1. Жан Фуке "Меленский диптих" (1450 г.)
На правой створке диптиха, написанного для церкви в Мелене — бритая женщина с голой грудью и ребенком на руках, окруженная красными и синими младенцами. Техника, композиция, цвета — картина выглядит, что называется, как новенькая, хотя работа написана в далеком XV веке! Отчего же так? Давайте разбираться.
Белая Мадонна, ярко-красные и синие ангелы — выбор неслучайный. Это цвета королевского герба. Прототипом Богоматери с голой грудью стала Агнесса Сорель — любимая женщина короля, которая жила при дворе параллельно с некрасивой и нелюбимой женой. Впрочем, умудрившись с ней… подружиться и стать фрейлиной! Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого. Возможно, в память о ней была заказана эта картина.
Кстати, если вы все еще недоумеваете о несколько странном виде богоматери на картине, — дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее находок была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.
Диптих заказал королевский казначей Этьен Шевалье. Его портрет — на левой створке диптиха, которая хранится в Берлине (правая — в Антверпене).
Шедевр Фуке отлично «вписывается» в видения современных фентезийщиков: при незнании подробностей и года создания его работы, вполне можно принять картину за современную! А ниже — настоящая «современница» из пантеона образов Патрика Вудроффа, к сожалению, покинувшего этот мир не так давно.
2. Жан-Жак Леке «Я Дева, но не святая» (ок. 1810 г.)
Жан-Жак жил в XVIII—XIX веках (1757−1826 гг.), славился экстраординарными рисунками и любовью к так называемой «говорящей архитектуре». Он создавал проекты зданий, по внешнему виду которых должно быть очевидно их предназначение.
Вообще идея создания такой архитектуры принадлежит Клоду-Николаю Леду, но Жан-Жак в свое время ей тоже проникся.
Вот, к примеру, его эскиз двери охотничьего угодья: весьма современные линии и формы! Глядя на этот эскиз, вспоминается и сторона — «новодел» Собора Святого Семейства Гауди.
Жан-Жак учился и развивался как профи во времена Французской революции — неудивительно, что и в рисунке ему хотелось создавать что-то эдакое: свежее, необычное и провокационное. И дело тут не в дамочках с голой грудью и не в головах животных: то, как он наносил штрихи и краски, как передавал выражение лиц людей — весь стиль его творчества был достаточно революционным.
Кстати, Леке предвосхитил появление сэлфи: на своих карандашных автопортретах он кривляется не хуже, чем блондинка в instagrsam.
Но, конечно, от его работ веет тревожностью — сказывалась революционная эпоха.
3. Генри Уоллис «Смерть Чаттертона» (1856 г.)
Если вы или же кто-то из знакомых увлекается музыкой в стиле «прогрессивный рок», стоит взглянуть на эту работу — и просто опешить от изумления. Как?! Старинная картина? Или ранний вариант обложки знаменитого альбома группы Marillion 1984 г.
Картина прерафаэлита Генри Уоллиса (1830−1916) «Чаттертон» (1856) скандально знаменита: юный поэт, покончивший жизнь самоубийством в 17 лет, чьи произведения были опубликованы посмертно, был романтическим героем эпохи. Непризнанный гений отравлен — он будто спит…
Для полотна Уоллису позировал английский поэт Джордж Мередит (George Meredith, 1828 — 1909), и такова была сила искусства художника, что жена поэта сбежала с ним по завершении картины! Сенсационный в то время шедевр получил самый широкий резонанс сразу же после выставки в Королевской Академии в 1856 году, и ныне хранится в Tate. А еще — вдохновляет художников. Марк Уилкинсон создал современный сюжет на известную тему! Прогрокеры очень довольны. А теперь еще и знают настоящую предысторию!
И еще немного о старине, современности и рок-музыке. Работу Уоллиса дерзко (в хорошем смысле) использовали любители стереографии. Наняв натурщика, фотохудожники слелали необычную копию картины Уоллиса. Редкий снимок-копия картины хранится в коллекции легендарного участника Queen Брайана Мэя. Он же красовался на афише выставки стереофотоснимков.
4 Кацусика Хокусай «Сон жены рыбака» (1814 г.)
Великая вещь. Кацусика решил изобразить сцену встречи принцессы Таматори с подводными жителями. За незнанием японского можно подумать, что осьминоги берут принцессу силой, но переводчики утверждают: все происходит по взаимному согласию — так написано на заднем фоне.
Вообще смысл гравюры отдан на откуп смотрящего. Работает она не хуже, чем пятна Роршаха, показанные Зигмунтом Фрейдом.
А что сегодня?
В современном искусстве тему осьминогов и эротики очень полно раскрывает художник Рэй Цезарь:
5. Джон Сарджент «Гвоздика, лилия, лилия, роза» (1886 г.)
Полотно выглядит даже не как картина, а как фотография, что свойственно шедеврам гиперреализма. Правда, гиперреализм как отдельный стиль сформировался в конце 90-х годов XX века.
На момент создания полотна Сарджент уже был забыт и зрителями, и критиками. Возможно, именно такая свобода от внимания и желания быть лучшим позволила ему заглянуть в будущее и создать шедевр, поражающий идеальной комбинацией искренности и загадочности.
Вообще, фонарики — вещь совершенно сказочная! Современный художник Виктор Низовцев понимает это прекрасно, создавая волшебные сюжеты. Ну, а мы вспоминаем Сарджента и его работу как источник загадочного света!
6. Филипп де Шампень «Ванитас» (1644 г.)
Ванитас — метод не новый, а барочный. В начале развития натюрморта как жанра художники помещали череп в центр композиции, намекая: «Жизнь коротка, дружок. Успей прожить ее достойно».
Так вот, чьи современные работы напоминают вам натюрморты в жанре ванитас? Правильно — Дэмиена Херста!
Одна из самых известных (и дорогих) работ британца — модель черепа, инкрустированная бриллиантами (их на черепе 8601). Стоимость работы — 50 млн. фунтов.
Смысл, видимо, таков: сколько не богатей, ничего из накопленного Туда взять не получится. Кроме впечатлений.
7. Одилон Редон «Плачущий паук» (1881 г.)
Что в черном, что в цветном периоде Редон писал очень необычные картины, опережающие свое время: загадочные, мистические и наполненные одиночеством, которое хочет вырваться наружу, но боится. Редон — это Кафка без слов.
Вообще все его картины вполне могли бы быть написанные сегодня, а не в XIX—XX веках. Рекомендуем изучить.
8. Эмми Филлипс «Девочка в красном с котом и собакой» (1830-1835 гг.)
Милый портрет , снова-таки, похож на современный коллаж , в котором автор решил выразить свою любовь к искусству и моде XIX века. Питомцы вообще напоминают творения компьютерной графики — слишком они правильные и, скажем так, геометрически выверенные.
Но нет — работа действительно написана маслом в XIX века, а не нарисована на компьютере в XXI-м!
9. Витторе Карпаччо «Портрет молодого рыцаря на фоне пейзажа» (1510 г.)
Все работы Карпаччо — вне времени. С одной стороны, «по одежке» мы понимаем, что действия происходят не в современном мире, но с другой — техника, цвета, перспектива полотен как бы подсказывают нам: а вдруг на полотне не прошлое, а напротив — фантазии о будущем? И в каком-нибудь 25-м веке динозавры воскреснут и превратятся в драконов, а люди начнут носить доспехи…
А еще знакомый ребенок, увидев репродукции из альбома работ Витторе Карпаччо, воскликнул: а у меня есть книжка с его картинками — «Сказки Туманного Альбиона»! Все дело в том, что иллюстратор детских книжек, удивительный художник Владислав Ерко, представляя свои фантастические работы, знакомит детей еще и со старинными традициями в живописи! Похоже?
10. Франсуа Клуэ, портрет Дианы де Пуатье (ок. 1571)
Из-за сочности красок, четких контуров и довольно ироничного лица сиделки на заднем плане картины работа выглядит скорее не как оригинал, а как коллаж на средневековую тему. Но нет — ее и правда написал яркий представитель французского Ренессанса Франсуа Клуэ в далеком 1571 году.
В общем, все придумано до нас: классики тоже умели эпатировать публику! Просто классическое искусство уже просеяно через сито времени: посредственное кануло в лету, а важное осталось в истории.
Современному этот тест только предстоит. У нас, зрителей, есть уникальная возможность следить за процессом и… делать свои ставки на вечность в искусстве!