Много вопросов и цитат
У современных школьников возникают вопросы: «Что это красное на шее у девочки? Почему она в черном: в доме траур? Почему в руках у мальчика такое „странное“: а где школьный рюкзак? Почему мальчик так нелепо одет?» И даже такой вопрос: «А что, двойка это так уж страшно? Это же всего лишь оценка!"
Ответим на все вопросы и, надеемся, подстегнем старших родственников к дальнейшим воспоминаниям и общению с детьми по поводу живописи и образования. Кстати, современные бабушки и дедушки могли лицезреть репродукцию картины Решетникова в своих учебниках по русскому языку. Да что — учебники?! Во многих семьях висели плакаты с «Опять двойкой» в качестве предупреждения: Учись хорошо!
А на самой картине, на стене, можно разглядеть репродукцию другой работы Решетникова — художник процитировал свое полотно «Прибыл на каникулы», на котором бравый мальчик-отличник рапортует дедушке о своих успехах. Вот такой контраст с учеником-неудачником. Отметим, что картина «Прибыл на каникулы» стала рекордсменом СССР в 1948 году: тираж открыток с ней составил 13 000 000 экземпляров.
Позже Федор Решетников и «Опять двойку» процитирует на своей картине «Переэкзаменовка» (1954 год). На ней изображен паренек, который не может откликнуться на призывы своих друзей и побежать на улицу. Он мрачно грызет карандаш: ему еще предстоит исправлять плохие оценки осенью. А на стене, над головой несчастного приколот лист с репродукцией картины «Опять двойка».
Предвосхищая детские вопросы о том, что такое переэкзаменовка, сразу ответим: в 50-ые годы прошлого века в СССР те школьники, которые учились недостаточно хорошо, должны были продолжать осваивать учебный материал летом, чтобы осенью подтвердить свое право учиться дальше. Подобная система позже была отменена, но до сих пор находятся ее адепты. Мол, нужно стараться, учиться, преодолевать себя, а не в футбол с мальчишками гонять, тем более — на компьютере или планшете.
Вначале планировался отличник
Федор Павлович Решетников сначала хотел написать еще одну картину об отличнике. Но уже не в домашнем, а в школьном антураже. Специально посещал московскую школу и внимательно следил за ребятами. Учительница, чтобы помочь художнику с натурой, вызвала к доске лучшего ученика. Но тот, как назло, не знал правильного ответа на заданный вопрос. Очень смутился, покраснел, а на его лице изобразилось такое расстройство, что художник, который склонялся к очередному оптимистическому шедевру из разряда «Опять пятерка», вдруг понял, что лучше резко сменить тему.
На первой версии картины «Опять двойка» неудачливый школьник находится в классе. Учительница стоит рядом, одноклассники пытаются подсказывать. Эта работа до сих пор хранится в музее села, где родился и провел детские годы Решетников.
Такая версия была отвергнута художником, когда однажды с плохой отметкой в дневнике домой вернулась его собственная дочь. Домашние распереживались. Но то, что плохо для реальных людей, хорошо для художника-бытописателя: ведь сразу столько эмоций на лицах, и все просятся на бумагу. В результате Решетников написал, по сути, антагониста своей работе «Прибыл на каникулы».
По одной из версий, позировал художнику все тот же смущенный отличник, который подтолкнул Решетникова сменить концепцию. Но нам кажется более правдоподобным другой вариант развития событий. Во дворе художник высмотрел среди играющих в футбол мальчишек вратаря: вихрастого светловолосого мальчугана с пухлыми губами и носом картошкой. Он был такой славный, что просто просился на картину, хоть и картину-предупреждение. Самому мальчишке художник не рассказал, что пишет с него двоечника. Нужное выражение паренек изображал, когда Решетников предлагал ему представить, что ему забили гол.
Собаку тоже «обманули». Ее поза и жизнерадостность обуславливаются тем, что животинке подвесили колбасу на веревочке. И вот она к ней счастливо тянулась, пока художник ее писал.
Набросков для картины Решетников сделал более сотни. И самих картин было несколько, потому что Федор Павлович нередко писал варианты, чтобы остановиться на лучшем. Одна из таких картин обнаружилась в Майами: Московский АРТ-фонд выкупил работу. А оригинал «Двойки» находится в Третьяковской галерее.
Спрашивали? Отвечаем!
А теперь ответы на часто задаваемые современными мальчиками и девочками вопросы, которые мы заявили в начале текста.
Что это красное на шее у девочки?
Это пионерский галстук, свидетельствующий, что девочка принадлежит к Всесоюзной пионерской организации имени В. Ленина. Ее целью было воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза, единственной партии в стране. Сама детская организация возникла в 1922 году и до смерти Ленина носила имя Спартака. В пионерскую организацию принимали школьников от 9 до 14 лет. Ребят помладше в те времена посвящали в октябрят, школьники постарше вступали в комсомол.
Судя по возрасту, на шее изображенного мальчика тоже должен был бы красоваться пионерский галстук. Но его нет. Этим художник хотел подчеркнуть, что плохая успеваемость не позволила школьнику стать пионером.
В 50-ые годы прошлого века основными законами для пионеров были такие:
1. Юный пионер верен рабочему классу;
2. Честен, скромен, правдив и не ленив;
3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;
4. Исполнителен;
5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;
6. Бережлив и уважает общеполезный труд.
Свое существование пионерская организация прекратила 28 сентября 1991 года, почти одновременно с распадом СССР.
Почему девочка в черном: в доме траур?
Нет, это не траур. Такой была будничная школьная форма для девочек: коричневое платье, черный передник. По праздникам девочки носили белый фартук и банты, как на картине «Прибыл на каникулы». Кстати, банты во многих школах были обязательным атрибутом. «Без бантиков девочка выглядит неопрятно», — считали многие директора советских школ. Причем младшеклассниц часто обязывали носить бантик на макушке. Девочки постарше уже могли отрастить косы и с макушки сместить свой бантик вниз. Обратите внимание на белые нарукавнички и воротничок на форме ученицы. Это тоже был обязательный атрибут, который нужно было нашивать на платье и держать в чистоте. В школах существовали специальные дружины, которые ходили по классам и проверяли чистоту детских воротничков. Та девочка, чей воротничок оказывался грязным, подвергалась порицанию: ее считали грязнулей и могли пропесочить в школьной стенгазете. Конечно, в каждой конкретной школе установки могли варьироваться, но чаще всего было именно так.
Почему в руках у мальчика такое «странное»? А где школьный рюкзак?
У главного героя в руках не «странное», а школьный портфель. В 50-ые годы ранцы носили только младшеклассники. Школьные рюкзаки разных форм и расцветок появились и вошли в моду в начале 90-х. А до этого ученики еще успели пережить моду на дипломаты — чемоданчики из искусственной и натуральной кожи.
Почему мальчик так нелепо одет?
Да, сейчас вряд ли можно заставить современного школьника носить такое вот пальтишко с воротником из «искусственной чебурашки». Но для 1952 года такая одежда могла даже считаться некоторым шиком. Вообще, изображенная семья явно не бедствует: у мальчика в портфеле есть коньки, а его младший братишка катается по немаленькой по тем временам квартире на велосипеде.
А что, двойка это так уж страшно? Это же всего лишь оценка?
Дети, задающие такой вопрос, немного лукавят. Да, сейчас семейство почти в полном составе не состроит скорбные лица из-за плохой отметки. Более того, особо заботливые родители не станут напрягать свою кровиночку хорошо осваивать сразу все предметы. Они, скорее всего, заметят, к чему склонно их чадо и выберут учебное заведение под эти наклонности. Но установка: «Хорошо учись! Пригодится!» — была, есть и останется еще надолго, если не навсегда.
Отношение же родителей к успеваемости детей в те времена замечательно выразил поэт Андрей Усачев, написавший стихотворение непосредственно к картине Федора Решетникова.
«Глядит с немым укором мать, сердитый взгляд сестрицы Веры:
„По сочинению… Опять?! Тебя не примут в пионеры!“.
И Вовка, маменькин сынок, глядит, злорадствуя на брата:
„Меня не взял ты на каток… Дурак! Вот так тебе и надо!“
Когда же вечером отец придет со своего завода…
И горке и катку — конец, прощай, друзья, прощай, свобода!
И только преданный Дружок не огорчается нисколько.
Он счастлив, что домой пришел его товарищ лучший — Колька!
Он тычет в друга мокрый нос: „Рад тебе! Чего ж ты грустен?“.
Не понимает славный пес, что больше их гулять не пустят!»