картины перевозили с недостаточными предосторожностями (до них ли было?) и часто хранили в неподходящих для этого местах, где сырость и температура разрушали древние полотна. Так что впоследствии реставраторам приходилось задействовать весь арсенал техник, восстанавливая полотна. Вашему вниманию — истории о самых известных из спасенных шедевров.
Сандро Боттичелли, «Весна»
Судьба шедевра Боттичелли непроста: в 1499 году он попал в коллекцию Лоренцо Медичи, а в 1537 был перевезен в Кастелло и вплоть до угасания рода (что произошло в 1743 году) находился там.Сегодня это произведение великолепного итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли называют одной из самых известных картин западного искусства (впрочем, также одной из наиболее часто анализируемых и вообще обсуждаемых картин в мире).
В 1815 г. картина была зачислена в запасники флорентийского дворца Уффици как «не особенно ценная», а в 1853 г. художественная академия получила ее в свое распоряжение для изучения молодыми художниками. В 1919 г. «Весну» вновь вернули в Уффици — теперь уже галерею. В общем, 400 лет картина перемещалась по закромам, как вдруг в начале ХХ века стала известной и популярной.
Во время же итальянской кампании в ходе Второй Мировой Войны шедевр перевезли в замок Монтегуфони неподалеку от Флоренции, чтобы защитить от бомбежки. Впоследствии картину вернули в Уффици, где она и находится нынче среди главных шедевров галереи. В 1982 г. «Весну» реставрировали: с неумолимым ходом времени краски потемнели, покрывшись слоем пыли. Реставраторам удалось вернуть картине ее оригинальные цвета и то, что арт-критики романтично называют «вибрацией».
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем»
«Даме с горностаем» досталось не меньше. Картину неоднократно переписывали разные художники — и известные, и не очень. В частности, претерпел изменения фон (в оригинале он был светлее, и вообще на заднем плане было то ли окно, то ли дверь). От работы Ленардо остались, собственно, лишь дама и горностай (у дамы, кстати, еще была прозрачная вуаль), да и тех слегка «подправили». Надпись на картине также выполнена не Леонардо, а купившим ее в начале XIX века Адамом Чарторыйским, который предполагал, что это изображение той же женщины, что и на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. Так картина попала в Краков, потом в Париж — и обратно в Краков.Это один из всего лишь четырех женских портретов кисти Леонардо (включая «Мону Лизу», разумеется): вопрос отношений великого мастера с женщинами будоражит умы исследователей до сих пор.
Что автор произведения — Леонардо, выяснилось достаточно поздно: еще в каталоге его работ XIX века «Дама с горностаем» не упоминается. Во времена обеих мировых войн картину пытались уберечь от повреждений и уничтожения, по возможности спрятать. Но в сентябре 1939, оккупировав Польшу, нацисты все-таки прибрали шедевр к рукам. В 1946 году многострадальное полотно было возвращено Польше и до сих пор содержится в краковском Музее Чарторыйских.
Невзирая на культурную современность, шедевр «страдает» с течением времени: экспертиза показала, что каштановая доска, на которой да Винчи писал картину, стала более хрупкой по вине… жучков-короедов! Кроме того, все изображение покрыто сетью трещин — так называемых кракелюров. Но, справедливости ради отметим, что именно благодаря технике рисования Леонардо картина сохранилась до сих пор в удовлетворительном состоянии. На данный момент требуется детальная экспертиза картины и реставрация. А пока что принято решение не вывозить картину из музея на протяжении десяти лет — ей, так сказать, возраст уже не позволяет.
Эдуар Мане, «В оранжерее»
Эдуард Мане (Edouard Manet), один из художников, стоявших у истоков импрессионизма, написал картину «В консерватории» в 1878—1879 годах. Картина выполнена маслом на холсте. Когда она была выставлена, арт-критики зашипели: «руки и лица выписаны детальнее, чем обычно; неужто Мане идет на уступки публике?"
Пока импрессионисты не пользовались ни большим спросом, ни особенным уважением, Жан-Баптист Фор, французский певец, композитор, а главное коллекционер произведений Мане, купил «В консерватории» за «ничтожную сумму» в 11000 франков. На время войны картина пропала (да и, вероятно, не до ее поисков было). А после войны в 1945 году шедевр нашелся в немецкой солевой шахте среди огромного количества других произведений искусства и драгоценностей, прихваченных нацистскими мародерами.
Размер полотна 115 Х 150 см, сегодня его можно увидеть в Старой национальной галерее Берлина.
Рембрандт Харменс ван Рейн , «Ночной дозор»
Начнем с того, что «Ночным дозором» свою картину Рембрандт (Rembrandt van Rijn) не называл. Ее оригинальное название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рётенбюрга». Дело в том, что картина написана в 1642 году и с тех пор порядком изменилась. В частности, о ночи речи не шло вообще: изображенные события происходят днем. Но обнаружилось это лишь в 1947 году после реставрации: за 300 лет картина покрылась слоем копоти. Кроме того, лак, которым художники покрывают картины маслом, вначале абсолютно прозрачный, со временем желтеет и темнеет. Так и наступила ночь на известнейшей картине Рембрандта.Рембрандт, «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рётенбюрга» — знаковое произведение, более известное как «Ночной дозор».
Есть и серьезная чисто детективная улика: положение тени от левой руки капитана Кока. Судя по нему, время — не более 2 часов пополудни.
Вообще, шедевр повидал на своем веку немало: его дважды резали ножом (сапожницким и простым ножом для хлеба). Оба раза картину восстанавливали, но следы, конечно, остались. Еще на нее брызгали кислотой — но вовремя подоспели охранники и спрыснули место поражения водой. Кислота повредила только лак, и картина была полностью восстановлена. На данный момент «Выступление стрелковой роты…» хранится в амстердамском Государственном музее. Шедевр регулярно реставрируют, и, таким образом, картина регулярно «омолаживается», чтобы затем вновь пройти через все стадии сумерек.
Ян Вермеер, «Астроном»
Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом (Frans Hals) нидерландский художник Ян Вермеер (Jan Vermeer) считается одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. В 1668 году он окончил работу над картиной «Астроном». Эта сравнительно небольшая картина (51 Х 45 см) выполнена маслом на холсте и сегодня она хранится в Лувре.На тыльной стороне картины «красуется» черная свастика, оставленная Адольфом Гитлером, — таким суровым способом фюрер выразил свои чувства к шедевру.
Нередко встречаются сведения о том, что Вермеер был одним из любимых живописцев Гитлера (а именно «Астроном» — одним из любимых произведений), который, как известно, и сам сперва мечтал стать художником. Потому и неудивительно, что в 1940 году, стоило немцам вторгнуться во Францию, картина была похищена у ее владельца Эдуара де Ротшильда.
Завладев картиной, фюрер поставил на ее тыльной стороне штамп в виде черной свастики. Но, как известно, Гитлер войну не пережил, а вот ограбленный им Ротшильд — таки да! И после войны коллекционер не преминул напомнить о своих правах на шедевр. Но и здесь не все пошло гладко: наслаждаться шедевром в индивидуальном порядке коллекционеру оставалось не слишком долго, потому как в 1983 году французское правительство изъяло картину в уплату налогов за наследство. В том же году картина наконец была благополучно доставлена в Лувр и после небольшой реставрации выставлена. Свастику на тыльной стороне закрашивать не стали — таким вот замысловатым образом все-таки удалось фюреру сделать свой сомнительный вклад в искусство.