Огюст Ренуар: 6 историй о важном и неважном в жизни художника
0
1,045
просмотров
Огюста Ренуара не меняли деньги и слава, он терпеть не мог интеллектуалов и зануд, а больше всего боялся, что его дети станут «коммерсантами». Он ценил научные достижения, но был уверен, что наука встала на ложный путь: штучное производство заменяет серийным. Ренуару был не важен действующий политический режим и идеология — он предпочитал оставаться просто французом, обожающим Дюма и Ватто.
Фредерик Базиль. Портрет Огюста Ренуара, 1867.
Театральная ложа (На концерте), 1880 и Ложа, 1874

Огюст Ренуар едва не стал оперным певцом.

В церковном хоре, состоящем сплошь из мальчишек, 13-летний Огюст чувствовал себя на своем месте: большие органные трубы скрывали его от глаз молящихся, зато он видел и чувствовал всех. К утренней мессе приходили грузчики, торговки, рабочие, швеи и мясники. «Именно тут, в эти холодные зимние утра, я понял Рембрандта», — вспоминал Ренуар позже.

У него был красивый баритон, нотная грамота и сложные пассажи давались все лучше. Регентом хора и церковным органистом был тогда Шарль Гуно, еще молодой и неизвестный (опера «Фауст» появится только через 10 лет), всерьез подумывавший в эту пору своей жизни о принятии духовного сана. Регент был уверен: у Ренуара есть все шансы стать известным оперным певцом. Он дает мальчику частные уроки, уговаривает родителей выбрать для сына музыкальное образование, дарит билеты в оперу для всей семьи, обещает зачислить Огюста уже сейчас в оперный хор. Он сможет совсем скоро зарабатывать десятки тысяч в год!

Но большие деньги для Огюста ни сейчас, ни позже, никогда не будут убедительным аргументом. Подумать только — стоять на сцене у всех на виду, и никаких органных труб, за которыми можно спрятаться. Нет, опера точно не для него.

Ренуар. Автопортрет , 1876 и Ренуар. Автопортрет , 1899

У Ренуара были особые представления о богатстве и бедности.

Он не ездил первым классом и по 10 лет носил один костюм, в голодной юности ходил по немощеным улицам, чтоб не изнашивались туфли, а став знаменитым и богатым, купил поместье Колетты, чтобы спасти эту землю от вырубки 500-летних оливковых деревьев.

«Богатый» он говорил, когда имел в виду «настоящий». Считал пошлым хрусталь и богатыми — кривоватые зеленые бутылки, которые выдувались стеклодувами и не были похожи одна на другую, богатым для него был темный хлеб и поросшая мхом черепица, а бедными — подстриженные газоны, люстры, чехлы на мебели и книги об истории искусства в двух главах.

Ренуар не давал чаевых официантам, но щедро одаривал обманутых нотариусами и прочих несчастных, которые ежедневно просили у него денег для больного ребенка, умирающей тетушки и невинно осужденного мужа. Родные оберегали художника от наглых просителей-фантазеров, поэтому чаще всего «несчастные» подстерегали его по пути из дома в мастерскую. Но и для этих случаев мадам Ренуар придумала схему защиты: натурщица, завидев просителя, бежала в мастерскую и полностью раздевалась, быстро принимая живописную позу. Только опасение, что натурщица простудится, могло заставить Ренуара поскорее выпроводить визитера и топить вовсю камин, который для себя одного он никогда не разжигал.

Девушка за чтением Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1890
Клод Моне за чтением Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1872,
Читающая мадам Моне Пьер Огюст Ренуар Живопись, 1872,
Две девушки, читающие в саду Пьер Огюст Ренуар

Ренуар обожал Дюма-отца и всем сердцем ненавидел Дюма-сына.

Александр Дюма был настоящим развлекателем и изобретателем французской истории. Ренуар был уверен, что развлекателей (к которым он относил и себя самого) редко воспринимают всерьез и часто даже не догадываются, как сложно на самом деле заставить читателя или зрителя улыбнуться. Как только сыновья выучивались бегло читать, Ренуар подсовывал им «Трех мушкетеров» и любимую «Графиню де Монсоро», а страстные любовные истории, измены, подлости и прочие моральные отступления от воспитательной нормы считал проявлением настоящего душевного здоровья писателя.

Ренуар завидовал другу Виктору Шоке, который был знаком с гениальным развлекателем. Ренуар с восхищением выслушивал смешные и трогательные истории и сам рассказывал о писателе всем, кто готов был слушать: «И что за чудесный человек сам старик Дюма! Он, оказывается, плакал в тот день, когда ему пришлось убить Портоса!»

Дюма-сын безнадежно скучен и по-стариковски расчетлив. Он отказался от наследства отца, чтобы не платить его долги! Ренуар и Шоке в беседах о своем любимом писателе выносят сыну приговор: «Единственным оправданием «Дамы с камелиями» было бы заплатить долги «Дамы из Монсоро».

Клод за игрой и Жан рисует

Ренуар был безумным отцом.

Он все делал не так, как положено или кем-то доказано, он был волшебником, вдохновителем, сказочником. Чтобы угомонить маленького сына Жана на полчаса для позирования, ему прямо в мастерской читали Андерсена. Однажды в мастерскую во время такого детского сеанса заглянул кто-то из знакомых Ренуара и возмутился: «Зачем вы читаете ребенку эту ложь? Он будет думать, что животные разговаривают!» Ренуар улыбнулся и ответил: «Они и правда разговаривают!»

Ренуар с женой часто бывали в театре. Первый сын Пьер родился совсем недавно — и они просили соседку присмотреть за малышом, уезжая на очередную премьеру. В антракте вдвоем летели домой на фиакре, чтобы одним глазом взглянуть на спящего сына, и возвращались точно ко второму акту. Потом то же самое они будут проделывать с маленьким Жаном, независимо от надежности сиделки и родительского опыта.

Жан не был красавчиком, походил на лягушонка и, увидев его впервые, мать в шутку сказала: заберите от меня этого уродца. Но его волосы были — чистое золото. Сыновьям отращивали шевелюры, преследуя две цели: защитить голову от возможных травм и подарить Ренуару несколько новых вдохновляющих золотистых бликов на детских волосах. Жан распрощался с волосами, когда родился младший брат и любимая модель Ренуара — маленький Клод.

Пруд с утками и Жокеи на тренировке

Ренуар участвовал в художнических дуэлях.

Там не было шпаг и пистолетов, темпераментные художники выясняли отношения при помощи картин. Эдгару Дега однажды страшно понравился небольшой пейзаж, который Ренуар едва закончил. Не долго думая, Ренуар подарил коллеге картину. А в качестве ответного подарка получил пастель с изображением лошадей. Но подарки недолго радовали обоих художников: Ренуар пошутил, а Дега не любил шуток по поводу своих убеждений.

Франция тогда разделилась на две части: одни были за еврея Дрейфуса, другие — против еврея Дрейфуса. Еврей Писсарро, а вместе с ним Гийомен и Гоген, Сезанн и Золя, написавший знаменитую статью в защиту Дрейфуса, убеждены, что осужденный невиновен и пострадал именно из-за нетерпимости французов к евреям. Дега, уверенный антисемит и французский аристократ, вместе с несчастным Дрейфусом презрительно фыркает в сторону бывших друзей, отпетых социалистов. А Ренуар… Ренуара смешит та ярость, с которой бывшие друзья рвут связи и перестают общаться.

В разгар этой дрейфусарской истерии Писсарро пригласил Ренуара участвовать в очередной выставке импрессионистов. Дега разволновался: «Вы же откажетесь?» «Чтобы я выставлялся с Писсарро, Гийоменом и Гогеном, этой шайкой евреев и социалистов, да вы с ума сошли! Я слишком боюсь себя скомпрометировать!» — улыбается Ренуар.

Дега шутку не оценил, в бешенстве он возвращается домой и тут же отправляет Ренуару назад его несчастный пейзаж. Не раздумывая ни минуты, Ренуар с тем же посыльным возвращает Эдгару Дега его злосчастную пастель.

Дорога в Лувесьенне и Новый мост

Политика для Огюста Ренуара была делом второстепенным и не стоящим внимания.

«У толпы нет мозгов!» — шутил Ренуар, вспоминая историю о том, как его приняли за шпиона, рисующего план набережных Сены, и едва не утопили на месте. Быстро собравшиеся зеваки вошли в азарт и требовали немедленной расправы над шпионом. Но случилось чудо: гвардейцы решили не топить Ренуара, а расстрелять.

Расстрел решено было перенести в мэрию, но чудо случилось еще раз. Уже попрощавшись мысленно с жизнью, Огюст шел на расстрел и вдруг увидел знакомое лицо — это был Рауль Риго, беглый журналист-республиканец, которого несколько лет назад Ренуар спас от голодной смерти и поимки. Теперь Риго был комиссаром полиции и важным человеком, в честь художника поймавшие его гвардейцы бодро спели Марсельезу и отпустили с заветным пропуском.

В Париже уже была Коммуна, а за его пределами — версальцы-монархисты, между ними — аванпосты. Пропуск республиканцев у него уже есть, а значит, теперь можно смело навещать семью, которая пережидает парижскую бойню в Лувесьенне. Пропуск версальцев тоже окажется у художника в кармане совсем скоро — еще один старый друг позаботился. Главное — не показывать ни одной из сторон пропуск противника — иначе от расстрела уже никакое чудо не спасет.

Между аванпостами Ренуар нашел дерево с вместительным дуплом. Перед пересечением границы он брал из дупла нужный пропуск, а опасный прятал. Идя назад, совершал спасительный обмен. У него была семья по одну сторону и пара незаконченных картин — по другую.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится