Томмазо Кампанелла (настоящее имя — Джованни Доменико) родился 5 сентября 1568 года на юге Италии, в Калабрии, в деревне Стило. С детства мальчик проявлял столь замечательное стремление постичь все науки, что в 13 лет едва не умер от воспаления мозга. Через пару лет Джованни постригся в монахи местного доминиканского монастыря, приняв имя Томмазо (Фома).
Неукротимый монах
Известно, что в эти годы Кампанелла уже выказывал несвойственную иноку непримиримость: он, например, требовал, чтобы папа римский уничтожил противные католицизму протестантство и ислам. В XVI столетии эта часть его убеждений никого не настораживала, удивляет другое — он не выступал против иудеев.
Последний факт, возможно, объясняется тем, что однажды, как пишут биографы, Кампанелла встретил под сводами монастыря невесть откуда там взявшегося загадочного старца и так подпал под его обаяние, что провел с ним много дней, после чего возвратился в обитель бледный, с искаженными чертами лица, блуждающими глазами, произнося какие-то никому непонятные слова-заклинания. Старцем был некий раввин, и он якобы посвятил Кампанеллу в тайны магии и астрологии.
Вскоре ничего не подозревавшие отцы-доминиканцы отправили беспокойного молодого человека в Козенцу защищать на диспуте доминиканскую идеологию против нападок собратьев-францисканцев, что он исполнил блестяще. Заметим, что неприязнь монахов разных орденов друг к другу была не меньшей, чем к представителям иных конфессий.
Кроме того, воинственный пыл калабрийцев проявлялся и в отношении иноземных захватчиков, то есть испанцев, в руках которых находился весь юг Италии вплоть до Неаполя. Пройдя весь путь гонений за постоянные бунты против монастырских порядков и увлечение мистикой, четырежды попав под арест по различным обвинениям и в конце концов заработав статус «подозреваемого в ереси», Томмазо на этом не остановился. В 1599 году он вместе со своими единомышленниками задумал освободить народ от тирании испанских захватчиков, тем более что, по его убеждению, сочетание и расположение звезд предсказывало успех данного предприятия.
Стило стал центром заговора; здесь монахи разных орденов — товарищи Томмазо собрались вместе, побратались и обдумывали способы освобождения родины от гнетущего ига. Главной задачей было объявлено изгнание из страны иезуитов (монахов ордена, возникшего в Испании). Сообщники Томмазо считали их худшими из врагов Евангелия.
Любопытно, что в этом сугубо христианском деле заговорщикам должен был прийти на помощь турецкий (читай, мусульманский) морской отряд под предводительством Гассана Сигале. Все было готово к исполнению плана, но два предателя донесли вице-королю неаполитанскому — и заговорщиков схватили.
Месть иезуитов
Томмазо Кампанеллу заковали в цепи и заточили в темнице замка Кастель-дель-Ово в Неаполе. К несчастью, он попал в лапы к тем самым ненавидимым им иезуитам, и главный инквизитор Клаудио Аквавива сделал все возможное, чтобы жестоко отомстить.
Кампанеллу подвергли чудовищным пыткам. Злоба палачей была так сильна, что во время истязаний они рвали у своей жертвы кожу, которая свисала лоскутьями. Он был неоднократно допрошен перед трибуналом инквизиции. Но лишь через несколько недель от Кампанеллы удалось добиться частичного признания в том, что он… мечтал создать республику.
Во время допросов в пыточной камере Томмазо стойко имитировал сумасшествие. Симуляция позволила бы ему избежать ответственности за свои поступки. Сумасшедших не предавали смерти. Инквизиторы были поставлены в тупик. Чтобы окончательно решить, безумен Кампанелла или нет, палачи предприняли изощренную пытку вельей (само слово означает «пробудитель»).
Это была пытка, которую никто не выдерживал. Кампанелле связали руки за спиной, затем его подтягивали и сажали на велью (треножник с острым колом). Веревку подтягивали и опускали, острие вонзалось в тело. Дикая боль, струившаяся из раны кровь — и так в течение сорока часов. Наконец, его, умирающего, перенесли в темницу, где он лишь через шесть месяцев пришел в себя после перенесенных ужасных страданий. Одному богу известно, как он вообще выжил!
После физического восстановления пришло и духовное укрепление.
Большую часть своих философских сочинений Кампанелла написал в темнице, где пробыл 26 лет. Среди его трудов: «Побежденный атеизм», «Несчастия Калабрии», «Город Солнца», «Письма к Галилею». За долгие годы, проведенные в заточении, он продолжал изучать астрологию, магию и медицину, где большим подспорьем для Томмазо стали труды врача и анатома Андреаса Везалия. В 1634 году ему удалось получить освобождение. Он тайно выехал из Италии во Францию.
Французский монарх Людовик XIII любезно принял философа, осыпал его милостями и с согласия Сорбонны издал его сочинения. Король был бездетен (как известно, из-за равнодушия к жене и женщинам), но, к удивлению придворных, Кампанелла предсказал скорое рождение наследника мужского пола.
Вскоре после появления на свет будущего короля Людовика XIV Кампанелла умер, будучи 70 лет от роду.
Чистая утопия
Кампанелла мечтал о строительстве на несовершенной земле копии Небесного града, Града Божьего или Города Солнца. Ведя рассказ в своем главном утопическом труде о городской коммуне, он имел вполне определенную цель: увлечь людей идеей создания общества, свободного от частной собственности, от социального неравенства и даже семьи. Он искренне полагал, что государство, целостность и неприкосновенность которого обеспечиваются жреческой магией, где все дети взяты на общественное воспитание, а трудоспособные граждане работают и занимаются науками и просвещением, имеет право на существование и будет жизнеспособно.
«Соляриев» — жителей своего фантастического града Кампанелла поселил на отдаленном острове Тапробана. Ими управляли высший судья и мудрец, которого величали Великим Метафизиком (философом). В то же время он являлся главой церкви и представителем Бога на земле. При нем находился триумвират: один заведовал военной администрацией, другой — искусствами, третий — сохранением «чистоты расы». Вместе четыре правителя имели почти безграничную власть. Будучи одновременно священниками и судьями, они выслушивали исповеди подчиненных, исполняли общественный культ, судили, приговаривали к смерти, изгнанию, кнуту, лишению общего стола и любви женщин.
По мнению Кампанеллы, все зло в жизни порождает эгоизм и не только индивидуальный, но и коллективный дух семьи. Частные интересы в Городе Солнца — это грех, который во что бы то ни стало следовало победить.
Трудно без содрогания читать жутковатые идеи, посвященные брачным отношениям. Суровый Томмазо беспощаден: пока человек будет любить свою жену, детей, отца и мать, он будет работать для них, а не для общества. В Городе Солнца постоянные браки не заключались, только временные связи, регламентируемые судьями. Этот вопрос был важен ради улучшения человеческой природы, а лучше сказать, породы.
Мужчины и женщины не имели общей спальной комнаты, и акт «воспроизводства» не должен был совершаться из пустого каприза или банального побуждения. Астрологи, изучая позиции звезд, предсказывали время, благоприятное для создания «временного союза», а мудрые судьи выбирали подходящие друг другу пары. Новорожденных тщательно осматривали, оставляя в живых лишь совершенно здоровых. Детей воспитывали всем коллективом.
Таланты и поклонники
Утопию «Город Солнца», написанную в тюремном каземате, впоследствии читали многие борцы за всеобщее счастье: итальянские карбонарии и французские коммунары, польские повстанцы и русские революционеры; знал и читал эту книгу Владимир Ленин. Поразительная жизнестойкость ее автора стала примером для подражания; у него учились «науке выживать» — выживать не ценой предательства, но ценою мужества и находчивости. В СССР творения утопистов всегда привлекали внимание, несмотря на очевидную нежизнеспособность предлагаемых ими идей.
В первые годы после победы Октябрьской революции в Москве, у Кремлевской стены был воздвигнут обелиск «в память о самых замечательных борцах за свободу». Среди прочих имен на сером граните было высечено и имя Томмазо Кампанеллы.