Пластинчатые доспехи римских солдат
855
просмотров
Железная одежда лорика сегментата на Колонне Траяна и в находках археологов.

Благодаря своей правильной организации, военной выучке и прекрасному снаряжению римская армия создавала в глазах противника впечатление непреодолимой мощи. Все солдаты на поле боя носили щит, шлем и доспех, защищавшие от любого метательного, колющего или рубящего оружия противника. Доспехи внушали солдатам ощущение собственной неуязвимости на поле боя и тем самым побуждали их к более смелым и активным действиям. Наиболее известной разновидностью доспехов являлась лорика сегментата. Попробуем разобраться, как выглядел этот пластинчатый доспех, основываясь на изображениях Колонны Траяна и археологических находках.

Терминология

Широко известный сегодня термин лорика (lorica) происходит из латыни и в самом общем смысле обозначает защитный доспех — безотносительно его устройства или способа ношения. Римский антиквар и грамматик Марк Терренций Варрон, объясняя происхождение и значение этого термина, выводит слово lorica из lorum — «ремень». К этому выводу он приходит,

«поскольку её делали для защиты груди из кожаных ремней. После того, как в обиход был введён галльский панцирь, так же стала называться рубаха из железных колец».

Бронзовая статуэтка римского солдата II века, облачённого в лорику сегментату. Британский музей, Лондон.

Как видно из этого объяснения, под лорикой Варрон прежде всего понимает кольчугу. В этом отношении ему вторит ещё один грамматик — Исидор Севильский:

«Доспех (lorica) так назван, поскольку не имеет ремня (lorum) и состоит лишь из сцепленных одно с другим железных колец».

Из других источников известны описания лорики из пригнанных друг к другу пластин (lamina) или чешуй (squama), которые носили как сами римляне или их союзники, так и их противники. Тацит противопоставляет тяжёлые пластинчатые доспехи сарматов, «которые у них носят все вожди и знать», лёгким, не сковывающим движение кольчугам (lorica) римлян. Наконец, упоминания о статуях императоров, облачённых в доспехи (statua loricata), судя по виду этих статуй, подразумевают в данном случае цельнометаллические доспехи.

Поскольку римские источники редко различали конкретные разновидности доспеха, современная оружиеведческая терминология имеет несколько искусственный характер и преимущественно восходит к университетской латыни XVII–XVIII веков. По способу бронирования и форме элементов брони различают кольчуги (lorica hamata), чешуйчатые панцири (lorica squamata), ламеллярные доспехи (lorica lamellata), а также пластинчатые сегментированные доспехи (lorica segmentata), о которых и пойдёт далее речь.

Как и другие вышеперечисленные названия, термин lorica segmentata является современным неологизмом — в античных источниках он не встречается. О том, как называли этот доспех сами римляне и называли ли как-либо вообще, мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее сегодня термин lorica segmentata имеет определённую традицию использования, он принят не только в академической среде, но и среди многочисленных реконструкторов, воспроизводящих облик римской армии императорского времени. Поэтому, несмотря на всю его условность, мы также будем пользоваться этим термином в дальнейшем за неимением лучшего.

Римские легионеры на Колонне Траяна

На протяжении последних 300 лет лорика являлась наиболее узнаваемым доспехом римской армии. Своей славой она обязана прежде всего изображениям на Колонне Траяна, воздвигнутой в 112 году в Риме в ознаменование победы над Дакией. Рельефный фриз Колонны воспроизводит историю Дакийской войны и включает почти 2000 человеческих фигур, изображающих римских солдат, их союзников, а также моряков, обозных слуг и варваров. Римские легионеры (622 фигуры) изображены единообразно облачёнными в лорики, в то время как солдаты вспомогательных когорт (461 фигура) и всадники (82 фигуры) обычно носят кольчугу или чешуйчатый доспех.

Это неравномерное распределение вооружения породило в литературе множество разнообразных спекуляций, которые проникли в живопись и кинематограф. Здесь, в свою очередь, возникли новые мифы, которые продолжают оказывать обратное влияние на массовую культуру. К примеру, создатели эпического «Гладиатора» (1999), несмотря на весьма условный реализм показанного на экране оружия и доспехов, постарались всё же сохранить это различие между легионерами и ауксилариями: первые все как один изображены носящими лорики, а вторые показаны носящими кольчуги.

Фрагмент рельефа Колонны Траяна, изображающий римских легионеров в тяжёлом вооружении.

Исследователи, специально изучавшие этот вопрос, неизменно подчёркивают, что изображения на рельефах Колонны являются произведением искусства, содержание которого в первую очередь определяли каноны жанра. Та степень единообразия военного снаряжения, которую мы видим на этом памятнике, является художественной условностью. В действительности снаряжение солдат римской армии в это время отличалось большим разнообразием. Например, на рельефах современного Колонне памятника — монументального Трофея Траяна из Адамклисси — римские легионеры в большинстве своём носят кольчугу и чешуйчатый доспех, а не лорику. Ту же вариативность военного снаряжения мы видим на рельефах Колонны Антонина, воздвигнутой в Риме между 176 и 192 годами в честь побед, одержанных императором Марком Аврелием в ходе Маркоманнской войны 166–180 годов. Наконец, остатки пластин и элементов крепления лорики в немалом числе обнаруживаются при раскопках укреплений, занятых солдатами вспомогательных отрядов. Эти находки свидетельствуют о том, что служившие в римской армии ауксилиарии носили лорику точно так же, как легионеры носили кольчугу и чешуйчатые доспехи.

Фрагмент пьедестала Колонны Антонина Пия в Риме, изображающий сцену императорского апофеоза. Преторианцы облачены в пластинчатые панцири, по своему виду весьма схожие с тем, в который облачена фигурка солдата из Британского музея. В отличие от археологических находок, в которых нагрудная секция представлена цельной пластиной, здесь она состоит из нескольких частей.

Первые реконструкции

В конце XV века появились первые рисунки отдельных сцен рельефного фриза Колонны Траяна, а в 1576 году Франческо Вильямена опубликовал набор из 130 гравюр, воспроизводивших его целиком. Эти гравюры положили начало дальнейшим изображениям римских воинов на книжных иллюстрациях или художественных полотнах XVII–XIX веков, которые представляли сцены из Священного писания или сюжеты из входившей в моду античной истории. Создававшие их художники обычно имели весьма смутное представление об устройстве доспеха и заботились скорее о воспроизводстве его внешней формы. Большинство изображений того времени представляют римский доспех как нечто, состоявшее из нескольких рядов горизонтальных пластин, которые опоясывали тело воина, и вертикальных пластин, проходивших над плечами.

Вопрос о том, как в действительности был устроен доспех и как друг с другом соединялись пластины, впервые возник у музейщиков, которые в последней четверти XIX века стали украшать экспозиции манекенами воинов в натуральный рост. Чтобы надеть на манекен «римский доспех», его сперва приходилось изготовить, а это ставило перед специалистами чисто технические вопросы о его устройстве.

Картина Эдварда Пойнтера «Верный до смерти» (1865) даёт хорошее представление о том, как римский доспех представляли художники середины XIX века.

Одну из первых попыток такого рода реконструкции предпринял отставной лейтенант армии Вюртемберга Карл Гимбель. Он долгие годы посвятил изготовлению манекенов, облачённых в доспехи воинов, начиная с эпохи античности и до позднего средневековья. По итогам своих трудов он в 1902 году опубликовал целый альбом фотографий, почётное место в котором занимал римский легионер в пластинчатом панцире. Главным источником для Гимбеля, как и для его предшественников, являлись изображения с Колонны Траяна, которые он дополнил рядом известных к тому времени археологических находок. Автор реконструкции полагал, что металлические пластины нашивались на кожаную основу, имевшую форму жилета. Доспех состоял из двух боковых секций, соединявшихся сзади при помощи шарниров. Воин надевал его, просунув руки в боковые вырезы, а затем застёгивал доспех спереди ремнями и пряжками. В свете более поздних открытий это предположение оказалось не таким уж далёким от истины, однако Гимбелю явно не хватало археологического материала, чтобы понять, как в действительности была устроена система крепления отдельных частей доспеха.

Реконструкция римского легионера Карла Гимбеля.

Лорика из Корбриджа

Важнейшим ключом к достоверной реконструкции римского доспеха стала находка, сделанная Чарльзом Дэниелсом в Корбридже. Когда-то здесь находился римский форт Корстопитум, в котором в качестве гарнизона размещалась ala Gallorum Petriana. Около 105 года жившие в северной части острова варварские племена напали на римские пограничные укрепления. Лагерь при этом получил серьёзные повреждения и впоследствии был перестроен. Часть мусора строители утилизировали на дне колодца, находившегося на территории римской принципии. Во время раскопок в 1964 году здесь были обнаружены шесть комплектов пластин, относящихся к боковым секциям панциря, две нагрудные секции, наплечники, а также несколько разрозненных фрагментов и мелких деталей. Хотя железо превратилось в ржавчину, все пластины остались на своих местах, что позволяло легко воссоздать первоначальный порядок их набора. С внутренней стороны пластин сохранились отчётливо видимые следы кожаных ремней, использовавшихся как элементы крепления. Бронзовые крючки и петли также сохранились на своих местах. Интересно, что все найденные части принадлежали разным доспехам. По-видимому, они хранились все вместе где-то на складе в ожидании ремонта, однако по неизвестной причине оказались не в ремонтной мастерской, а на дне колодца, где их и обнаружили археологи.

Клад из Корбриджа включал фрагменты римских доспехов, оружия и других предметов, брошенных в колодец в начале II века н.э. Реконструкция Питера Коннолли.

Х. Рассел Робинсон, хранитель оружейной коллекции Лондонского Тауэра, основываясь на этой находке, выполнил реконструкцию римского доспеха из Корбриджа. Согласно его предположению, доспех состоял из шести частей: пары боковых секций, пары секций для верхней части груди и спины, а также пары наплечников, жёстко соединявшихся с предыдущей секцией. Всего в состав доспеха входило 40 железных полос и пластин, соединявшихся в 12 секций при помощи ремней, приклёпанных к внутренней их части. Отдельные секции, в свою очередь, крепились друг к другу посредством бронзовых крючков и петель, а также ремней и пряжек, часть которых находилась с внутренней стороны, а часть с наружной. Такая структура позволяла легко разбирать доспех и складывать его для транспортировки и хранения. Последующая сборка и одевание также не составляли особой трудности. Очевидно, солдат надевал панцирь собранным на спине, а спереди застёгивал самостоятельно. Пластинчатое покрытие плотно прилегало к телу. Вместе с тем оно отличалось гибкостью и совершенно не сковывало движения. Такой панцирь обеспечивал своему владельцу надёжную защиту от любых видов колющего, рубящего и метательного оружия.

Римская лорика сегментата из Корбриджа. Реконструкция Питера Коннолли. Источник: Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории

Лорика из Ньюстеда

Реконструкция Рассела Робинсона позволила учёным не только впервые наглядно представить, как на самом деле выглядела римская лорика сегментата, но и сделать выводы относительно устройства доспеха более позднего времени, который был найден в Ньюстеде между 1905 и 1910 годами. В сравнении с панцирем из Корбриджа этот доспех обладает минимальным декором и состоит из меньшего числа пластин, жёстко соединённых друг с другом заклёпками. Многочисленные уязвимые бронзовые элементы крепления здесь были сведены к необходимому минимуму.

Нагрудная секция соединялась с боковыми при помощи трёх крючьев: одного в передней и двух в наспинной части доспеха. Правая половина панциря соединялась с левой не посредством ременных завязок, а при помощи более простой и надёжной системы бронзовых петель, входивших в прямоугольный паз на противоположной пластине, которая закреплялась на месте при помощи вставлявшегося в петлю Т-образного шпинделя. В ту же конструктивную схему вписываются находки крупных фрагментов доспеха в Карлайле и Кэрлеоне (Великобритания), Цугмантеле (Германия), Карнунте (Австрия) и Леоне (Испания), относящиеся ко II–III векам.

Римская лорика из Ньюстеда. Рисунок Питера Коннолли.

Находки в Калькризе

Долгое время считалось, что лорика сегментата появилась в римской армии около середины I века н.э., однако настоящий сюрприз археологам преподнесли раскопки у горы Калькризе близ Оснабрюка в Германии. Это место сегодня идентифицируется в качестве поля знаменитого сражения в Тевтобургском лесу, в котором германцы-херуски под предводительством Арминия уничтожили три римских легиона армии Квинтилия Вара. В самом начале раскопок в 1994 году здесь была найдена полностью сохранившаяся нагрудная пластина с элементами крепления, а также ряд фрагментов пластин, относящихся к плечевой секции панциря. Кроме того, были обнаружены бронзовые обоймы ремней, пряжки и другие элементы крепления, развеявшие последние сомнения относительно того, что использование лорики сегментаты в римской армии относится к гораздо более раннему времени, чем это считалось прежде. Уверенность окрепла ещё больше после того, как фрагменты элементов крепления лорики были обнаружены среди датируемых более ранним временем находок в лагерях Дангштеттен и Виндиш в альпийском регионе.

Римская лорика из Калькризе.

Осенью 2019 года раскопки у Калькризе ознаменовались новой сенсационной находкой: немецким археологам удалось обнаружить полный доспех относительно хорошей сохранности. При попадании в землю отдельные пластины панциря сложились, как меха в гармошке, и пластины спеклись друг с другом более чем на 2000 лет. К настоящему моменту грудная секция и плечи частично расчищены и восстановлены, а боковые части всё ещё находятся в общем блоке. На сделанных исследователями снимках просматриваются железные пластины панциря, отчётливо видны бронзовые петли, пряжки и другие элементы крепления. В небольшом объёме сохранились даже органические материалы — например, остатки кожи.

Новая находка позволяет по-новому взглянуть на эволюцию формы доспеха. Оказалось, что в сравнении с более поздними находками и изображениями легионеров на Колонне Траяна наплечники раннего панциря не имели развитых «рукавов» для защиты верхней части предплечий — эта деталь конструкции появилась много позже.

Реконструкция римской лорики из Калькризе.

Происхождение и хронология использования

Хронология использования лорики сегментаты теряется в дымке неопределённости. Находки в Дангштеттене датируются временем между 15 и 9 годами до н.э., что означает возможность ещё более раннего времени появления, чем принято считать сегодня. В этом плане заслуживает внимания гипотеза, которая акцентирует внимание на более высоких в сравнении с кольчугой защитных способностях пластинчатой брони обеспечивать защиту от стрел восточных лучников и привязывает появление и распространение лорики с направленными против парфян военно-политическими инициативами Августа в 20 году до н.э. Возможно, образцом для этого доспеха послужила броня гладиаторов-крупеллариев, о которой Тацит пишет, что она

«малопригодна для нападения, но зато неуязвима для наносимых врагом ударов».

Римская лорика сегментата из музея Корбриджа.

Правда, характер заимствования и направленность влияния кажутся неочевидными — в равной степени армейский доспех мог послужить образцом для создания гладиаторской брони. Кроме того, лёгкая и гибкая, совершенно не сковывающая движений лорика слишком сильно контрастирует с тяжестью крупеллариев, которые, по словам Тацита,

«валились на землю под бременем своих доспехов и уже не делали попыток подняться».

Хотя изображённые на Колонне Траяна легионеры единообразно облачены в пластинчатые панцири, сегодня очевидно, что в действительности вооружение римских воинов было гораздо более разнородным. Создавая такую картину, художник, должно быть, стремился представить зрителям римскую армию в более выгодном виде в сравнении с тем, какой, возможно, она имела на самом деле. Уместной кажется гипотеза, что лорика сегментата в представлении римлян являлась более ценным доспехом в сравнении с кольчугой — доспехом, который носила лишь какая-то часть римских воинов. Возможно, это были опытные старослужащие солдаты, стоявшие в первых рядах строя, поскольку такой доспех гораздо лучше, чем кольчуга, защищал от пущенных противником метательных снарядов. На эту возможность как будто намекает Вегеций, упоминающий о «тяжёлом панцире» (gravis lorica), а также прямо пишет Маврикий, согласно рекомендациям которого воины, сражающиеся в первых рядах строя, должны носить вооружение более тяжёлое и полное в сравнении со стоящими позади.

Памятник из Альба-Юлия на территории современной Румынии изображает римского солдата, облачённого в панцирь. Датировка изображения затруднена из-зи отсутствия контекста находки, но большинство исследователей сходится на второй половине II или даже начале III века н.э.

Многочисленные изобразительные источники и находки фрагментов доспеха свидетельствуют о широком его бытовании в I–III веках. Одним из последних изображений лорики является рельеф на триумфальной арке Септимия Севера, воздвигнутой в Риме в 205 году в ознаменование побед, одержанных императором над парфянами в ходе кампаний 195 и 197–198 годов. Возможно, к ещё более позднему времени относится изображение облачённого в пластинчатый доспех воина из дакийской Альба Юлии.

О времени исчезновения лорики из арсеналов войск мы можем только догадываться. Похоже, оно связано с военно-политическим кризисом второй половины III века, когда римская армия понесла огромные потери в людях, оружии и имуществе. При этом, как показывают находки из Испании, в отдельных медвежьих углах лорика оставалась на вооружении ещё в конце III и даже в начале IV века.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится