровых представлений. Непристойный жест фигуры-двойника символизирует оскорбления, падающие на голову дурака-паяца. Раньше эта фигурка была закрашена прежним владельцем картины, который считал ее шокирующей. Жест молчания шута вместе с надписью «Держи язык за зубами» у Мессейса воспринимается как пародия, потому что более соответствует мудрецам.
Раньше эта фигурка была закрашена прежним владельцем картины, который считал ее шокирующей. А вот жест — призыв к молчанию шута вместе с надписью «Держи язык за зубами» у Мессейса воспринимается как пародия. Молчание ведь более присуще мудрецам!
Гитлер - капут!
В ХХ веке жанр карикатуры в СССР процветал. Во время Отечественной войны художники выпускали плакаты, поднимая боевой дух солдат, у художественного объединения Кукрыниксов они были наиболее сатирическими. Многие их военные плакаты сопровождались стихами С. Маршака.
Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом Своим Шехеразадам.
И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад:
— Один немецкий пулемет разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот семнадцать самолетов!
Два «мессершмитта» на лету забрали в плен Алма-Ату
С воздушным загражденьем,
С луной и затемненьем…
Калиф прервал его доклад, прикрыв плотнее двери:
— А каковы, Шехеразад, немецкие потери?
— Калиф, ты задал мне вопрос весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес немецкие утраты!
С.Маршак
Лихого маляра — фашиста
В геенну вызвал сам нечистый.
— Малюй — сказал он, — мой портрет,
Да пострашнее, почернее,
Чтоб напугать весь белый свет
Физиономией моею.
Рисуй мой чуб и черный ус,
Чтобы меня боялся русс!
Маляр достал ведро чернил,
Колесной мази, сажи, дегтя
И черта вмиг изобразил:
Вихор на лбу, усы и когти.
Маляр своей работой горд,
А черт сидит на табурете
И повторяет: — Ах, ты черт,
Не умещусь я на портрете!
С.Маршак
.. Порой современные художники продолжают традиции карикатуристов! Работы Анжелы Джерих - красочное тому подтверждение!
«Ирония во все времена настораживает чиновников. Так было и так будет всегда. А когда к иронии добавляется гротеск — это пугает. Спокойнее, когда предмет искусства вызывает у зрителя лишь блаженно-утробное удовольствие» — целая философия юмора — на картинах художника Валентина Губарева!
Улыбаемся и смотрим! «…без юмора вообще нельзя, и рассмешить порой бывает важнее и сложнее, чем довести до слез» — говорит (и рисует!) добрый сказочник, художник-иллюстратор Лев Каплан!
Еще один «Корабль дураков» и «Хранитель» бесценных знаний (записывайте!) — современные мастера воображения всегда не прочь позубоскалить!
А на десерт - настоящие "глюки"... шуточные картинки от Глюка!
Рисунки Герхарда Глюка, современного немецкого карикатуриста, пришлись по душе многим читателям, их печатают во многих сатирических журналах, и в самом престижном — «Eulenspiegel» («Шутник»). Он не рисует на тему политики или экономики, а выбирает самые простые сюжеты из обыденной жизни, например, взгляните на повседневность глазами… Джоконды!
Сам Герхард так говорит о своем творчестве: «То, что я делаю, просто глупости, обрывки развлечений, но легкомысленность — мой хлеб с маслом».
Названия рисунков Глюка тоже остроумны, иногда в них содержится ключ к разгадке, как в этом рисунке, где мужчина висит на дереве.
«Жан-Клодт Л. предпринимал все возможное, чтобы отвлечь детей от телевизора» — правда, картина, помещенная в заглавие обзора, выглядит еще смешнее с таким актуальным описанием?
Хорошее чувство юмора у этого немецкого графика, да еще и с такой звучной фамилией!
Его идеи например, касающиеся детского воспитания, можно даже брать на вооружение! Хотя бы в качестве первоапрельской шутки. Мы серьезно!