Чтобы понять отпечатанное произведение искусства, важно знать, каким образом оно было создано. Ксилография , офорт , литография или шёлкография — каждая из этих техник имеет свои особенности, которые влияют на конечный вид работы. Общий принцип у них один — перенос изображения с матрицы на другую поверхность, чаще всего на бумагу или ткань. При этом стоит помнить, что отпечаток будет зеркальным отражением рисунка.
Матрица (пластина, шаблон, форма) может быть изготовлена из дерева, металла, стекла, камня, ткани, линолеума и так далее. Изображение наносится на плоскую поверхность с помощью инструментов или химикатов, а затем покрывается чернилами. Для получения ровного оттиска требуется контролируемое давление, и с этой задачей лучше всего справляются печатные станки или роликовые прессы. Но на заре печати матрицу, по-видимому, просто прижимали к бумаге рукой, не заботясь о равномерном распределении чернил.
Ксилография или гравюра на дереве
Древнейшая из техник — ксилография или гравюра на дереве — это создание рисунка на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. На полученный рельеф наносят чернила, сверху кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом. Отпечаток оставляют выступающие фрагменты матрицы.
Самый известный пример виртуозного использования гравюр на дереве — серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера. Интересный факт: художник выиграл суд против венецианца Маркантонио Раймонди, который скопировал доски вплоть до авторской монограммы AD. Это первый в истории судебный иск о защите интеллектуальной собственности.
Цветные ксилографии (так называемые укиё-э или «плывущий мир») с середины XVII века печатали японские художники. Причём резчику приходилось создавать необходимое количество печатных форм для каждого отдельного цвета или тона. После этого матрицы поочерёдно прижимали к влажной рисовой бумаге.
Резцовая гравюра на металле
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо (ит. intagliare — вырезать, насекать, прорезать). В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, куда попадают чернила.
Гравёр наносит рисунок на поверхность металлической пластины штихелем — стальным острым резцом, вставленным в круглую деревянную ручку. Толщина линий зависит от размеров резца, а глубина — от давления, которое оказывает на него мастер. Готовый рисунок покрывается чернилами, излишек которых удаляется. Пластину помещают в печатный пресс, сверху кладут влажный лист бумаги, покрывало из войлока (сукна или фетра) — и делают отпечаток.
Первый и самый длительный расцвет резцовой гравюры пришёлся примерно на 1470 — 1530 годы, благодаря Альбрехту Дюреру, Мартину Шонгауэру и Лукасу ван Лейдену. А одной из самых виртуозных резцовых гравюр в мире считается «Плат Вероники» (1649) француза Клода Меллана. Он вырезал портрет Христа одной, казалось бы, непрерывной спиральной линией, которая начинается с кончика носа Иисуса.
Травление (травлёный штрих или офорт)
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) с технологической точки зрения противоположен резцу. Металлическая платина покрывается кислотостойким грунтом, в котором гравёр процарапывает рисунок стилусами (стальными иглами) разного диаметра, обнажая металл под ним. Эти открытые участки затем разъедаются кислотой, в которую погружают форму. В получившиеся углубления попадают чернила, которые затем пресс выдавливает на бумагу.
В отличие от штихеля, стилус легко процарапывает грунт, не требуя физических усилий от мастера. Офортист может прочерчивать как короткие штрихи, так и длинные изогнутые линии, исправлять или менять рисунок, создавать нюансы повторным травлением. Поэтому офорт подходит для изображения ландшафтов, жанровых сцен и неформальных портретов.
К этой технике часто прибегал Рембрандт. О том, насколько виртуозно он владел ею, рассказывает история гравюры «Мост Сикса» (1645). Художник и его друг Ян Сикс пошли на пикник. Но, будучи уже далеко от деревни, обнаружили, что забыли горшок горчицы, и отправили за ним слугу. Рембрандт побился об заклад, что сможет завершить травление до возвращения гонца — и выиграл.
Монотипия
В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, монотипия даёт лишь одно изображение. Её изобрели независимо друг от друга итальянский художник Джованни Бенедетто Кастильоне и фламандец Антонис Салларт в начале — середине 1640-х годов. Но из-за того, что эта техника нетиражная, она не пользовалась популярностью.
Процесс создания монотипии довольно прост и зачастую не требует использования печатного станка, благодаря чему её предпочитают новички. Изображение на лист из гладкого неабсорбирующего материала (металла, пластика, оргстекла, грунтованного картона и т. п.) можно нанести масляными или любыми другими небыстро сохнущими красками. Когда рисунок готов, на него кладут лист бумаги и получают отпечаток, пропуская через пресс или просто прижав рукой.
Эту манеру активно пользовал на рубеже XVIII и XIX века английский художник и писатель Уильям Блейк. После него технику мало кто использовал, пока с ней не начали экспериментировать Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Гоген и Пауль Клее. В XX веке монотипию популяризировали Елизавета Кругликова и Марк Шагал.
Меццо-тинто
Слово «меццо-тинто» (ещё одно название — «чёрная манера») в переводе с итальянского означает «полутона». В отличие от офорта, изображение здесь образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Мастер не создаёт углубления, а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски.
Художник сначала придаёт характерную шероховатость пластине с помощью качалки (гранильника) — широкого полукруглого Т-образного инструмента с ручкой. В полученных «заусенцах» удерживаются чернила — на этом этапе отпечаток с формы даёт поле насыщенного бархатисто-чёрного цвета. Затем, используя шабер (треугольное лезвие, закрепленное в рукоятке ножа) и гладилку (тупой инструмент с твёрдым и гладким закруглённым концом), гравёр сглаживает определённые участки доски. Нетронутые фрагменты на оттиске будут светлее, а полностью отполированные не удержат чернила и станут белыми.
Технику разработали во второй четверти XVII века в Амстердаме немецкий подполковник Людвиг фон Зиген и изгнанный богемский принц Руперт Пфальцский. Последний привёз этот метод в Англию, где он стал настолько популярен, что получил ещё одно название — «английская манера». С помощью меццо-тинто тиражировались известные полотна как действующих художников, так и мастеров прошлого.
Акватинта
Создание акватинты похоже на травление, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида печати.
Гравёр покрывает тщательно отполированную металлическую пластину зёрнами канифоли (или других огнеупорных смол) и помещает её над огнём. Между расплавленной смолой остаются просветы чистого металла, на которые воздействует кислота, куда после опускают пластину. Залакировывая те или иные области доски, а затем вновь опуская её в кислоту, мастер добивается большей глубины травления. После этого форму покрывают чернилами, кладут увлажнённую бумагу, одеяло из войлока, сукна или фетра, и пропускают под прессом, который выдавливает чернила с пластины на бумагу. В большинстве случаев мастер дополняет акватинту рисунком в технике сухой иглы или травлёного штриха.
Первым удовлетворительных результатов в экспериментах с акватинтой достиг французский печатник Жан Батист Лепренс в 1768 году. Однако её текстурные тонкости мало интересовали художников — за исключением Франсиско де Гойи, чьи гравюры в большинстве своём являются акватинтами. Его «Капричос» — самая известная серия, выполненная в этой манере.
Литография
Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной — обычно известняковой — плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»).
Изображение на идеально отполированную поверхность наносится жирным литографическим карандашом или тушью на масляной основе. После этого форму последовательно обрабатывают порошкообразной канифолью, тальком, гуммиарабиком или его комбинация с некрепким раствором кислоты. Смола закрепляет жирный рисунок, а кислота смягчает открытые участки камня, которые будут поглощать воду, но отталкивать печатную краску. Плиту поливают водой, которая впитывается только на фрагментах, обработанных кислотой.
На увлажненный камень наносят печатную краску на основе олифы, пристающую к непротравленным частям. Отпечаток получают, пропустив камень, накрытый листом увлажнённой бумаги, через литографский станок.
Литографию широко практиковали многие художники — от Джованни Баттиста Пиранези до Маурица Корнелиса Эшера, от Эжена Делакруа до Валентина Серова. Известный французский художник и скульптор Оноре Домье провёл полгода в тюрьме Сент-Пелажи за литографию «Гаргантюа», в которой он высмеивал короля Луи-Филиппа.
За 200 с лишним лет эта техника мало изменилась, разве что вместо тяжёлых камней чаще используют алюминиевые или цинковые пластины.
Линогравюра
В линогравюре для создания оттисков используется линолеум. Хотя это напольное покрытие было изобретено в 1860-х годах, в печати его впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии.
На лист линолеума толщиной 2,5 — 5 мм ножом или V-образной стамеской наносится рисунок. Матрицу покрывают краской, сверху кладут лист бумаги и прижимают прессом или вручную.
Цветные линогравюры можно печатать, вырезая отдельные формы для каждого цвета, как в ксилографии. Но можно использовать и один кусок линолеума, как сделал Пабло Пикассо, создавая «Женщину в шляпе» (19632): наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.
Благодаря простоте и дешёвым материалам этот метод широко используется в школах, чтобы познакомить детей с искусством эстампа. Поскольку линолеум относительно тонок и мягок, получить оттиск на бумаге можно и без печатного станка, а вручную — например, прижав тыльной стороной деревянной ложки.
Коллаграфия
Коллаграфия была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами. Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название) и создаётся путём наклеивания на основу различных материалов — тканей, пластика, песка, проволоки, фольги, гофрированного картона, растений и так далее.
Чернилами можно покрыть только выступающие фрагменты, а можно закрасить всю пластину, после чего убрать излишки с рельефа, оставив краску только между объектами. Для получения оттиска можно прогнать матрицу и бумагу через печатный станок, а можно прижать рукой или подручными инструментами.
Разработку техники коллаграфии приписывают американскому гравёру и уважаемому преподавателю Глену Альпсу (1914 — 1996). Однако, хотя он и популяризировал этот вид искусства, а также придумал сам термин «коллаграфия», первичные формы коллажа применяли ещё художники в XIX и начале XX века.
Трафаретная печать (шёлкография)
В шёлкографии изображения и надписи создают чернила, прошедшие на печатную поверхность сквозь сетчатую форму. Её делают из тонкой ткани (традиционно — шёлка, теперь — из терилена), плотно натянутой и прикреплённой к металлической или деревянной раме. На поверхности создаётся трафарет — области, непроницаемые для печатной краски.
Наиболее распространённый современный метод подготовки формы — перенос рисунка с прозрачной или майларовой плёнки на фоточувствительную эмульсию. Сетку покрывают тонким слоем эмульсии, наносят рисунок, после чего помещают в экспозиционный модуль с ультрафиолетовым излучением. Фрагменты рисунка блокируют воздействие света на поверхность сетки, а эмульсия вокруг изображения затвердевает. Фотослой под рисунком остаётся мягким и смывается водой.
Подготовленную форму крепят к доске на столе для трафаретной печати, а по всей поверхности изображения наносят слой краски, которая равномерно проходит на печатную поверхность сквозь сетку в тех местах, где нет фотоэмульсии. Если художнику необходим многоцветный отпечаток, описанный выше процесс повторяется с использованием отдельного трафарета для каждого цвета.
Трафаретная печать в узнаваемой форме появилась в Китае в эпоху империи Сун (конец X — начало XIII века), но в Западной Европе не получила широкого признания, пока шёлк не стал доступным материалом. Официальный патент на эту технику (screen-printing technique) получил в 1907 году англичанин Сэмюэл Саймон, который использовал её для печати обоев, а также нанесения рисунка на шёлковые и льняные ткани.
Популяризатором трафаретной печати как художественной техники считается художник Энди Уорхол. Его шёлкографии, включая диптих «Мэрилин» (1962) стали иконами поп-арта.