Сирия и Палестина являлись своего рода естественным «мостом» между двумя ближневосточными очагами цивилизации, Египтом и Междуречьем, и неизбежно становились театром военных действий, когда одна из этих сил вспоминала о своих имперских амбициях. Неудивительно, что книги Ветхого Завета пестрят описаниями войн и сражений, в которых участвовали древние евреи. Попробуем охватить историю библейского Израильского царства и осветить войны, в которых участвовали его жители. Однако надо учитывать, что история Израиля, написанная по Ветхому Завету, и история, составленная на основании археологических находок, — это две совершенно разные истории. Корреляция этих данных представляет собой серьёзную задачу, которая пока что не имеет общепринятого решения. В настоящем случае автор в целом придерживается реконструкций израильского археолога и историка Исраэля Финкельштейна, а датировки археологических памятников приведены по так называемой низкой (или краткой) хронологии.
Библейская версия
Согласно Ветхому Завету, истоки Израильского царства восходят к моменту, когда представители десяти северных колен Израилевых отказали царю Ровоаму, сыну знаменитого Соломона, в повиновении:
«И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошёл на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим. И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня». (3 Цар 12:18-19)
С этого момента древние евреи знали два государства: Израиль на севере и Иудею со столицей в Иерусалиме на юге. Первым израильским царём был избран Иеровоам, который сделал своей столицей небольшой городок Тирцу.
По библейским данным, вся приблизительно двухсотлетняя история Израильского царства была наполнена войнами и переворотами. Довольно часто царей свергали, и на место одной династии («дома») приходила другая. Тем не менее Израильское царство взяло под свой контроль огромные территории в Палестине и достигло большого могущества.
Археологические свидетельства
Археологические данные ставят под сомнение гладкий библейский нарратив. В первую очередь это касается существования развитой и могущественной державы царей Давида и Соломона, а также последующего её раскола на два сильных царства. Как водится, действительность была намного сложнее и запутаннее. Впрочем, насколько реальна приведённая ниже реконструкция, судить археологам и историкам будущего.
В раннем железном веке (конец XII — первая половина X века до н.э.) главным урбанистическим регионом Палестины была холмистая местность, ограниченная с севера Изреельской долиной и примыкающая на юге к более гористой Иудее. На этих холмах располагалось около 250 поселений с населением приблизительно в 45 000 человек. В последующем именно этот регион стал ядром территории Израильского царства. В южной части холмистого региона находилось плато Гибеон — Бейт-Эль, называемое так по его основным городам. Оно занимало площадь приблизительно 25×15 км. Сохранившиеся остатки казематных укреплений (casemate fortifications) и признаки внезапного прекращения существования большинства поселений плато являются основными археологическими источниками по предыстории Израильского царства.
По результатам раскопок установлено, что в конце железного века I — начале железного века IIА оказались покинуты городища Хирбет Раддана, эт-Тель и Хирбет эд-Даввара. Население больше в них не возвращалось, а в Тель эл-Фуле и самом Гибеоне вновь появилось только в конце железного века IIА (середина IX века до н.э.). Наконец, часть поселений уменьшилась в размерах и, безусловно, в численности населения.
Исраэль Финкельштейн связывает заброшенность поселений плато Гибеон — Бейт-Эль с походом фараона Шешонка I (библ. Шишак или Сусаким), основателя XXII династии правителей Египта. На основе библейских свидетельств поход как правило датируют 926 годом до н.э. Между тем, за исключением спорных хронологических выкладок, в пользу этой даты нет никаких доводов, так что, по словам исследователя, «кампания Шешонка I могла иметь место практически в любой момент в середине — конце X века до н.э.».
Помимо Ветхого Завета, основным источником по истории похода является оставленная Шешонком надпись на стене храма бога Амона в Карнаке. В этой надписи перечисляются палестинские города, в основном расположенные на плато, в долине Изреель и бассейне реки Эз-Зарка (иврит. Яббок) в Заиорданье. Хотя часть надписи повреждена, есть уверенность, что иудейские города в ней не упоминаются. Казалось бы, это согласуется с данными Ветхого Завета, согласно которым Иерусалим был спасён от «Сусакима» благодаря выкупу за счёт храмовых сокровищ (3 Цар 15:25-26). Это странно, поскольку фараон не преминул бы упомянуть любой подчинившийся ему, даже мирным путём, город.
Подведённые в 2010 году итоги новейших археологических раскопок в Иерусалиме доказывают, что в X веке до н.э. Иерусалим был всего лишь небольшим поселением, не имевшим монументальных построек, в том числе описанного в Ветхом Завете грандиозного Храма. Кроме того, население Иудеи в это время было намного меньшим, нежели в более северных регионах. Материальная культура города была чрезвычайна бедна. Наконец, свидетельства об иерусалимской экспансии на юг, в Шефелу и долину Беер-Шебы, относятся к более позднему времени — второй половине IX века до н.э. Всё это в совокупности опровергает библейские данные о существовании сильной монархии Давида и Соломона.
Вероятно, первые признаки развитой политической организации в Иудее относятся ко второй половине IX века до н.э. Что касается Шешонка I, то во время его правления Иудея была скромным вождеством, населённым немногочисленными земледельцами и скотоводами, управляемыми из небольшого поселения.
Гибеонская полития
Слабозаселённая Иудея, находившаяся вдали от важных торговых путей, не могла быть целью похода египетского фараона. Судя по надписи в Карнаке, его войско нацелилось на плато Гибеон — Бейт-Эль, Изреельскую долину и долину реки Эз-Зарки. В совокупности названные палестинские регионы являлись связующим звеном на пути из Египта в Сирию и далее в долины Евфрата и Тигра. По этой причине ещё со времени Амарнского периода (XII век до н.э.) они находились под пристальным вниманием египтян.
Исходя из анализа археологических свидетельств и отражённой в Ветхом Завете устной традиции, Финкельштейн предположил существование на плато Гибеон — Бейт-Эль в X веке до н.э. сильной политии. Израильский археолог связал её историю с традицией царства Саула, зафиксированной в библейских книгах, но в данном случае это не важно. Существенно то, что населённая как евреями, так и ханаанцами Гибеонская полития в какой-то момент своей истории настолько усилилась, что начала экспансию в соседние долины.
Имеются археологические свидетельства того, что расположенные в Изреельской долине ханаанские города были атакованы пришедшими с юга завоевателями. Среди этих городов следует выделить Мегиддо, в конце XI — начале X века переживавший новый расцвет. Город был уничтожен пожаром такой силы, что сырцовые кирпичи, из которых были сложены стены домов, приобрели ярко красный цвет. Не случайно раскапывавшая в 1930-х годах Мегиддо экспедиция Чикагского университета назвала его «городом красных кирпичей».
Возможно, кроме долины Изреель гибеонский вождь захватил также поселения долины реки Эз-Зарки, что поставило под его контроль путь из Филистии в Заиорданье. С одной стороны, это обстоятельство могло насторожить египтян и вызвать карательную военную экспедицию. С другой, фараон вполне мог сделать ставку на другую политию в Палестине. Потенциальным союзником Египта являлось вождество с центром в Тирце, предполагаемым основателем которого был библейский Иеровоам.
Палестинский поход Шешонка
Надпись фараона Шешонка I, которая повествует о его палестинском походе, высечена на портале, расположенном между храмом Рамсеса III и вторым пилоном храмового комплекса в Карнаке. По месту пребывания династии его часто называют Бубаститскими воротами. Основное содержание надписи составляет перечень из примерно полутора сотен имён собственных: названий поселений и народов, покорённых фараоном. Надпись дополняет рельеф, изображающий Шешонка и его пленников.
Исследователи выдвинули три различные версии касательно задач, выполнению которых мог служить палестинский поход Шешонка I. Во-первых, это могла быть попытка восстановить египетскую гегемонию в регионе. Во-вторых, поход можно понимать как попытку взять под контроль основные торговые пути в Палестине. Наконец, это могло быть просто грабительское мероприятие, имевшее целью разорение палестинских городов.
Археолог Б. Мазар предложил читать ряды Карнакской надписи Шешонка по принципу бустрофедона (то есть направление, в котором следует читать текст, варьируется от строки к строке: если первая строка читается справа налево, то вторая — слева направо и т.д.), выстраивая тем самым последовательность движения египетского войска в Палестине. С учётом археологических данных И. Финкельштейн реконструировал начальные этапы военной кампании в Палестине следующим образом: Хирбет-Кейафа — Рубуту — Аялон — Кирьят-Хаим — Кирьят-Йеарим — Бет-Харон — Гибеон. Крепость Хирбет-Кейафа могла выступать гибеонским форпостом, прикрывавшим юго-западную границу политии. На этом направлении гибеонцам угрожал филистимский город Гат.
После Гибеона на пути движения фараона и его войска находились такие центры как Мегиддо, Таанах, Адар и Тирца. К сожалению, невозможно воссоздать ни численность египетских войск, ни другие детали кампании. Можно только предполагать, что одним из союзников Шешонка в палестинском мероприятии могло быть иерусалимское вождество. Не исключено, что воспоминания об этих событиях дали толчок к возникновению позднейшей идеи существования объединённого (Иудея и Израиль) царства Давида и Соломона. Другими союзниками могли выступить филистимские города. Вероятно, в ходе кампании филистимский город Экрон был разрушен, что привело к возвышению Гата и Ашдода.
Единственным населённым пунктом холмистого региона, упомянутым в надписи Шешонка и детально исследованным археологами, является Гибеон. Тем не менее результаты раскопок пока не позволяют воссоздать точную картину истории города. Очевидно только, что в конце железного века I он был разрушен и полностью обезлюдел. Вероятно, в этом заключается основной результат похода фараона.
Следствием падения Гибеонской политии стало возвышение двух других вождеств: южного с центром в Иерусалиме и северного со столицей в Тирце. Последнее следует считать прообразом библейского Израильского царства.
Иеровоам и другие вожди
На основании археологических находок, библейских и небиблейских свидетельств можно восстановить только самые общие очертания истории Израильского царства в ранний период. Начало росту Израиля положил поход Шешонка I, по результатам которого место Гибеонской политии в центральной части Палестины заняло вождество со столицей в Тирце. Его правителем был Иеровоам. В начале своей карьеры, по замечанию Финкельштейна, он был типичным горским полевым командиром. Своей столицей Иеровоам сделал Тирцу.
Раскопки этого поселения обнаруживают не совсем стандартную ситуацию. Археологи уверенно идентифицируют Тирцу с городищем Тель эль-Фара к северо-востоку от Шхема (Сихема). В ходе раскопок 1946–1960 годов там было отрыто около 15 % поселения. Примечательно, что поселение раннего железного века IIА было неукреплённым и занимало не более гектара. В первой половине IX века до н.э. оно разрослось, его население увеличилось, однако около 840–830 годов до н.э. жители покинули город.
Тирца оставалась столицей при первых израильских царях, пока Омри не перенёс центр в Самарию. Выбор Тирцы как столицы объясняется в первую очередь её удачным расположением: город стоял на дороге из долины Иордана в область Гилеад, близ источников питьевой воды, и доминировал над соседними земледельческими районами.
По предположению Финкельштейна, Иеровоам заново основал Тирцу на месте заброшенного города бронзового века. При израильских царях она оставалась небольшим неукреплённым поселением. Казалось бы, отсутствие монументальной архитектуры говорит не в пользу столичного статуса Тирцы. Однако скромный характер места пребывания вождя вполне соответствовал уровню развития всей политии («Израильского царства») в первой половине IX века до н.э. Доводом в пользу столичного статуса является множество находок печатей, что свидетельствует о наличии бюрократического аппарата.
Впрочем, как отметил Финкельштейн, «нет корреляции между скромной природой места пребывания царей и возможностями царства к территориальному расширению». Пользовавшийся египетской поддержкой военный вождь вполне мог контролировать подвластный ему регион из неукреплённого места. Судя по всему, власть израильского царя распространялась на холмистый район к северу от Иерусалима, Изреельскую долину и западную часть Гилеада. Вероятно, границы первоначального Израильского царства приблизительно совпадали с пределами власти вождя Шехемской политии Амарнского периода.
В Ветхом Завете содержатся два дополнительных свидетельства о территории раннего Израильского царства. Во-первых, это указание на Иеровоама I как основателя святилища в Дане:
«И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане». (3 Цар 12:28-29)
Во-вторых, это опять же библейский рассказ о том, что в правление Ваасы царь Дамаска
«послал военачальников своих против городов Израильских, и поразил Аин и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь Киннероф». (3 Цар 15:20)
Исследователи пришли к выводу, что и возведение святилища в Дане, и экспансия царя Дамаска Бен-Хадада относятся к более поздним временам. Память об этих событиях была ретроспективно перенесена на полулегендарного Иеровоама I.
Детали политической истории Израиля после Иеровоама реконструируются только из Ветхого Завета. По библейским данным, это была достаточно насыщенная событиями и бурная эпоха. Первому царю наследовал сын, однако поклонение языческим божествам «вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли» (3 Цар 14: 34).
Первую израильскую династию уничтожил военачальник Вааса, который продолжил войну с Иудейским царством и довёл её до победного конца. Сына Ваасы сверг начальник колесниц Зимри (библ. Замврий). Придя к власти, он
«истребил весь дом Ваасы, не оставив ему мочащегося к стене, ни родственников его, ни друзей его». (3 Цар 16:11)
Согласно библейской традиции, новый царь правил всего семь дней. Сражавшиеся в Филистии израильские солдаты провозгласили царём своего полководца Омри (библ. Амврий). Воины Омри осадили Тирцу, и
«когда увидел Замврий, что город взят, вошёл во внутреннюю комнату царского дома и зажёг за собою царский дом огнём и погиб за свои грехи». (3 Цар 16:18-19)
В Израиле воцарилась новая могущественная династия — дом Омри.
Продолжение следует: Под властью «дома Омри»